Как зимой стала замерзать Ягорба
Незамерзающая зимой река Ягорба — новому поколению такое сложно себе представить. Но так действительно было, пока в реку шли неочищенные выбросы. Сегодня расскажем, как в Череповце менялось отношение к чистоте водных объектов.
Металлургический завод проектировался по прямоточной схеме, то есть стоки практически не очищались.
Старожилам памятна серьезная авария в коксохимическом производстве зимой 1987 года, когда из-за несанкционированного сброса загрязненных стоков в Рыбинское водохранилище водоем был отравлен.
В свою очередь, говорит бывший главный эколог «Северстали» Николай Архипов, прокатчики загрязняли реку Серовку. Фактически в середине 70-х она прекратила свое существование как река и стала представлять собой сточные воды завода.
Срочно требовалось принимать серьезные меры. Чтобы в водоемы сбрасывалась очищенная вода, решили построить пруды-осветлители. А в районе «Северсталь-Вторчермета» возвели центральную фильтровальную станцию.
Главное же — на комбинате создали замкнутую оборотную систему водоснабжения с использованием в качестве подпитки очищенных промышленных вод. Она позволила сократить потребление речной воды. С 1995 года на комбинате было закрыто семь из девяти выпусков воды в Ягорбу, Кошту и Шексну. В итоге на третьем пруду (а это фактически последняя точка сброса очищенных сточных вод) спокойно плавали мальки. Николай Архипов вспоминает:
— Утром 15 ноября 1995 года первый телефонный звонок я получил от начальника череповецкого порта. «Слушай, что у вас случилось? — встревоженно говорил он в трубку. — Ягорба замерзла!» А ведь у них суда стояли на стапелях…
Впоследствии многие предприятия брали за основу организацию системы водоснабжения и водоотведения на ЧерМК.
Сегодня водооборотная система комбината замкнута на 98,4%, то есть из водоемов забирается только 1,6% воды от общего используемого объема. Это один из лучших показателей в отрасли. В этом году завершилась модернизация очистных сооружений на насосной станции № 8 в производстве плоского проката. В 2025 году в компании намерены снизить массу сброса загрязняющих веществ на 12% к показателям 2017 года.
Еще относительно недавно многие общественные организации на самых разных экологических конференциях старались представить ЧерМК виновником всех бед. Но попытки «зеленых» раскачать общественную обстановку в Череповце потерпели фиаско. Так, в середине 90-х, когда на комбинате уже были реализованы многие мероприятия по оздоровлению водного бассейна, в Череповец нагрянула очередная экологическая организация из Нижнего Новгорода. В ее составе был ученый из Германии, который хотел дать лекцию о том, как правильно очищать воду.
— Тогда, — делится воспоминаниями Николай Архипов, — я предложил ему провести эксперимент. Мы сели в катер и отправились на остров Каргач в Рыбинском водохранилище — брать воду для пробы. И рыбки можно будет наловить на уху. Когда нас высадили на остров, ученый был в несколько испуганном состоянии: перед нами были песчаные дюны и столько мелкой рыбы!Пока гость изумлялся наличием речной фауны прямо напротив комбината, Архипов вскипятил на примусе чайничек воды, зачерпнутой прямо из водоема. Попили чайку.
— Вызов мне сделаете в Германию? — поинтересовался тогда Николай Александрович у собеседника. — Теперь уже ваш черед угощать меня чаем или кофе на водичке из реки Рейн.
Но на встречный эксперимент гость почему-то не решился.
Николай Архипов уверен, что главным загрязнителем Верхней Волги является вовсе не Череповец, как это хотят представить, а Ярославская область. 600-тысячный по населению Ярославль, даже если не учитывать работу нефтеперерабатывающего завода, сбрасывает в Волжский бассейн коммунальные стоки напрямую, Рыбинск и Тутаев — тоже напрямую. В итоге доля загрязнения водоема у наших южных соседей в десять раз больше, чем на Вологодчине.
Это подтверждают данные Росприроднадзора. В прошлом году глава ведомства Светлана Радионова сообщила, что по результатам отбора более 2000 проб воды и свыше 1300 проб донных отложений специалисты составили антирейтинг регионов по загрязнению Волги. Туда попали предприятия и объекты на территории Ярославской, Ивановской, Саратовской, Астраханской, Московской, Нижегородской, Волгоградской, Ульяновской областей и Татарстана. Вологодчина упомянута не была.
Что касается Череповца, то ему по примеру меткомбината предстояло также замкнуть все линии канализации на очистные сооружения. Подробнее об этом — в следующем нашем выпуске.
Андрей Савин
газета «Голос Череповца»