Катастрофы: причины и виновные

Копировать ссылку
Источник: Речь
Ространснадзор огласил итоги расследования причин катастрофы теплохода «Булгария», случившейся 10 июля в акватории Куйбышевского водохранилища

Ространснадзор предал гласности итоги расследования причин катастрофы теплохода «Булгария», случившейся 10 июля в акватории Куйбышевского водохранилища, в которой погибли 122 человека. Увы, эта трагедия не первая и не последняя в череде аварий и техногенных катастроф, унесших тысячи жизней. Почему же гибнут люди? Удается ли установить виновников? Попробуем разобраться в этом, рассмотрев наиболее ужасные чрезвычайные происшествия за последние 30 лет.

1983 год. Авария теплохода «Александр Суворов»

5 июня 1983 года в 22.45, следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, «Александр Суворов» врезался в Ульяновский железнодорожный мост через Волгу. В момент столкновения по мосту шел грузовой поезд с 50 вагонами, часть которых сошли с рельсов. Их груз — уголь, бревна — частично упал на теплоход. В это время большая часть пассажиров находилась в кинозале на верхней палубе, который был полностью разрушен. Погибли 176 человек.

Рассказывает один из пассажиров: «Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел наверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела безумным взглядом. Отчетливо произнесла: „Скажите маме, что я жива...“ И тут же умерла».

Причинами катастрофы были названы: халатность первого штурмана и рулевого; отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток; на шестом пролете, где судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

Капитан был приговорен к десяти годам лишения свободы. В заключении он провел около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

1986 год. Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля произошел взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР. Реактор был полностью разрушен. В окружающую среду попало большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики — как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии. За последующие 15 лет от последствий облучения умерли 18 тысяч человек. Из 30-километровой зоны были эвакуированы более 115 тысяч человек.

Единой версии причин аварии, с которой были бы согласны все эксперты в области реакторной физики и техники, не существует. Однако все склоняются к мнению, что она случилась по причине неконтролируемого возрастания мощности реактора, перешедшего в тепловой взрыв ядерной природы.

7 июля 1987 года состоялся суд над шестью должностными лицами, «несущими ответственность» за аварию на Чернобыльской АЭС. Трое из них — директор АЭС Виктор Брюханов, главный инженер Николай Фомин и заместитель главного инженера Анатолий Дятлов — были осуждены на десять лет лишения свободы.

1988 год. Железнодорожная катастрофа у Арзамаса

4 июня 1988 года утром товарный поезд, в котором находились три вагона со 120 тоннами гексагена, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамасе в районе станции Арзамас-1. В 9.25 произошел взрыв, которым был уничтожен 151 дом. По официальным данным, погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, поврежден железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередачи, поврежден газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. На месте взрыва осталась воронка глубиной 26 метров.

Основной версией причин взрыва считается нарушение правил перевозки взрывчатых веществ.

Виновные установлены не были.

1989 год. Железнодорожная катастрофа под Уфой

4 июня в 1.15 в 11 километрах от города Аша в момент встречи двух пассажирских поездов (№ 211 Новосибирск — Адлер и № 212 Адлер — Новосибирск) прогремел мощный взрыв газа из трубопровода и вспыхнул гигантский пожар. В поездах находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, 575 человек погибли (по другим данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Погиб 181 ребенок.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва. По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы так называемых блуждающих токов железной дороги. За две-три недели до взрыва образовался микросвищ, затем в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

Судебное разбирательство продолжалось шесть лет. Было предъявлено обвинение девяти должностным лицам. Двое попали под амнистию. Остальным, среди которых были начальник СМУ треста «Нефтепроводмонтаж» и прорабы, назначены разные меры наказания. Максимальная мера — пять лет лишения свободы.

2000 год. Подводная лодка «Курск»

Затонула в Баренцевом море на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По официальной версии, в 11 часов 28 минут произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Через две минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв был эквивалентен взрыву 2 — 3 тонн тротила и привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки.

Восемь высших руководителей Северного флота после этой катастрофы лишились своих постов, а вице-премьер Илья Клебанов был понижен в должности. В соответствии с указом президента все находившиеся на борту посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

17 августа в 8.13 гидроагрегат № 2 внезапно разрушился и был выброшен напором воды со своего места. В машинный зал станции под большим напором стала поступать вода, затопившая машинный зал и технические помещения под ним.

В результате аварии погибли 75 человек, большинство — сотрудники подрядных организаций, занимавшиеся ремонтными работами. Все гидроагрегаты станции получили повреждения различной степени тяжести. Было частично разрушено здание машинного зала, повреждено электротехническое и вспомогательное оборудование.

Расследованием причин аварии занимались комиссия Ростехнадзора и парламентская комиссия Госдумы. Результаты работы стали известны в декабре 2009 года. Непосредственной причиной разрушения гидроагрегата № 2 названо усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины в результате вибрации, возникавшей при переходах режима мощности гидроагрегата через диапазон «запрещенной зоны».

Семи лицам предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 143 УК («Нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Среди них: экс-директор Николай Неволько, его первый заместитель Андрей Митрофанов и заместитель главного инженера по технической части станции Геннадий Никитенко. Когда состоится суд, пока неизвестно.

2011 год. Катастрофа теплохода «Булгария»

Трагедия вызвала широчайший резонанс в обществе, и уже через 40 дней Ространснадзор закончил расследование по ней. В официальном заявлении утверждается, что причиной аварии теплохода явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

В настоявшее время устанавливается степень виновности лиц, возможно, причастных к катастрофе. Буквально через несколько дней после трагедии была арестована гендиректор ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина. Ей предъявлено обвинение по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). 17 августа Вахитовский райсуд Казани по просьбе Следственного комитета, расследующего дело, постановил арестовать чиновников Ространснадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова. Им предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 293 УК («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц»). Следствие не исключает, что к уголовной ответственности может быть привлечен гендиректор Камского речного пароходства Валерий Незнакин, а также капитаны двух судов — «Дунайский 66» и «Арбат» (Александр Егоров и Юрий Тучин), которые прошли мимо места катастрофы и не оказали помощь пассажирам терпящего бедствие теплохода. Когда состоится суд, пока неизвестно.

Итоги

Как мы видим, аварии и техногенные катастрофы произошли по вине людей. Вероятнее всего, трагедии можно было предотвратить. Но ненадлежащее исполнение сотрудниками своих обязанностей не позволило это сделать. Причем виновны как те, кто работал на объектах, так и те, кто их контролировал. Судя по всему, трагедия «Булгарии» не станет последней. Избежать влияния человеческого фактора на функционирование механизмом не удастся еще долго. Конечно, виновников аварий и катастроф находят и наказывают, но это уже не может вернуть людям родных. Так что трагедии ничему никого не учат.

Клим Снегов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 27 →

Погода приподносит сюрпризы. Как вы на них реагируете?

40.00%
29.09%
10.00%
20.91%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Эдуард Зайнак
Первый заместитель Губернатора Вологодской области
Эдуард Зайнак

Строительство новой поликлиники в Череповце начнется в 1 квартале 2023 года. Она появится в самом густонаселенном районе Череповца в районе улицы Годовикова. Пропускная способность учреждения - до 800 пациентов в смену. Новая взрослая поликлиника №7 по своему оснащению и диагностическим возможностям не уступит ни одному из медучреждений первичного звена, а по многим параметрам даже превзойдет их. На строительство будет направлено 2,4 млрд рублей из федерального и областного бюджетов.

20 Января 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
27 января, пятница
11:19:11
Коронавирус
Коронавирус
217157 (+37) чел
Курсы валют
USD 68.96
EUR 74.96