Череповецкие журналисты прошли боевую подготовку
Учить надо
Первый день нашего семинара проходил в Вологде. Зам. губернатора области Владимир Першиков рассказал о том, почему так важно уделять внимание теме терроризма на нашей, казалось бы, такой спокойной Вологодчине.
— Печальные события в Москве и Ставрополе подтверждают, что угроза выноса террористических проявлений за пределы Южного округа реальна, — сообщил Владимир Петрович. — Сегодня и трудовые, и бытовые конфликты иногда решаются террористическими способами. К примеру, были случаи, когда по результатам трудового спора подрывались линии электропередачи, пьяное застолье оборачивалось тем, что человек мог взять собутыльника в заложники.
Оперативный штаб области, возглавляемый губернатором, каждые три месяца проводит учения в районах.
— Мы столкнулись с тем, что людей надо учить тому, как действовать при проведении контртеррористических операций, — говорит Владимир Петрович. — В первую очередь навыков и знаний не хватает главам районов и поселений. Именно они решают, куда будет производиться эвакуация людей, ведь операции могут длиться от нескольких дней до недели и больше. А один глава предложил нам эвакуировать население... в лес!
Мина в ведре с картошкой
Поведение журналистов, которые теоретически могут освещать теракты, мы отрабатывали на полигоне под Чебсарой. На специальных «прилавках» под навесами представлена сила и гордость современной российской армии: снайперская винтовка, автомат Калашникова, винтовка ВСК-94, автомат специальный для ведения бесшумного и беспламенного огня, пистолет Макарова.
Особый интерес журналистов вызвал НРС — нож разведчика стреляющий. С одной стороны — обычный нож, обоюдоострый, лезвие темного цвета (чтобы не бликовал на солнце). А из рукоятки ножа может вылететь пуля, которая находится в специальном патроне. Используется такое оружие только в ближнем бою, когда противник находится в
— Для того чтобы распознать мину, нужно быть предельно внимательным и осторожным, — обучает журналистов взрывотехник ОМОНа. — «Вестниками» того, что где-то поблизости заложено взрывное устройство, могут стать кусочки проволоки, обрывки бумаги, упаковки.
Взрыв может прогреметь отовсюду. Минируются все подступы к домам, огороды, тропинки, двери, окна. Бомба может быть спрятана в ведре с картошкой, пачке сигарет, книге. Минометный «выстрел» красят в белый цвет и маскируют под столбики вдоль дорог.
Понюхали пороха и дыма
Следующим пунктом в «меню» наших учений значился обстрел колонны. Его мы также испытали на себе. Забираемся в «Ниву». Впереди — два бойца ОМОна в масках, которые сразу предупредили, чтобы мы безоговорочно выполняли все их команды. Наша машина движется первой, в колонне за нами еще два автомобиля. Не успели мы проехать и десяти метров, как началась настоящая стрельба. В лесу, справа от дороги, что-то ухнуло и взорвалось. Бойцы выскочили из машины:
— Обстрел! Девчонки, уходим! Бежим в траву!
Пригибаясь от грохота и, честно признаюсь, страха, бежим в канаву. Падаем в одуванчики, закрывая голову руками. Для полной схожести с реальными боевыми действиями взорвали дымовую шашку. Всю дорогу окутало плотное облако дыма.
— Встаем! Перебегаем на следующую точку! Пригнитесь! Петляя как зайцы, мы наконец добрались до нужной кочки, рухнув возле нее. Вскоре все закончилось, и мы отправились на стрельбище. Ох, нелегкая эта работа — держать на весу снайперскую винтовку, чтобы руки не дрожали, ноги не подкашивались, а глаз видел мишень в прицеле. Мы учились вставлять патроны в рожок Калашникова, глохли, стреляя из пулемета. Кстати, палить из Макарова — картинно, изящным движением передергивая затвор, как это показывают в фильмах, — в реальности не так просто.
По окончании семинара каждый из журналистов получил свидетельство о том, что он аттестован. В планах руководства области — вывести такие учения на региональный уровень, расширив и программу занятий, и состав участников.