"Вижу Череповец на три, пять лет вперед"
1 ноября 2019 года, то есть 5 лет назад, Вадим Германов провел первый рабочий день в должности мэра Череповца. Как говорит Вадим Евгеньевич, за эти годы о себе он ничего нового не узнал: «Каким был, таким и остался. В душе мне всё так же 38 лет, люблю всякую „движуху“. А вот о городе каждый год узнаю что-то новое и всё лучше понимаю: что нужно ремонтировать, сколько нам нужно новых автобусов и трамваев, какие улицы мы будем строить…»
О зиме и горячих батареях
Расскажите поподробнее, как было принято решение о передаче теплосетей от компании «Газпром теплоэнерго Вологда» городу?
Конечно, не могу не отметить решающую роль нашего губернатора Георгия Юрьевича Филимонова. Если бы не его твердая позиция, этого бы не произошло. Теперь все котельные и теплосети вернулись в МУП «Теплоэнергия», будем приводить их в порядок. Сейчас мы четко понимаем, что нужно делать.
Есть стратегический план?
Безусловно. Более того, он уже воплощается. В этом году мы делаем всё, что по плану должен был сделать «Газпром теплоэнерго Вологда». Это реконструкция 4,5 километра сетей (девять участков) и капитальный ремонт 1 километра сетей (восемь участков). Также губернатор дополнительно выделил средства на замену труб общей протяженностью 10 километров, четыре из которых уже сделаны. Ситуация сложная. Так, например, в подвале одного из домов только на одной трубе стояло 57 хомутов. Это же решето, а не труба!Сейчас все работы на теплосетях идут в четырех направлениях: реконструкция, капитальные ремонты, ремонты на дополнительных десяти километрах и устранение разрывов. С 1 августа около 20 аварийных бригад каждый день занимаются поиском и устранением разрывов.
Штат МУП «Теплоэнергия» полностью укомплектован?
Ещё не до конца, но работники приходят. С 1 августа в «Теплоэнергию» пришло более 50 человек. Не секрет, что мы подняли зарплаты ремонтному персоналу и операторам котельных. Помню, беседовали со старшим оператором смены и она тогда сказала, что молодежь работать за 30 тысяч не пойдет. А после повышения зарплаты люди начали приходить: операторы котельных, ремонтники, сварщики, электромонтеры, айтишники. Котельную сложно обслуживать — нужно много специалистов.
Вы ежедневно отчитываетесь губернатору о том, в каких домах есть проблемы с теплом?
Да, отчитываемся по тем сообщениям, которые жители оставляют в социальных сетях. Помимо этого, есть еще много так называемой плановой работы, про которую слышно гораздо меньше. Например, 21 октября произошёл большой разрыв на улице Олимпийской. Подпитка мгновенно выросла на 130 тонн в час. Но отключать дома от тепла не пришлось — просто переключились на другой трубопровод и занялись ремонтом аварийного. Будем принимать решение — менять трубу целиком или ремонтировать. Мы почти все такие места знаем.
Составлена карта, где обозначены прорывы, информацию собирали последние три года. Самые сложные участки в Индустриальном районе и Заречье. В Заречье это район Краснодонцев, Беляева, Юбилейной, в Индустриальном — на улицах ближе к заводу. Поэтому сейчас ремонты идут в основном именно там.
То есть вы можете прогнозировать слабые места на теплосетях?
Мы их уже знаем. Прогнозирование — следующий этап. Сейчас есть современные приборы, которые позволяют определить, сколько прослужит труба.
О ремонте Октябрьского моста
Почему дорожное полотно моста решили ремонтировать все-таки за один год, а не за два?
Вообще мы готовились к трехлетнему ремонту: в первый год ремонтируем эстакады, на второй год — три полосы с одной стороны моста, затем — три полосы с другой стороны. Подрядчик, который выиграл аукцион, начал с четвертой эстакады, ведущей на мост с улицы Парковой.
Сейчас там, кстати, уже завершаются работы. Потом от подрядчика поступило предложение — все работы на проезжей части сделать не за два года, а за один.
Такое решение далось нам непросто. Честно скажу, мы не готовились в этом году перекрывать мост. Сначала было отторжение: есть график — мы его придерживаемся, и только в 2025 году, когда придет весна, мы отдаем в работу половину моста. Но потом нам принесли детальный график, где все работы расписаны понедельно. Мы его разобрали и увидели: если 1 октября начать, то в июне — июле 2025-го подрядчик успеет перейти на другую половину моста. Грех не согласиться!
Вы сами сколько времени до дома за Шексну добираетесь?
Я выезжаю с работы часов в семь — восемь вечера и за 20 минут доезжаю, это в принципе нормально. Самая трудная улица сейчас — Данилова. Затем идут проспект Строителей и Московский. Сталеваров медленно, но едет. Каждый день группа наших специалистов следит за работой светофоров: где-то убавят три секунды, где-то прибавят шесть. Горожане этого не замечают. Каждое утро специалисты Центра организации дорожного движения докладывают, где что улучшили или поменяли.
Причем мы думали, что все поедут через новый мост, но этого не произошло. До перекрытия Октябрьского соотношение между количеством транспорта на старом мосту и новом было 70% на 30%, сейчас стало 60% на 40%. Еще привыкаем. Мне недавно показали соцопрос, из которого следует, что 93% горожан понимают важность и необходимость капремонта моста и готовы потерпеть.
Сразу скажу, что зимой будет еще сложнее. Когда будут большие снегопады, проезжая часть сузится до двух полос. Пройдут уборочные машины и сгребут снег к обочинам. Мы предполагаем, что с каждой стороны снежный вал будет занимать примерно метр, этот снег будем вывозить ночью. Если выпадет много снега, скорее всего, с ноля часов до пяти утра мост будем перекрывать полностью. Все необходимые силы «Спецавтотранса» будут направлены сюда. К утру мы должны мост открывать.
Мэр Череповца Вадим Германов рассказал главным редакторам городских газет о самых насущных проблемах, а также о самых захватывающих перспективах.
Об общественном транспорте
В городе созданы условия — дополнительные автобусы, выделенные полосы — для того, чтобы люди ездили через Октябрьский мост на общественном транспорте. Много ли горожан пересели из личных машин в автобусы?Недавно на встрече с профсоюзами люди благодарили за то, что автобусы реально стали ездить быстрее, однако мы не видим большого увеличения пассажиропотока. Если человек привык к машине, он лучше постоит в пробке и послушает музыку, поговорит по телефону. Тем более что пробка все равно едет.
До сужения моста в городе была острая проблема с кадрами на автотранспортных предприятиях. Сейчас ситуация какая?
Проблема осталась, но мы остановили, как я называю, отток водителей. На городских маршрутах сейчас не хватает 56 водителей. Мы провели несколько индексаций зарплат, которые были неконкурентоспособными. При поддержке губернатора с 1 апреля добавили по 20 тысяч водителям. Сейчас до вычета налога они получают где-то от 85 тысяч. При переработках можно заработать больше 100 тысяч. Но мы выстраиваем систему мотивации, которая позволит зарабатывать еще больше.
При поддержке из областного и городского бюджетов мы доведем зарплаты водителей до того уровня, когда люди к нам пойдут. Общественный транспорт остановить не имеем права!
Город помогает водителям и с жильем.
Одной зарплатой людей сегодня не удержать. Мы уже в этом году выделили нашей автоколонне в муниципальном фонде более десяти квартир. Да, они не новые, но -заезжай, живи, пока работаешь.
Появятся ли еще новые трамваи?
Мы посчитали, что нам нужно еще 12 вагонов. На выход — 32, еще 8 — в резерв на случай ремонта, техобслуживания и так далее. Сейчас на линию в часы пик выходят 27. Если мы получим еще 12, трамваи будут ходить каждые 3 — 4 минуты в часы пик. Для этого при поддержке областного правительства мы пытаемся зайти в разные федеральные программы.
Вторая задача — начать ремонт путей. Это примерно 2,5 — 3 млрд рублей. Для ремонта одного участка у нас уже все готово. В идеале надо бы начать от улицы Олимпийской, но понимаем, что, скорее всего, это будет участок от Красноармейской площади до улицы Вологодской либо участок у завода. Заказали диагностику, к началу ноября нам ее сделают, и мы увидим, где самая сложная ситуация. К весне будет готов проект капремонта уже на все пути.
Не повторится ли ситуация, как с ремонтом моста: утром большой массе людей надо будет добираться на работу, вечером — с работы, а пути ремонтируют?
Пока планируем, что ремонт будет вестись по выходным.
То есть движение трамваев будем останавливать в пятницу вечером, чтобы на работы оставалось три ночи и два дня. Потом пять дней — подготовка. В противном случае автоколонна, конечно же, заработает, а «Электротранс» окажется в убытках, которые мы не сможем покрыть. Перед началом ремонта с подрядчиком более конкретно все проработаем.
О перспективах
Есть понимание, сколько людей сейчас живет в каждом районе города?
Примерно по 100 000 человек в Индустриальном и Заягорбском, 70 000 — в Зашекснинском, 25 000 — в Северном. По нашим оценкам, в городе сейчас 298 тысяч жителей, и, к сожалению, каждый год их количество сокращается на полторы — две тысячи. Это не только наша проблема, это общероссийская тенденция. А наша главная болевая точка — много ребят уезжают учиться и не возвращаются. Но ситуация понемногу начала меняться. Студенты, которые приезжают в Череповец к родителям примерно раз в три месяца, сильно удивляются тому, что в городе происходит. Для нас это незаметно, а для них как сюрприз: вот приедут на новогодние каникулы — и площадь Революции стала совсем другой, и колесо обозрения на набережной появилось…
Расскажите молодежи о планах на ближайшие годы.
Сейчас обсуждается концепция строительства кампуса для студентов и преподавателей Череповецкого госуниверситета в Зашекснинском районе. Планируется, что года полтора будет готовиться проект, еще года три уйдет на строительство. К юбилею города в 2027 году планируем построить Театр для детей и молодежи в Зашекснинском районе. Мы начали прорабатывать его года три назад, ещё в 2022-м провели архитектурный конкурс. Там же будем благоустраивать огромный парк — по площади больше всех городских парков вместе взятых.
Есть варианты, что делать с кварталами хрущевок у ЧерМК?
Уже год об этом периодически говорим. Потихоньку мы к панельным домам в районе Бардина, Чкалова подойдем. Думаю, года два-три — и какие-нибудь изменения начнутся. У всех предприятий в городе недоштат, только зарплатами сейчас людей не привлечь, надо жильем привлекать.
О городских программах
Как реализуются городские программы, которые вы начали?
Первая городская программа — освещение детских садов. 1 ноября 2019 года стал мэром, и буквально через две-три недели одна мамочка пожаловалась, что у них в детсаду темно. Мы туда поехали — темень полная, хоть глаз выколи. С начала действия программы во всех детских садах и школах установили уже около тысячи светильников. Сейчас просят еще добавить. Затем появилась программа по замене веранд в детсадах.
Каждый год выделяем деньги на замену 40 — 50 веранд.
Со следующего года планируем начать программу по замене асфальта в детских садах.
Следующая программа — начали строить муниципальные парковки. В этом году построили четыре. Проезды, которыми раньше не занимались, делаем, каждый год по четыре-пять проездов. Как бы банально ни звучало, но устанавливаем общественные туалеты, каждый год их добавляется по два-три. На Октябрьской набережной сейчас новый туалет откроется, в следующем году — в Макаринской роще. На пляжах делаем, на тропе здоровья появился.
В городе ставят новые «умные» остановки. Не опасаетесь, что они пострадают от вандалов и расклейщиков объявлений?
Из недавнего: два парня попрыгали на милицейском уазике и оторвали дверь. Уазик утром увезли в ремонт, а парни в это время сидели в полиции и давали объяснения. Затем мужчина разбил дверь в четвертой управе. Тоже говорит, мол, пьяный был, не помню. Сейчас он и штраф заплатит, и за новое стекло. На днях двое решили разрисовать столбы баллончиком — взяли их «тепленькими». Во-первых, камера стоит, во-вторых, наряд ДПС мимо ехал. А через два дня они снова к столбу пришли вредничать. И их снова вычислили. Что касается новых остановок, то будем внимательно следить. Любое объявление будет расценено как неуважение в адрес города. На каждом павильоне будет по три видеокамеры. Еще поставим панорамные, которые будут «смотреть» на остановку. Записи хранятся две недели.
Сколько всего камер в городе?
На мой рабочий компьютер выведено более 700 и это далеко не все! Еще есть детекторы, которые следят за дорожным движением, камеры в магазинах и так далее. Сейчас полиции достаточно суток, чтобы найти любого правонарушителя. Так, например, раньше жаловались на пьяные компании в парке 200-летия Череповца. Мы в парке поставили освещение и видеокамеры. Теперь все нормально.
К вопросу об освещении: сколько город экономит, перейдя на светодиодные лампы?
Около 25 млн рублей в год. На эти деньги можно купить один автобус — 20 млн, построить две управы. Сейчас как раз планируем строить еще три: возле МФЦ, аквапарка и в округе № 18.
Вы довольны работой управ?
Какую бы оценку поставили?Твердую четверку. Если меня спросят, нужны ли они были, отвечу, что однозначно да. Они забирают кучу рутинной работы, плюс через них мы обратную связь от жителей получаем.
О городе и горожанах
Что будет со зданием торгового центра «О’Кей»?
Сделка намечена на ноябрь. Инвестор, желающий его купить, планирует сделать там центр семейного, активного отдыха. Если не получится, есть фирма, которая готова его купить, снести и построить там красивый жилой комплекс, который станет украшением на въезде в ЗШК. Оба варианта нам подходят.
Куда двинется набережная — в сторону парка Победы или за Шексну?
В 2027 году, после открытия Октябрьского моста, продолжим набережную к парку Победы. Есть запрос молодежи под мостом сделать скейт-парк и другие «движухи». В будущем году перейдем на набережную в районе Макаринской рощи. А потом — к усадьбе Гальских и пойдем в сторону Октябрьского моста.
Планируется ли что-то делать с колхозным рынком, где время, можно сказать, застыло?
Пока мы договорились с собственниками, что для начала у рынка убирают все ларьки с микрозаймами, а потом потихоньку его начинают реконструировать. Это же знаковое место в городе, уникальная архитектура. Нам грустно смотреть, как сейчас выглядит здание. Работаем с собственником, стимулируем его к принятию решения о ремонте.
Какой характер у череповчан?
Как-то звоню коллеге в Вологду. Спрашиваю: «Что вы так долго не можете вопрос согласовать?» Он мне отвечает: «Вадим Евгеньевич, у нас в Вологде даже снег медленнее идет». Есть такая фраза: хватай мешки, вокзал отходит. Череповчане — быстрые, решительные, твердые, требовательные. Что-то сделали, а они уже спрашивают: а потом что? У нас город красивый, современный.
А каким город будет через несколько лет, как вы думаете?
Новые улицы появятся, достроим Ленинградскую и Любецкую — от Городецкой до Монтклер, рядом с центром «Гритинская горка», который полностью обновит «Северсталь». Моя мечта — выстроить трамвайное движение, чтобы 40 новых трамваев мчались по новым путям, а не переваливались, как сейчас. Компания «Яузапроект» нам интересный вариант развития города за Шексной, между Шекснинским проспектом и Южным шоссе, предложила. Студенческий кампус, рядом большой легкоатлетический комплекс, спортивный центр. Кстати, к следующему лету будет готов проект ледовой арены, так как слишком большой запрос на лед. Будет большой зелёный бульвар, театр и концертный зал, дома, даже новый храм, огромная спортивная зона. Может, лесной зоопарк сделаем… Нужно мечтать, ведь мечты сбываются!
О речном транспорте
Мэр Череповца рассказал о проекте нового транспорта. Делегация из Череповца уже присмотрела в Ярославле модель катамарана.
— Две палубы, вместимость 130 человек. Это пока мечта, которую обсуждаем, но близкая к тому, чтобы она начала воплощаться в жизнь.
На карте Череповца, что в кабинете Вадима Евгеньевича, обозначены точки, где будет причаливать такой речной пароходик: набережная реки Шексны в Макаринской роще, Александровская набережная, у парка Победы, рядом с усадьбой Гальских. Транспорт будет курсировать по заданному расписанию с остановками. Можно выйти в любом пункте, чтобы совершить прогулку, а затем продолжить путешествие. Пассажиры смогут добраться из Заягорбского района в Индустриальный, а далее — в Зашекснинский по воде, а не по земле.
Елена Билева
газета «Голос Череповца»