Как дети становятся экстремистами
156 несовершеннолетних россиян, участников деструктивных интернет-сообществ, попали в поле зрения ФСБ и Следственного комитета РФ. Среди подростков оказались и сторонники запрещенных в России украинских террористических организаций. Есть вероятность, что в их числе есть и жители Вологодской области. «Голос…» попытался разобраться, почему подростки так привлекают иностранных кураторов и как общество может этому противостоять.
Террор и диверсии
На днях стало известно, ФСБ РФ совместно с МВД и Следственным комитетом РФ в 78 регионах Российской Федерации провела оперативно-разыскные и профилактические мероприятия в отношении 252 участников деструктивных интернет-сообществ, в том числе 156 несовершеннолетних. В результате задержаны 39 радикалов в возрасте от 14 до 35 лет — сторонников деятельности запрещенных в России украинских террористических организаций, которые склоняли детей и подростков к насильственным действиям в отношении представителей государственных органов, одноклассников и учителей.
В настоящее время установлена причастность девяти несовершеннолетних к подготовке вооруженных нападений в образовательных и религиозных учреждениях, а также в местах с массовым пребыванием граждан. Изъяты огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, компоненты для изготовления самодельных взрывных и зажигательных устройств, символика и пропагандистские материалы террористических организаций. В средствах связи задержанных выявлена переписка в интернете, в частности в одном из мессенджеров, с украинскими кураторами, содержащая инструкции по ведению диверсионно-террористической деятельности, изготовлению и применению средств террора, планы подготовки вооруженных нападений.
Горящая кабина
Есть вероятность, что некоторые из несовершеннолетних участников деструктивных интернет-сообществ проживали в Вологодской области. Однако более подробно говорить об этом нельзя, так как оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия продолжаются. Впрочем, в качестве иллюстрации втягивания несовершеннолетних в противозаконные действия можно привести недавнее происшествие.
Ночью 12 августа на станции Бабаево загорелась кабина отдельно стоящего в парке отстоя электровоза. Для тушения пришлось применять пожарный поезд. Около 4.00 спасатели ликвидировали возгорание. А утром были задержаны двое подозреваемых в поджоге. Ими оказались местные подростки. По их словам, они связались с куратором на Украине, который предложил им за поджог 100 000 рублей. Подозреваемые приобрели бензин, разбили стекло в кабине электровоза, залили горючую жидкость и подожгли. Затем пошли домой, где их и обнаружили стражи порядка. В настоящее время возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ. Расследованием занимается ФСБ, но официальных подробностей ведомство не сообщает.
Обработка психики
Как рассказал нам заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1 (находится в Череповце) Юрий Афанасьев, в том, что несовершеннолетние оказываются втянуты в экстремизм и терроризм, нет ничего удивительного.
— Это «заслуга» интернета и социальных сетей. В принципе, заманивание несовершеннолетних в криминал через интернет началось уже давно. Детей использовали в качестве курьеров дистанционные мошенники, предлагая заработать деньги. Такие случаи были зафиксированы и в Череповце. Когда началась СВО, иностранные кураторы начали искать людей для террористической и экстремистской деятельности в разных регионах России. Существует много групп определенной направленности, куда вступают инфантильные дети, имеющие некоторые психологические акценты, не понимающие ситуацию. На них выходят иностранные кураторы и работают индивидуально с каждым человеком. Также и сами подростки связываются с кураторами. В обоих случаях идет обработка психики, внушение определенных идеологических установок. Конечно, не обходится и без обещаний хорошего заработка.
Избавлять от заблуждения
По словам Юрия Валентиновича, выросло целое поколение так называемых цифровых детей, которые считают, что за действия в виртуальном пространстве им ничего не будет.
— Мы долго не рассказывали подрастающему поколению о том, к каким последствиям может привести экстремистская и террористическая деятельность. Но СВО показала, что целевой аудиторией для вербовки являются дети. Им говорят: «Ты сделай такое-то действие, ты маленький — тебе ничего не будет». Их обманывают. А мы, то есть общество, не доносим, что наказание последует. Уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления начинается с 14 лет, а несовершеннолетние считают, что с 16, 18 лет. Нам следует избавлять детей от этого заблуждения. И четко говорить: «Если ты сделал что-то для террористов и экстремистов, то получишь суровый приговор, не отделаешься условным наказанием». Пора прекратить считать несовершеннолетних детьми, так как поступки они совершают не детские!
Клим Снегов
газета «Голос Череповца»