Никакой скорлупы

Сельхозпредприятия Череповецкого района готовы предложить горожанам новые виды продукции — в обмен на спрос и понятные правила торговли. Об этом шла речь вчера на встрече главы района Леонида Родичева и первого зам. мэра Череповца Андрея Травникова.

Чиновники вместе посетили несколько районных предприятий, в том числе птицефабрику в Малечкине. Ее руководство не без гордости продемонстрировало реконструированный этой осенью птичник: теперь здесь все автоматизировано. Температура и освещение регулируются сами, корм курам подается без участия человека, и даже яйца «автоматически» выкатываются из клеток, попадая на транспортерную ленту. Участие специалистов требуется в основном при контроле качества и для решения ветеринарных проблем. Директор ЗАО «Малечкино» Александр Ельцов отметил, что сегодня «рекорды никому не нужны» и фермеры уже не гонятся за объемами выпускаемой продукции. По его словам, птицеводы приближаются к европейской системе ведения бизнеса, когда основным показателем эффективности служит себестоимость яйца.

Кроме того, Александр Ельцов рассказал, что одно из перспективных направлений для предприятия — производство так называемых жидких яиц. Речь идет о выпуске охлажденного пастеризованного яичного желтка, белка и меланжа (смесь белка и желтка), то есть «яиц без скорлупы», которые будут продаваться в картонной таре или бутылках. Такие яица удобны в транспортировке и имеют больший срок хранения (до 12 недель). Однако российский потребитель, по мнению специалистов этой сферы, пока не воспринимает подобные вещи.

— Но когда-то и молоко наливали в бидончики и носили таким образом, — обнадеживает директор «Малечкино». — У нас пока нет законодательной базы и нет культуры потребления жидких яиц, но все это будет. Представьте, пришла хозяйка на кухню, открыла упаковку, вылила на сковородку содержимое — омлет готов. И никакой скорлупы. В Европе, например, вообще запрещено поставлять яйца в скорлупе в школы или лечебные учреждения, там только жидкие яйца.

По статистике птицеводов, на рынке яиц Европы 25 — 28 % занимают именно жидкие яйца, а в Японии этот показатель доходит до 50 — 60 %. При этом в России, как говорят экономические аналитики, уже имеется оптовый спрос на жидкие яйца — на предприятиях кондитерской, хлебопекарной и мясоперерабатывающей промышленности. Потребность пищевой промышленности в переработанных яйцепродуктах, по данным Росптицесоюза, ежегодно растет на 5 — 8 %, но российские производители полностью ее не удовлетворяют. В рознице продажи жидких яиц сдерживает в основном привычка людей к традиционному яйцу.

— Цена — главный фактор для многих людей, — добавляет глава Череповецкого района Леонид Родичев. — Ведь почему берут несвежие яйца? Вот пришла бабушка: лежит десяток тут за 50 рублей, а там за 24. Ей неважно, свежие они или нет.

— Как минимум раз в год в Череповце мы наблюдаем резкий рост цен на яйца, например на Пасху. Почему это происходит? — вернул разговор к «скорлупе» Андрей Травников.

По мнению птицеводов, колебания цен на их продукцию связаны с поведением оптовых перекупщиков. Последние включают сезонные издержки (летом яйца продаются хуже)в наценку, действующую в другие сезоны. Кроме того, занимаются сомнительной спекуляцией в пиковые моменты.

— Рынок портят мелкие оптовики, которые в период подъема цен везут неликвид с Башкортостана или еще откуда, — считает Александр Ельцов. — Задумайтесь, сколько яйцо ехало с Башкортостана? Это при сроке хранения в 3 — 4 суток!

Но в определенные периоды только ленивый не привезет через Москву десяток по 11 рублей, имея маржу в 10 — 20 рублей. Они регулируют рынок искусственно. Мы же вынуждены избавляться от своей продукции, потому что яйцо — не подшипники, его нельзя держать на складе месяцами. Всех птицеводов по стране так лихорадит: резкие спады, потом опять подъемы.

Андрей Ненастьев