Что в тарелке у ребенка?
Неправильные пищевые установки, приводящие впоследствии к серьезным болезням, закладываются в детстве. Как и правильные, помогающие потом долгие годы сохранять в норме здоровье. Конечно, большую роль в формировании пищевых установок играет семья. Но и школа в этом вопросе далеко не на последнем месте и даже способна повлиять на привычки, заложенные в семье, — как в ту, так и в другую сторону. О том, как добиться того, чтобы питание школьников было полноценным, как привить ребенку привычку питаться правильно, что должны делать для этого школа и семья, — нам рассказала заведующая лабораторией возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии кандидат медицинских наук Екатерина Пырьева.
Екатерина Анатольевна, насколько велика роль школьного питания в полноценном развитии детей?
Чрезвычайно велика. До 60 процентов нормы потребности в энергии и пищевых веществах ребенок может получать именно в школе, и от того, как ребенок питается в учебном заведении, во многом зависит и его здоровье, и его успеваемость. Исследования (наши и зарубежные) показали, что правильно организованное питание положительно влияет на учебную успеваемость.
Например, более высокое потребление овощей и фруктов (улучшение обеспеченности витаминами C, E, фолиевой кислотой) делает школьников более успешными в обучении, а сладкие напитки, кондитерские изделия, продукты переработки, наоборот, снижают успеваемость.
Выяснилось, что завтраки тоже положительно влияют на познавательные способности, поэтому от завтрака отказываться нежелательно. А еще очень полезны семейные приемы пищи, потому что они положительно влияют на эмоциональную сферу, и это тоже помогает в учебе. Все эти выводы сделаны на основе крупномасштабных исследований с привлечением 46 тысяч подростков из 42 стран, и мы можем подписаться под каждым словом.
Удается ли сегодня повсеместно сделать питание школьников здоровым?
Школьное питание является одним из самых занормированных, и в документе, который регламентирует организацию питания в школе — Санитарные правила и нормы, — приведено и указано все, что должен получить ребенок, в том числе касательно пищевых веществ и нутриентов. Перечислены продукты, которые формируют рацион питания и из которых в дальнейшем представляется возможность сформировать блюда меню. Также есть четкое распределение, в какой прием пищи и сколько чего ребенок должен получить. Школьное питание, сформированное сегодня, обеспечивает потребность ребенка в пищевых веществах и энергии в соответствии с законами диетологии — и это факт. Тем не менее вопросы к школьному меню, как и к любому другому меню, действительно есть, ведь из одного и того же набора продуктов можно приготовить разные блюда по органолептике и вкусовым качествам. Но и в этом направлении сейчас ведется большая работа. Важно, чтобы ребенок не только получал то, что ему нужно по физиологическим потребностям, но и ел с удовольствием.
С большим удовольствием дети едят сладкое и фастфуд…
Детское питание нельзя рассматривать отдельно от всей системы питания в целом — это зеркало того, что мы едим сами в обычной жизни. Как строится рацион питания в обществе, такое отражение он находит и в детском питании, но последствия оказываются гораздо более значительными. В первую очередь мы говорим об ожирении, справиться с которым пока, к сожалению, не можем. Если возьмем статистику: в начале 2000 годов у нас 5,5% детей страдало ожирением, а по последним данным уже 17% детей имеют избыточную массу тела и почти 10% — ожирение. И темпы роста высоки: ежегодный прирост — около 10% у детей дошкольного возраста и около 7,8 — 8% у подростков.
Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?
Повлиять на эти негативные тенденции можно только комплексно. С одной стороны, мы работаем над оптимизацией школьного питания. Сделано уже очень много, но работа продолжается. С другой стороны, мы должны повлиять на семью. Без этого фактора говорить о том, что дети начнут правильно питаться, не приходится. Мы проводим большую работу по популяризации знаний. Совместно с Российской академией образования выпущена целая серия пособий, которые ориентированы не только на родителей, но и на детей разного возраста. Все это есть в доступе на интернет-порталах.
Какие практические советы вы дали бы родителям, чтоб наладить здоровое питание школьников?
В первую очередь я бы рекомендовала пересмотреть питание всей семьи. Нельзя пропагандировать ребенку потреблять много овощей и фруктов, когда родители едят совсем другие продукты. Сформируйте режим питания в зависимости от нагрузки в школе, дополнительных занятий и так далее. Наука о питании — не догма, а руководство к действию. Здесь нужно сделать так, чтобы было максимально удобно, но тот режим питания, который вы сформировали, должен соблюдаться и поддерживаться.
Проанализируйте количество насыщенных жиров, соли и сахара, в том числе в продуктах домашнего приготовления, любимых консервированных продуктах.
Сейчас осень, идет массовая заготовка овощей и фруктов с применением большого количества соли и сахара, это нужно учитывать. Помним, что белок должен присутствовать в пище и на завтрак, и на обед, и на ужин (мясо, рыба, птица, яйца, бобы, орехи). Нужно употреблять два-три вида молочных продуктов в день, три-пять видов овощей — каждый день они должны обязательно представляться в разных комбинациях. Чтобы не было дефицита пищевых волокон, покупайте крупы, злаки, хлеб с добавлением цельного зерна.
Обязательно соблюдайте питьевой режим: у ребенка всегда должна быть в доступе вода. Учит уроки — вода должна стоять рядом. И между приемами пищи нужно предлагать только воду, никаких сладких и горячих напитков — ими можно завершить прием пищи.
Важно гармонизировать меню дома и в школе, чтобы блюда не повторялись. Если ребенок съел в школе котлету, то дома дайте что-то другое. Придумайте такие сочетания, чтобы еда была интересной. Сделайте традицией совместные приемы пищи. Понятно, что сейчас мы живем в таком ритме, когда все заняты, но позвольте себе хотя бы раз в неделю семейный ужин — и это тоже будет дополнительным вкладом в копилку здоровья всей семьи.
Екатерина Пырьева:
«Из-за популяризации быстрых приемов пищи и перекусов наши дети недополучают молочных продуктов, недостаточно потребляют рыбы, овощей, фруктов, круп, которые зачастую заменяются хлебобулочными изделиями. Да и в целом еда стала довольно однообразной. Все это приводит к тому, что в рационе при низком потреблении пищевых волокон и микронутриентов преобладает избыток жира, соли и сахара».
Елена Соколова
газета «Голос Череповца»