Художник Верещагин и адвокат Плевако
Премьера исторического детектива «Плевако» в кинотеатре «Октябрь» стала одним из знаковых событий культурной и светской жизни столицы последних дней. И практически в это же время случилось знаковое событие в Череповце — открытие памятника Николаю и Василию Верещагиным. «Голос Череповца» не мог обойти стороной два этих, казалось бы, совершенно не связанных между собой события. Но связь есть! Создателей сериала вдохновила история жизни легендарного адвоката XIX века Федора Плевако, чья фамилия и семья, по сути, спасла жизнь внуку Василия Васильевича.
Почему не Верещагин?
Не раз внук художника Василия Васильевича Верещагина бывал в Череповце, принимал участие в «Верещагинских днях». И неоднократно ему приходилось отвечать на вопрос, почему он носит фамилию Плевако. Почему не Верещагин? Ведь его мать Лидия Васильевна — дочь Василия Верещагина. Почему не Филиппов? Ведь его отец — Владимир Александрович Филиппов, режиссер, создатель первого в мире педагогического театра для детей. Но разве в двух словах можно объяснить всю трагедию эпохи и отдельно взятой семьи?
Лидия Васильевна умерла через девять дней после появления на свет маленького Саши, ей было 32 года. Шел 1930-й год. Это было ее решение отдать сына на воспитание именно в семью Плевако. Единственно правильное решение, как покажет время. Владимир Филиппов был арестован чекистами через некоторое время после смерти супруги и отправлен в ссылку. Фильм, в котором режиссер телесериала и автор сценария Анна Матисон постаралась «воскресить» самого знаменитого адвоката России Федора Никифоровича Плевако, помогает ответить на вопрос о том, почему внук Верещагина стал Плевако.
Вымысел и реальность
Действие сериала начинается в XIX веке. После того как император Александр II провел реформу, по итогам которой судебные процессы стали открытыми, а каждый подсудимый получил право на защиту, в крупных городах стала собираться отдельная группа адвокатов. Все они обладали исключительными навыками ораторского мастерства, что привлекало на суды с их участием огромное количество зрителей.Федор Плевако был самым выдающимся из них. Помимо харизмы и смекалки, у него было еще одно преимущество перед другими адвокатами — он был выходцем из народа.
Это позволяло Федору Никифоровичу понимать проблемы простых людей, которым он искренне хотел помочь, что и сделало его народным любимцем.
Исполнителем главной роли в сериале стал Сергей Безруков, он также и сопродюсер проекта.
— Плевако называли гением юриспруденции, — поясняет Безруков ИА «Столица» (интервью и фото предоставлены специально для «Голоса Череповца». — Прим. редакции).
— Его ораторское искусство, сила убеждения и актерское мастерство были совершенно уникальны. На его слушания покупали билеты и ходили как в театр.
Именитые актеры приходили, чтобы посмотреть, как ведет дело Федор Никифорович Плевако.
Чехов писал, что «…сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно».
Кстати, в картине Безруков не Федор Никифорович, а Николай Федорович.
— Это художественный фильм, и вымысел, конечно, присутствует, — объясняет исполнитель главной роли. — Я об этом говорил уже не раз, но в очередной раз повторю, чтобы не было каких-то неправильных толкований. Для самых ярых критиков специально попрошу не искать даже внешнего сходства. Изменение имени героя дало возможность осуществить тот самый полет фантазии, который необходим для художественного произведения — в противном случае это было бы документальное кино. И тем не менее наш проект основан на реальных событиях.
Дела семейные
В каждой серии зрители становятся свидетелями одного серьезного дела, основанного на реальном случае из практики Плевако.
— Мы проштудировали огромное количество материалов, — рассказывает Анна Матисон. — Одно только дело Саввы Мамонтова — это 12 томов. Это и дела, которые вел Плевако, и отдельно его речи, письма, исторические материалы и публицистика.
В числе более двухсот успешных дел Плевако — защита Саввы Мамонтова, которому в 1900 году предъявили обвинение в неуплате по кредитам, взятым на строительство железной дороги от Вологды до Архангельска. Подряд на строительство Мамонтов получил от государства, однако стройка продвигалась медленно из-за недостаточной помощи правительства.
Мамонтов потратил все выделенные средства и часть своих, но их все равно не хватало. Адвокат построил защиту на созидательных мотивах Мамонтова и том, что выделенные средства до копейки пошли на строительство. Савву Мамонтова выпустили на свободу в зале судебных заседаний.
— Про Плевако, например, был самый интересный факт его биографии, который не вошел в наш сценарий, — рассказывает режиссер. — Когда на порог его дома явилась будущая жена Мария, а на тот момент супруга миллионщика-промышленника Демидова, с пятью детьми и сказала, что никуда не уйдет, пока Плевако не поможет ей добиться развода… Про Плевако на самом деле не так много информации. Вы не найдете его обширной переписки. Но вы найдете его речи, и это — главное достояние.
Первая жена Плевако была народной учительницей из Тверской губернии. Брак оказался неудачным, и Федор Никифорович оставил жену с малолетним сыном. Со второй женой, Марией Демидовой, прожил почти 30 лет, до конца своих дней. При этом первые 20 лет Плевако и Демидова жили в гражданском браке, поскольку ее первый муж не давал ей развод.
У Плевако было два сына, которых звали одинаково — Сергей. Оба стали адвокатами и практиковали в Москве, из-за чего нередко возникала путаница.
Приемные родители
Лидия Васильевна Верещагина была дружна с Анной Емельяновной Плевако, женой Сергея Федоровича, одним из сыновей легендарного адвоката.
Это была воля Лидии Васильевны, ее завещание — передать Сашу на воспитание в семью Плевако.
— Сергей и Анна Плевако дали Александру блестящее образование, — рассказывает старший научный сотрудник Мемориального дома-музея Верещагиных Любовь Маликова. — Они никогда не скрывали, чей он внук и кто его настоящие родители. Тем не менее интересно, что, когда Александр Сергеевич получал паспорт, он принял решение взять фамилию и отчество приемных родителей, чем, надо сказать, обидел родного отца.
В одном из интервью Александр Плевако объяснял свое решение так:
«Когда я получал паспорт и мне в очередной раз напомнили о том, что у меня есть выбор, я окончательно и бесповоротно остановился на фамилии людей, которые меня воспитали. Родители предлагали мне в юности называться Плевако-Верещагиным, но мне тогда это показалось претенциозным».
О своих приемных родителях внук Василия Верещагина всегда отзывался с любовью и уважением:
«Анна Емельяновна была близкой подругой мамы, и та перед смертью попросила ее взять меня в семью. Для меня именно она была матерью, другой я не знал. Она была красива, умна и проницательна как экстрасенс. Отец, Сергей Федорович Плевако, был настолько чист совестью и профессионален, что был уважаем всеми. Думаю, благодаря этим качествам ему удалось избежать репрессий».
Журналист, разведчик
Александр Сергеевич Плевако не стал ни адвокатом, ни художником (хотя с детства хорошо рисовал), а избрал своей профессией журналистику. С 1954 года работал на радио, занимал высокую должность заместителя председателя Гостелерадио СССР, возглавлял Иновещание.
В 1992 году Александр Плевако приехал в Череповец, на родину деда, на торжества по случаю 150-летия Василия Верещагина.
Как рассказывала Любовь Маликова, Александр Сергеевич был очень умным, образованным человеком. В Череповец, на родину предков, Александр Плевако приезжал на протяжении трех десятков лет практически ежегодно, и почти всегда — на день рождения художника, 26 октября. С сотрудниками музея имени своего деда старался быть открытым и откровенным, но про свою работу говорил лишь, что она была сложной и отнимала у него практически все время.
— В 2018 году Александр Сергеевич признался, что отдал 40 лет работе во внешней разведке, — рассказывает Любовь Маликова. — На все наши просьбы рассказать об этом опыте он мастерски отмалчивался или, точнее, поступал по-профессиональному: мог долго говорить, а ответа по существу так и не давал.
Наверное, этому и учат настоящих разведчиков… Когда мы с ним встречались, создавалось впечатление, что мы держимся за пиджак Василия Верещагина.Александр Сергеевич ушел из жизни в 1921 году.
Валерия Хващевская, Иван Крылов
газета «Голос Череповца»