В чем уникальность Череповца

Череповец — это родина художника Василия Верещагина или динамичная площадка для внедрения новых технологий? Плацдарм для туристов, желающих увидеть Вологодчину, или промышленный центр, привлекательный для инвесторов? Каким будет Череповец через десятки лет? Все эти вопросы 30 сентября задавали горожане, присутствовавшие на первой встрече, посвященной новому бренду, а значит, и стратегии города. В предыдущем номере мы кратко рассказали об информации, которая прозвучала в стенах мэрии. Сегодня мы публикуем мнения, высказанные сразу после докладов независимого эксперта и представителей городских властей. Приглашаем и наших читателей высказаться на эту тему.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ, ректор Череповецкого государственного университета:

— Действия по реализации стратегии городского развития — тема, которую мы начали обсуждать, действительно очень важна для города. И эта работа по формированию бренда города должна подкрепляться не только информированием, но и пробуждением определенных эмоций у жителей и гостей города. Ведь мы говорим об имидже не только как о знании, но и как о восприятии города. Какую оценку я бы дал предложенной нам концепции? Мягко говоря, булка есть, а вот насчет изюма я бы поработал. Чего не хватает в этой концепции бренда Череповца? Бренд всегда должен отличаться уникальностью, узнаваемостью и оригинальностью. Если мы возьмем концепцию, предложенную на сегодняшний день городскими властями, — она применима к абсолютно любому городу. И значит, какой-то верхний уровень еще не достигнут нами, понимание уникальности, на чем Череповец строит свое будущее, еще нами не понято и не предложено. Работа проделана большая; но как у Череповца нет выраженного центра, так и у бренда нет оригинальности, нет того самого изюма. И здесь мы готовы что-то предложить и работать вместе с городом.

Владимир БОГЛАЕВ, директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»:

— Сегодняшние доклады очень интересны. При этом аналитика агентства «Ex libris» — первая часть нашего разговора — сделана очень профессионально и объективно, почти не с чем поспорить, даже при желании. Тем не менее мне как профессиональному управляющему бросилось в глаза, что есть бренд, а стратегии нет. Все-таки сначала должна быть стратегия, а потом бренд — как мероприятие для продвижения этой стратегии на самых разных уровнях. Нам надо сначала понять, что мы вообще хотим в городе сделать? И только потом планировать мероприятия. И это уже будет система по достижению некой генеральной цели. Мне странно слышать о столь массовых предложениях: и стены домов красить в цвета флага, и баннеры вешать, и презентации делать — на все это нужны деньги. А хватит ли у города средств на осуществление всех этих планов? Не слишком ли много мероприятий? Ресурсы все-таки ограничены, и нужно выбирать какие-то приоритетные направления. Меня подкупает в этом разговоре и в череде идей то, что город хочет и может думать об этом. Я человек приезжий, живу в Череповце около восьми лет. И с тем, что все города одинаковые, не соглашусь — все разные. И Череповец серьезно отличается, в том числе и по менталитету, от соседних городов, и даже от Вологды. Поэтому выделение нашей уникальности в бренд вполне возможно. Так, для меня, моих друзей и коллег Череповец воспринимается как город возможностей, такая маленькая Америка. Ведь в свое время в Америку ехали те, кто искал что-то новое и надеялся на что-то лучшее. Пример моего предприятия: 500 человек у нас работают, и в руководстве местных людей, по большому счету, нет, от силы пять-шесть человек. Большинство специалистов изначально ехали в Череповец на пару месяцев, в итоге живут здесь, и других планов у них нет. Почему? Наверное, здесь эти люди смогли реализовать себя как профессионалы, найти возможности, которых не было в других городах и странах бывшего СССР. Поэтому для меня бренд города — это «российская Америка» или «город возможностей». И еще, нам не стоит делать ставку на туризм, все-таки основные рабочие места в городе — это производство, а производство — это инвестиции. Значит, надо понять, почему бизнес должен прийти сюда, какие для этого будут возможности. И если мы будем инвестору рассказывать о хоккее или волейболе, ему будет неинтересно. Что будет важным для инвестора? Готов посоветовать, но это разговор не двух-трех минут. А в целом эта встреча как начало беседы на важную тему мне понравилась.

Альбина МЕХОВА, заведующая кафедрой социологии, политологии и права ЧГУ, кандидат философских наук, доцент:

— Мне радостно, что городские власти активно продолжают логику управления, когда социальное участие становится непосредственной составляющей любого решения. Мы работали в рамках изучения общественного мнения по этой теме. И мне кажется, что сейчас, на этом этапе, важно просчитать и разработать механизмы участия горожан в реализации будущей стратегии. Тогда это будут не просто эмоции, а соучастие в решении трудных и непонятных вопросов. Я хотела бы согласиться с тем, что нам необходимо сконцентрировать внимание на чем-то одном, но этого «чего-то» у нас пока нет. И я воспринимаю доклад агентства и рассказ о позиции городских властей как повод для обсуждений, из которых это «что-то» и появится. А еще я очень хорошо понимаю, что каждый город стремится быть известным — это и инвестиция, и слава, которые всем приятно иметь. Но не менее важно выделить и сформировать привлекательные черты города для молодежи. Потому что если молодежь по-прежнему будет уезжать из города, не будет видеть возможности реализовать свои личные жизненные стратегии в Череповце, то, как бы мы ни хотели, светлого будущего у города не будет. В любом случае 2022 год — это год тех, кому сейчас 17 лет, а не тех, кому сегодня 50 лет. Поэтому надо активнее привлекать молодежь к работе не только над имиджем и брендом города. Для этого необходимо не только дать молодым возможность высказать свои потребности, но и повышать уровень ответственности молодых ребят за судьбу города. Если наша молодежь хочет жить и работать в Череповце, то надо дать ей возможность строить город своего будущего своими руками. И, конечно, если мы будем встречаться для разговора на эту тему раз в месяц, то что-то можно будет усилить и покритиковать.

Полина Удовиченко