Здравствуй, трасса?
Планы губернатора Вологодской области Георгия Филимонова ограничить продажу алкоголя вызвали бурное обсуждение в регионе и стране. С одной стороны, люди считают, что с пьянством надо бороться, но запретительные меры не дадут плодов. Они лишь приведут к возрождению нелегальной продажи спиртного, росту оборота суррогатной продукции, самогоноварения и так далее. Впрочем, многие считают, что инициатива главы региона поможет сократить смертность, заболеваемость и так далее.
Шаткое равновесие
На сегодняшний день сложилась определенная система торговли алкоголем, которая, в общем-то, до недавней поры устраивала всех. Несмотря на имеющиеся ограничения розничной продажи по ночам, люди могут купить спиртное в удобное время, а государство контролирует его оборот (практически устранив нелегальных продавцов), тем самым пополняя бюджет. Да и опасных для здоровья суррогатов в магазинах не найти. По сравнению с 90-ми годами пьяных на улицах стало меньше, а валяющихся в неадекватном состоянии на земле практически нет. Надо сказать, что к этому статус-кво шли долго, но результат стоил того. Безусловно, после окончания рабочего дня в алкомаркетах выстраиваются очереди за спиртным, но точно такие же очереди, а то и больше, выстраиваются в магазинах за продуктами. Уже к 21.00 никакого ажиотажа в торговых точках нет. Возможные ограничения могут разрушить это, как оказалось, шаткое равновесие. По крайней мере, так считают очень многие люди.
«Ничего хорошего»
С 28 октября по 12 ноября на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области прошло общественное обсуждение законопроекта, ограничивающего продажу алкоголя в регионе. Всего было оставлено 326 комментариев. Подавляющее большинство людей выступили против этой инициативы. Приведем для примера пару типичных комментариев.
Вот что пишет Олег: «Я голосую против закона.
Боролись в свое время многие с алкоголизмом, но ничего из этого, как правило, хорошего не выходило.
Молодежь курит вэйпы, употребляет наркотики, которые свободно продаются в интернете. С этим надо бороться в первую очередь, а не с ветряными мельницами».
На взгляд Анастасии, многие будут закупаться с запасом, а, как известно, если пошла пьянка, обычно бывает «мало»: «Смертность только увеличится.
Нелегальные продажи «от таксистов» и других «доставщиков» увеличатся. Этому поспособствует сокращение срока продажи алкоголя до двух часов в день, с 12.00 до 14.00, так как человек работающий не сможет зайти в магазин днем, а таксист условный — свободно».
«Закон во благо»
В отличие от простых людей, участники публичного слушания по законопроекту, которое состоялось в Общественной палате Вологодской области, не видят в установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции ничего плохого. Например, председатель Заксобрания Сергей Жестянников сказал, что важно думать о будущих поколениях:
— Нужно формировать новую поведенческую модель. Очень важно, чтобы люди осознавали, что их выбор проведения досуга и привычки формируют не только их собственную жизнь, но и жизнь детей, будущее общества. Все всё понимают, большинство «за».
Подводя итоги слушаний, председатель Общественной палаты Сергей Клопов заявил, что активисты и эксперты выразились в поддержку законопроекта:
— Мы понимаем значимость и необходимость принятия такого закона. Закона во благо нас самих и будущих поколений вологжан.
«Под угрозой закрытия»
Георгий Филимонов не раз выступал с заявлениями, что хочет прикрыть алкомаркеты в Вологодской области. До недавнего времени владельцы этого бизнеса никак не комментировали планы главы региона. Однако последние события подвигли их обозначить свою точку зрения на этот счет. Как заявил представитель группы компаний «Бристоль» и «Красное и белое» Никита Черноусенко, в Вологодской области находится свыше 330 магазинов группы, в которых работают более 2000 человек. В случае принятия данного законопроекта под закрытие попадут 80 процентов от общего числа магазинов, это свыше 260 торговых объектов. А в оставшихся торговых точках, по словам Черноусенко, резко упадет трафик и товарооборот из-за запрета продажи алкоголя в будни, что также поставит вопрос об их дальнейшем закрытии.
Он также заявил, что оборот именно алкогольной продукции обеспечивает рентабельность продуктового магазина, что позволяет сохранять низкие цены на продукцию.
«Мы сделали первый шаг»
Инициатива Георгия Филимонова вызвала бурное обсуждение и на федеральном уровне. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что дискуссий относительно расширения инициативы на другие регионы в администрации президента не ведется.
«У нас были различные опыты на этот счет. Я имею в виду в Советском Союзе. Опыт весьма красноречивый, он очень легко поддается анализу», — сказал Песков.
По словам Сергея Жестянникова, после заявления губернатора Вологодчины пошла колоссальная поддержка из других регионов:
— Просто кто-то должен был сделать первый шаг. И мы его сделали.
Так, депутат Заксобрания Ленинградской области Михаил Коломыцев отметил, что его регион может вернуться к обсуждению сокращения времени продажи алкоголя:
— Мы пытались сократить время продажи алкоголя хотя бы на два часа, но нас завернули. А сегодня послушал губернатора Вологодской области и подумал — почему бы не вернуться к этой теме.
15 ноября на оперативном совещании в правительстве области губернатор Георгий Филимонов заявил, что законопроект «прошел оценку регулирующего воздействия», и поручил председателю Заксобрания Сергею Жестянникову «запустить процедуру принятия закона в ЗСО».
«Вероятен рост преступности»
По мнению легендарного бывшего начальника череповецкой милиции, заслуженного работника МВД СССР, полковника милиции в отставке Николая Паликова, возможные ограничения чреваты негативными последствиями:
— Я полвека занимался вопросами безопасности, так что знаю, о чем говорю. Во-первых, вероятно ухудшение криминальной обстановки, а именно — рост преступлений против личности, то есть драк и поножовщин. Причем как в жилищах, так и на рабочем месте. Сейчас человек купил после работы бутылку пива и идет домой. А в случае ограничений люди станут делать дома запасы спиртного, многие не смогут удержаться от соблазна и начнут выпивать их сразу. Итог — пьяные разборки в квартирах с родственниками. Многие привыкли пить буквально сразу после окончания работы, а так как вечером алкоголь не купить, то будут запасаться во время обеда. Но опять же не все смогут дотянуть до конца дня. Так что будут пить на работе. А это чревато не только насилием, но и повышением травматизма. Да и на улицах, возможно, будет менее безопасно. Выпил человек, все кончилось, пошел к знакомому, у которого есть запас, за добавкой, а по дороге подрался с кем-то или сам стал жертвой преступников. Во-вторых, резко возрастет потребление суррогатов. Я помню, как в 80 — 90-е годы люди травились ими. Часть находила замену в виде клея, наркотиков и так далее.
Спиртная трасса и ОПГ
В 80-х годах были введены талоны на спиртное и резко уменьшилось количество магазинов, где продавали алкоголь. Но свято место пусто не бывает — началась теневая продажа алкоголя. Ею занимались все кому не лень. Например, таксисты, бабушки. В городе были даже определенные точки, как в квартирах, так и около домов, где всегда можно было купить спиртное. Естественно, с изрядной наценкой. По словам Николая Паликова, в случае ограничений так называемая спиртная трасса (каналы нелегального оборота спиртного) снова появится:
— Конечно, трассы в классическом виде сейчас не будет. Алкоголь начнут продавать через интернет, телеграм-каналы, автоизвозчики, точки в квартирах и так далее. В итоге алкогольные налоги и акцизы станут уходить мимо государства в карманы криминала. Многие, возможно не забыли, что трасса контролировалась организованными преступными группами (ОПГ).
Криминальный мир очень быстро реагирует на изменения в обществе. Поэтому велика вероятность, что они возьмут это дело под контроль и сейчас. А к чему это приведет? К появлению в нашем городе криминальных авторитетов и ОПГ. Если упрощенно, то в случае с наркотиками представители крупного криминала на местах не нужны, достаточно закладчиков. Но бутылка — не пакетик с наркотиком, ее в землю в виде закладки не зароешь. Нужно везти машинами, складировать, делить крупный опт на мелкий и так далее. Вот этим ОПГ и займутся. Но нужны ли нам такие расклады?
Клим Снегов
газета «Голос Череповца»