Спиваков за 3 миллиона

Какие концерты нам нужнее — большие или камерные?

Областная филармония имени Гаврилина получит субсидию за концерт Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, который прошел в Вологде в июне. Согласно данным, опубликованным накануне первого после каникул заседания Законодательного собрания области, бюджету Вологодчины концерт обойдется в 3 млн рублей. Между тем филармония смогла выручить от продажи билетов всего около 500 тыс. рублей. С сентябрьских концертов знаменитого композитора Александра Морозова, посвященных 75-летию поэта Николая Рубцова, процент возврата наверняка будет еще ниже. На организацию гастролей автора «Горницы» в Вологде и Череповце будет затрачено без малого 2 млн рублей. Однако в нашем городе публика интереса к концерту пока не проявляет: реализовано лишь несколько десятков билетов. На суммы, потраченные на приезды мэтров, можно было бы организовать не один десяток концертов молодых талантливых скрипачей и пианистов. Какие же концерты нам нужнее — большие или камерные?

Мы задали этот вопрос директору областной филармонии Валерию Гончарову. Помимо обслуживания вологодского зрителя, филармония ежегодно организует концерты всемирно известных музыкантов в Череповце.

— Без академической музыки город, претендующий на звание культурного, жить не может, — считает Валерий Петрович. — Да, привезти в Вологду или Череповец оркестр Спивакова или Башмета — дорогое удовольствие. Думаю, все же иногда это надо делать, чтобы привлечь внимание широких масс к симфонической классике.

Некоторым городам России удается безо всякого ущерба для бюджета и организаторов приво-зить знаменитые оркестры и великих музыкантов за счет крупных залов и интереса публики. В Вологде имеется интерес (на тот же концерт Морозова билетов уже не купить), но крохотный филармонический зал. У череповчан все в порядке с концертными помещениями, но контингент зрителей, влюбленных в симфоническую музыку, очень невелик.

— Нам все говорят: повышайте цены. Попробовали. На концерт Венского оркестра цена на ближние ряды доходила до 1500 — 2000 рублей. И что? Мы продали на них всего четыре билета. Наш зритель не готов платить за посещение серьезного концерта больше 500 — 700 рублей. Я заметил, что обеспеченные люди в большинстве своем почему-то обходят концерты академической музыки стороной. А если и посещают, то предпочитает это делать в Москве, Санкт-Петербурге или за границей. Вот и получается, что зал полный, а организатор выступления подсчитывает убытки, — размышляет Валерий Гончаров.

Сергей Виноградов