Рейтинг школ: лицей «АМТЭК» ушел далеко в отрыв

Три череповецкие школы — лицей «АМТЭК», № 40 и № 26 — заняли верхние строчки рейтинга учебных учреждений города, который составлялся в этом году впервые. Победителей назвали в мэрии на прошлой неделе.

Тройка лучших

Разработчики рейтинга общеобразовательных учреждений старались учесть основные сферы деятельности. Среди показателей стоит отметить прежде всего кадровое обеспечение, исполнение требований проверяющих организаций, эффективность деятельности учреждения и привлечение внебюджетного финансирования.

По словам начальника управления образования мэрии Череповца Николая Печникова, рейтинг будет совершенствоваться в дальнейшем.

В этом году победителем стал общеобразовательный лицей «АМТЭК». Также в тройку лучших вошли средняя общеобразовательная школа № 40 и средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением предметов. Победителей наградили грамотами.

Статус лицея

По словам директора лицея «АМТЭК» Дмитрия Кузьмина, слагаемых успеха много:

— По сути, чтобы добиться высоких результатов, нужно увеличить бюджет учреждения в два раза, но, как депутат гордумы, я понимаю, что это невозможно. Поэтому приходится искать дополнительное финансирование. Например, от предпринимательской деятельности, привлечения средств родителей. Мы шли к успеху на протяжении 20 лет. Поначалу лицей — это маленькое учебное заведение, которое долго пыталось найти свое место под солнцем. Тогда численность учащихся не превышала 100 человек.

На сегодняшний день в лицее учатся 563 человека (проектная наполняемость школы — 575 человек, поэтому увеличения контингента учащихся не планируется), функционирует 21 класс. Реализуются три основных направления, полностью прошедших аккредитацию: физико-математическое, физико-химическое и социально-экономическое. Кроме того, на базе лицея реализуется проект «Цифровая школа XXI века».

— Цифровая школа — это не так страшно и затратно, — отмечает Дмитрий Кузьмин. — Правда, то, что мы имеем, не есть цифровая школа в ее полном понимании. Это просто школа современного уровня, ведь работа на интерактивных или маркерных досках — гораздо эффективнее. С другой стороны, если мы наполним каждый класс интерактивными досками и компьютерами, школа цифровой не станет. Многое зависит от того, насколько учителя владеют технологиями и хотят замотивировать учащихся.

В числе основных слагаемых успеха Дмитрий Кузьмин назвал статус учебного заведения, ведь изменение статуса влечет за собой изменение подушевого финансирования. Во-вторых, сказывается работа педагогического коллектива:

— Учитель — это тот, кто запоминается на всю жизнь, и очень важно, кто воспитывает: серый человек или яркая личность. Поэтому всегда надо думать о повышении квалификации учителей и делать для этого все возможное. В этом нам помогает сотрудничество с другими организациями. Так, ближайший проект, который реализуется совместно с ЧГУ, — курсы повышения квалификации учителей информатики.

И третья составляющая — ученики. Число лицеистов, участвующих в олимпиадах, растет, равно как и число тех, кто добивается высоких баллов. Помимо олимпиад ребята активно участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня — от городского до международного.

Ситуация успеха

— По большему счету, нам привычнее анализировать наши неуспехи, выявлять проблему и определять способы решения, чем говорить об успехе, — рассказывает директор школы № 40 Ольга Кузнецова. — Слагаемых много, но мне хотелось бы выделить главное: активную инновационную деятельность и продуманную кадровую политику.

Школа была основана в 1993 году и уже через два года стала самой большой по наполняемости школой города: в середине 90-х приходилось работать в три смены.

— Это были сложные условия, — вспоминает Ольга Кузнецова, — и нужно было определить приоритеты развития. Комплексный анализ состояния образовательной среды школы показал, что у нее большой инновационный потенциал. Сейчас наше учреждение — экспериментальная площадка для внедрения инклюзивного и дистанционного образований. Кроме того, в следующем году школа будет служить базой для внедрения образовательных стандартов на ступени основного общего образования.

Вторая составляющая успеха — кадровая политика, и как вытекающая из нее — зарплата сотрудников.

— Еще до введения новой системы оплаты труда мы определили необходимость стимулирования работников. Поэтому, когда все перешли на новую систему оплаты, нам несложно было объяснить педагогам, что зарплата должна зависеть от качества и интенсивности труда. На сегодняшний день зарплата составляет от 10 до 26 тыс. руб. в месяц. Если учитывать дополнительные платные услуги, то учитель может получать свыше 30 тыс. С другой стороны, такая сумма возможна только при нагрузке 24 — 25 часов в неделю, что сказывается на качестве образования. Большую тревогу вызывает то, что в ныне существу-ющей системе оплаты труда размер зарплаты молодых педагогов колеблется от 7 до 10 тыс. Кроме того, не соблюдается соотношение зарплаты в стимулирующем фонде по прочим работникам, которые также важны для нормального функционирования.

Одно из отличий от других учреждений — служба социально-психолого-педагогического сопровождения, и это третья составляющая успеха.

— К сожалению, — отмечает Ольга Кузнецова, — в истории нашего учреждения были факты, когда в одной параллели оставались на второй год по 20 человек. Нами была поставлена задача: создать такие условия, чтобы учащиеся могли успешно осваивать образовательные программы. Для этого потребовалось объединить усилия всех работников школы — от классного руководителя до социального педагога — и создать ситуацию успеха.

Работа с одаренными детьми

Школа № 26 была основана в 1974 году и на протяжении уже 20 лет работает в статусе учреждения с углубленным изучением предметов. В 2007 году она стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Эта победа во многом задала вектор в развитии и совершенствовании образовательного процесса. Сегодня в учреждении обучается 781 человек, функционирует 30 классов.

— Основная задача руководителя — говорит директор школы № 26 Татьяна Вячеславова, — создать наилучшие условия для работы каждого сотрудника, стимулировать и развивать здоровую профессиональную конкуренцию для получения общего профессионального эффекта. С 2010 года наша школа является муниципальным ресурсным центром по управлению воспитательной системой образовательного учреждения. Среди приоритетных направлений — создание условий для реализации новых стандартов образования и работа с одаренными детьми. Так, благодаря участию в программе «Одаренный ребенок» 100 % школьников участвуют в олимпиадах, многие из них становятся призерами и победителями. Ну и, конечно, нельзя забывать о педагогическом коллективе, именно он обеспечивает стабильный и высокий уровень обучения школьников.

Разделят на квалификации

На итоговом совещании также отметили директоров школ, которые стали участниками различных конкурсов в этом году. Благодарственные письма и дипломы директорам лучших школ города вручил заместитель мэра Денис Зайцев.

— Подобные рейтинги необходимо составлять ежегодно, — отмечает он, — чтобы наглядно показать, каких успехов добиваются череповецкие школы. А они действительно показывают очень хорошие результаты: детей, которые успешно сдают ЕГЭ, побеждают на фестивалях и в конкурсах, становится больше.

Одно из изменений, которое предполагается внести в процесс определения рейтинга в следующем году, — распределение учреждений по группам, чтобы лицеи, гимназии и общеобразовательные школы соревновались со «своими». Также внесено предложение о создании городского грантового фонда, средства из которого получат лидеры рейтинга.

Марина Белая