Водителям автобусов не даст уснуть тахограф

Череповецкие автобусные перевозчики готовятся к вступлению в действие нового требования: к 23 января все автобусы, независимо от того, по каким маршрутам они ездят, должны быть оснащены тахографами. Эти приборы призваны покончить с нарушениями режима труда и отдыха водителей.

Зачем это нужно

Тахографы уже давно и успешно применяются во многих европейских странах для контроля за тем, сколько работает и сколько отдыхает водитель любой коммерческой машины. Прибор, представляющий собой небольшой ящик (размером чуть меньше автомагнитолы), фиксирует время в движении, время стоянки, скорость и еще ряд параметров в зависимости от сложности самого устройства.

В Вологодской области тахографы на автобусах стали использовать около года назад, когда по всей России начало действовать требование об их обязательном наличии на машинах, выполняющих междугородные и международные рейсы.

— Сегодня на таких маршрутах нет ни одного автобуса без тахографа, — констатирует зам. начальника областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Владимир Кравчук. — В городе значение этого прибора совсем другое, и я думаю, что он там, наверное, и не нужен. Хотя требование такое теперь предъявляется. Главная цель применения тахографов — контроль за безопасностью движения. Это скорость автобуса, режимы движения, режим труда и отдыха. Сейчас организован учет на транспортных предприятиях: у них хранятся базы данных, и при необходимости можно посмотреть, кто где был, куда автобус ехал. Толк есть.

Сколько стоит безопасность

По последним данным областного управления Госавтодорнадзора, череповецкие перевозчики постепенно оснащают свои автобусы, в том числе и работающие только в городе, тахографами. Так, крупнейший частный перевозчик — ООО «Новотранс» — из 171 автобуса не использует тахографы только на четырех машинах. Муниципальная автоколонна № 1456, по данным Госавтодорнадзора, имеет 81 автобус с тахографами и 150 машин без них.

На многих новых автобусах тахографы уже установлены производителем, а на подержанных иномарках ранее не использовавшиеся аналоговые тахографы (они записывают информацию не в электронную память, а на специальную картонную шайбу — тахограмму) прошли поверку в специализированной организации и после получения соответствующих документов оказались готовы к применению.

Цена нового цифрового тахографа начинается от 30 тыс. рублей, и пока ничего не известно о том, чтобы кто-либо оптом закупал такое оборудование.

— Перевозчики о новых требованиях знают, постепенно их выполняют, — объясняет Ольга Доронина, старший госинспектор череповецкого представительства областного управления Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. — Конечно, при наличии тахографов проверки проводить значительно проще, и все нарушения налицо. Без тахографов нам приходится основываться на маршрутном листе: водители обязаны ехать по нему и соблюдать режим труда и отдыха.

Прибор есть, условий нет

Изменения, внесенные в техрегламент о безопасности колесных транспортных средств и обязавшие оснащать тахографами все автобусы, при очевидной правильности самой идеи специалисты называют не иначе как сырыми и непродуманными. Одновременно с введением требования об обязательном оснащении тахографами не прописана ответственность за игнорирование этого требования перевозчиком или невключение прибора самим водителем.

— Это как в анекдоте: «Петька, приборы!» — «Шестьдесят!» — «Чего шестьдесять?» — «А чего приборы?», — сравнивает начальник транспортного отдела мэрии Череповца Илья Гребнев. — Тахограф, может быть, и полезен, но кто им должен пользоваться? Это работодатель и органы контроля: ГИБДД и управление Госавтодорнадзора, которое занимается контролем за лицензируемыми видами перевозок. Вы можете себе представить: экипаж ДПС останавливает автобус на линии — и что дальше? Что они будут контролировать? Что у водителя в машине стоит какой-то черный ящичек? В Европе это действует так: они с ноутбуком подключаются и смотрят — вот водитель Сидоров, сколько он за рулем, когда у него был перерыв. Как это будет организовано у нас в России, я не знаю. Сейчас тахографами должны оснащаться все грузовые машины и автобусы, которые выполняют рейсы за рубеж. Все перевозчики скажут, что в Европе их проверяют и там такие санкции за несоблюдение режима труда и отдыха, что в некоторые страны могут вообще больше не пустить. И сколько раз у этих же перевозчиков на этих же машинах проверяли эти данные в России?

И. о. начальника отдела ГИБДД Михаил Стоиков на соответствующий вопрос «Речи» ответил, что идею использовать тахографы на всех автобусах можно только приветствовать, но как будет осуществляться контроль, говорить рано.

— Пока это требование для всех автобусов не обязательно. Будет приказ — будем в соответствии с ним контролировать, — объяснил он.

К слову, последний раз Ространснадзор в сентябре предложил штрафовать перевозчиков за выпуск на линию машины без тахографа на 400 тыс. рублей, а водителя такого автомобиля — на 50 тыс. рублей. Штрафы до сих пор не утверждены.

Как работать по закону

Сами автобусные перевозчики тем временем пытаются решить вопрос, как соблюсти закон: ведь после включения тахографа жестко регламентированный режим труда и отдыха водителя уже не нарушить даже в мелочах.

— На Западе, где тахографы стоят в каждом автобусе, водитель и автобус работают по разным графикам, — приводит пример директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — Нет такого, что автобус стоит на обеде вместе с водителем. Там автобус останавливается, водитель выходит, садится другой водитель, и автобус идет дальше. В таких условиях режим труда и отдыха легко выполняется. У нас же традиционно считается, что подменный водитель «убьет» машину. Также, чтобы внедрить европейскую систему, нужно выполнить и другие условия, например, иметь весь подвижной состав одной марки. Поэтому здесь есть определенные трудности.

Водители междугородных рейсов, которые уже работают с тахографами, также отмечают, что в целом по стране нет дорожной инфраструктуры для нормального отдыха на трассе или временной стоянки с большим количеством пассажиров.

Однако помимо проблем использование тахографов может принести перевозчикам и ряд плюсов. Так, используя этот прибор, легко установить истинный расход топлива, что исключает «приписки» со стороны недобросовестных водителей. Говорят, в некоторых предприятиях, массово установивших тахографы, экономия топлива составила 30 %.

По мнению специалистов, постепенно подобные системы будут совмещаться с оборудованием GPS и ГЛОНАСС и получать все большее количество функций, контролирующих как передвижение автомобиля, так и состояние водителя.

Справка.

Тахографы и аварийность

По статистике, около половины самых тяжелых аварий происходят во многом из-за усталости водителей. Примерно 20 % всех аварий со смертельным исходом случаются по вине уснувших водителей. Страны, которые перешли на контроль рабочего времени водителя при помощи тахографов, сумели снизить аварийность на 25 — 30 %.

Андрей Ненастьев