«История – это люди, которые работают в школе»
На минувшей неделе школа для обучающихся с ОВЗ № 35 отметила свое 60-летие. «Голос Череповца» побывал на празднике и узнал, что изменилось в школе за это время. Учреждение действительно прошло длинный путь.
Благодарность
В день юбилея школы в зале Камерного театра собралось немало людей: здесь были учителя, которые работают в школе сейчас, выпускники школы, родители воспитанников и ветераны. Звучало много поздравлений, подопечные школы представили творческие номера, учителям вручили почетные грамоты.
— Я благодарна каждому родителю за терпение, за умение найти нужную связующую ниточку для включения нас, педагогов, в процесс развития ребенка, — обратилась к сидящим в зале Ирина Кокосова, директор школы № 35. — Огромная благодарность за то, что вы нас тоже любите и понимаете. Я очень благодарна каждому члену своего огромного коллектива. Каждый раз я вспоминаю случай, когда мне звонила бабушка со слезами: «Ирина Владимировна, помогите, пожалуйста. Я знаю, что в вашей школе работают самые лучшие учителя в городе. У меня внук никак не может научиться читать. Пожалуйста, дайте мне номер вашего учителя, ведь ваши учителя учат читать и писать таких сложных детей! Уж моего-то внука они точно научат».
— Я восхищаюсь вашим коллективом. Вы здорово умеете ладить и друг с другом, и с детьми, которых воспитываете, и с их родителями. Это вызывает неподдельное уважение, — отметила Людмила Гусева, депутат Законодательного собрания Вологодской области, координатор проекта «Новая школа» партии «Единая Россия». — Несколько эпизодов моей жизни связаны с вами. На «Северстали» есть традиция: люди, которые занимаются рационализаторством, имеют в ответ на это определенные «фишки». Я очень хорошо помню, как мужественные люди — сталевары, металлурги — с неподдельным трепетом пришли в вашу школу, потому что они отдали свои «фишки» на благотворительность: мы оснастили несколько профессиональных мастерских.
С любовь к детям
Людмила Анатольевна также рассказала и об открытии школьного физкультурного комплекса:
— Я понимаю, что деткам, которые занимаются в вашей школе, необходимо было физическое воспитание на оборудованной территории. Я очень рада, что компания «Северсталь» пришла на помощь и сделала такой физкультурный уголок в вашей школе.
— 60 лет — это целая история, которую мы, родители, иногда не воспринимаем, что-то проходит мимо нас, — сказала Ольга Ильинская, мама одной из учениц школы № 35. — Но когда мы привели свою Аленку в эту школу, я увидела, с какой любовью педагоги относятся к каждому уголку, с какой любовью рассказывают о школе, о своих традициях, как относятся к своим подопечным. Я сразу поняла, что история — это люди, которые работают в школе.
История школы
Первая в городе вспомогательная школа для детей с интеллектуальной недостаточностью была открыта на базе отдельных вспомогательных классов в 1964 году. Тогда она располагалась по адресу: Советский проспект, д. 25. В 1965 году при школе открыт интернат на 60 мест.
В 1982 году вспомогательная школа переведена в здание средней школы № 11 по адресу: ул. Верещагина, д. 5. В этом же году состоялся первый выпуск в количестве 36 человек из 8-го класса.
В 1988 году в школе было скомплектовано 27 классов с охватом 473 ученика 1 — 8-х классов. Было организовано трудовое обучение по шести профилям: слесарное, столярное, швейное, штукатурное, картонно-переплетное дело, обслуживающий труд. Учащиеся проходили производственную практику на базовых предприятиях города: заводе «Красная звезда», фабрике «Рассвет», швейной фабрике «1 Мая», в типографии, РСУ, ДОКе.
Персональный номер вспомогательной школе присвоили в 1992 году, а в 1996 году школа была переименована в коррекционную образовательную школу № 35. В 1998 году школа перешла на девятилетний срок обучения, в этом же году впервые сформирован «нулевой» пропедевтико-диагностический класс для детей 7 — 8 лет, нуждающихся в уточнении диагноза в процессе обучения.
А в 1999 году вспомогательная школа была переименована и стала называться «Специальная (коррекционная) школа VIII вида № 35».
В 2000-е годы школа стала учебно-методической площадкой Вологодского института развития образования по вопросам обобщения и распространения передового опыта в области коррекционной педагогики, повышения квалификации учителей-дефектологов коррекционных образовательных учреждений области.
В 2005 году были открыты классы для детей со сложной структурой дефекта. Школа перешла на полную модель обучения: «нулевой» пропедевтико-диагностический класс; 1 — 4-е классы — этап начального обучения; 5 — 9-е классы — этап общего образования; 10 — 11-е классы — углубленная трудовая подготовка по профилям: «помощник воспитателя дошкольного образовательного учреждения», «парикмахер», «столяр», «автослесарь по ремонту автомобилей».
В 2006 году школе присвоили статус инновационной площадки департамента образования Вологодской области по направлению «Комплексное сопровождение детей в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Основные направления инновационной деятельности: медико-психолого–педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, учебно-методическое обеспечение сопровождения.
С 2010 года школа реализует несколько образовательных программ: специальная (коррекционная) общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, срок освоения 9 лет; программа с углубленной трудовой подготовкой, срок освоения 11 — 12 лет; программа для детей с глубокой умственной отсталостью, срок освоения 10 лет; программы профессиональной подготовки по направлениям: «столяр строительный 3-го разряда», «парикмахер 3-го разряда», «помощник воспитателя 3-го разряда», «швея (машинные работы) 2-го разряда».
Школа не раз участвовала и побеждала в образовательных конкурсах, в том числе и федерального уровня. А творческому коллективу педагогических работников была присуждена Государственная премия Вологодской области по образованию за достижения в области воспитания и обучения детей с ОВЗ, разработку и внедрение в широкую практику современных подходов к организации комплексного сопровождения детей в условиях коррекционной школы VIII вида, высокие результаты внедрения инновационных программ, технологий в учебный процесс.
Марина Чадова
газета «Голос Череповца»