Влюбленные в гармонь
На прошлой неделе Кирилло-Белозерский музей-заповедник отметил свое 100-летие. В честь юбилея на территории музея прошли на только праздничные мероприятия, включая концерты, но и съемки для передачи «Играй, гармонь любимая!» (12+), ведущими которой являются Анастасия и Захар Заволокины. Участие в съемках принимали и череповецкие исполнители, в том числе ансамбль народной песни и танца «Прялица», клуб гармонистов «Хромочка».
Жаркая атмосфера
«Как коллектив попал на съемки? Вас пригласили или вы сами подали заявку?» — спросили мы у хормейстера ансамбля «Прялица» Юлии Нужиной.
— Попасть на съемки нам помог руководитель культурных проектов Кирилло-Белозерского музея-заповедника Сергей Беляшов — он нас пригласил и познакомил с Заволокиными. Нас сначала прослушали, просмотрели весь материал (основанный на фольклоре Вологодской области), который мы смогли предложить. Выбрали для съемок три эпизода, все они из вокально-хореографической постановки «По-череповски гуляем» (6+; из золотого фонда коллектива, который мы восстановили к 245-летию нашего города). До начала праздничного концерта нас сняли для передачи.
Справились мы быстро.
— Волновались ли артисты?
— Атмосфера была рабочая, жаркая (и по погоде в том числе). Волноваться было некогда, так как параллельно мы должны были прорепетировать свой выход на сцену в официальной части мероприятия.
— Было ли что-то, что особенно запомнилось?
— Это мы пока еще осмысливаем, — с улыбкой говорит Юлия Нужина. — Само то, что мы попали в «базу» передачи «Играй, гармонь любимая!», для нас уже достижение. Пусть видео с нашим коллективом выйдет на экран Первого канала и сохранится в архивах для истории. Так что ждем выхода передачи «Играй, гармонь любимая! На Вологодчине».
Добавим, что точная дата выхода передачи пока неизвестна. И неизвестно, идет ли речь об одном выпуске или нескольких.
— Два года назад в Кириллове тоже были съемки для передачи «Играй, гармонь!», — рассказал Сергей Беляшов. — Тогда вышли три передачи на Первом канале.
Наряды не главное
Руководитель клуба гармонистов «Хромочка» Юрий Костылев не впервые принимал участие в съемках для данной передачи. Он снимался и в Череповце, и в Вологде, и в Кадуе, и даже в Новосибирске и Новосибирской области, куда ездил на международный фестиваль «Играй, гармонь!». У Юрия Николаевича мы тоже поинтересовались, как передача и гармонисты «выходят» друг на друга.
— Ну, смотрите. Когда мы первый раз были на съемках, в Череповце, нам дали анкету, которую мы заполнили — указали свои данные. Потом с нами по указанным контактам связывались — не только когда проходили съемки в нашей области, но и, например, приглашали на фестиваль в Новосибирске. Вот и в этот раз позвонили, мол, будем в Кирилло-Белозерском музее, на празднике в честь столетия, приглашаем. Приехали не только мы (череповецкие), но и гармонисты из Вологды, Вожеги, других районов. В этой поездке с нами был Федор Востоков, он у нас относительно недавно, на съемках впервые — ему тоже дали для заполнения анкету, теперь тоже наверняка куда-нибудь пригласят.
— Вы заранее обсуждаете с авторами передачи, какие песни будете петь либо, допустим, во что будете одеты, или решаете полностью сами?
— Понимаете, в этой передаче главное направление — именно гармонь; костюмы, наряды большого значения не имеют. Набирают гармонистов, исполняющих наигрыши, наигрыши важнее песен, хотя, конечно, песни, частушки поются. Но каких-то предварительных «заказов» нет, просто перед съемками проходит прослушивание. Как было у нас: мы приехали (шесть человек, включая меня) примерно в 11 часов, где-то полдвенадцатого нас прослушали и сделали для себя какие-то пометки, а потом нас отправили на съемку. Конечно, снимались не мы одни, коллективов было много. В 15 часов начинался концерт (в честь 100-летия музея — прим. авт.), и полтретьего мы закончили съемки. На 17 часов был намечен концерт самих Заволокиных (ансамбль «Частушка»), нам предлагали остаться и тоже выступить, если есть желание, но мы, если честно, уже устали. (Улыбается.) Гармонисты-то наши в возрасте, только один моложе меня, а мне 77 лет; одному — Геннадию Николаевичу Копыльцову, раньше именно он руководил «Хромочкой» — уже 95-й год. Так что мы не остались.
— Какие наигрыши исполнял ваш коллектив?
— Районные — кто из какого района. Например, человек из Сямжи исполнял сямженские наигрыши, из Череповца — череповецкие. Я вот родился в Никольской районе (деревня Каменное) — исполнял никольские наигрыши.Что касается песенного сопровождения, то в основном им стали частушки.
Говоря о впечатлениях от съемок, Юрий Костылев отметил, что это интересный процесс, в котором любопытно поучаствовать, и важно, что каждый, кто приезжает на съемки, действительно любит гармонь.
— Вы давно играете на гармони?
— Наверное, класса с третьего. Папа однажды пришел домой, принес какую-то старенькую гармонь (в деревне же часто чем-то менялись, что-то одалживали друг другу, в том числе инструменты, вот отец, видимо, у кого-то взял или выменял). «Вот, на тебе, — говорит. — Научишься — так играй, а не научишься, так не научишься». Я начал учиться, а у нас в доме маленькие дети были, и мама ругалась, что шумно. И сказали мне: «Иди в баню, там не слышно и не видно». И это «не слышно и не видно» очень пригодилось — я не стеснялся. Спокойно учился.
— Сами учились?
— Сам-сам, на слух.
Показать, на что способен
Федор Востоков в «Хромочке» почти три года, а на гармони играет с 6 или 7 лет.
— Отец мой играл, кое-что мне показал.
— Вы родились в Череповце?
— Да. Вообще, панькинские мы, — Федор Валентинович улыбается. — Ну, деревня Панькино, это, считайте, Череповец. У батьки и гармонь была, и баян, я и на том и на другом играл. Даже в музыкальной школе, было дело, по классу баяна учился, правда, не закончил. Сейчас по нотам могу сыграть, но на слух быстрее подберу.
— На семейных праздниках или дружеских посиделках вас просят сыграть на гармони?
— Одно время часто просили, потом какой-то был «провал» — ну, в стране тогда не до гармоней было. А сейчас интерес вроде опять повышается, опять сыграть просят.
— Вы ведь впервые снимались для «Играй, гармонь!» — можете немного рассказать о впечатлениях?
— Если коротко, то мне понравилось. Захар и Анастасия Заволокины — ребята позитивные, да и вся их команда тоже, общительные, умеют работать с людьми.
— Пришлось ли как-то заранее готовиться к съемкам?
— А чего там готовиться? Когда столько лет уже играешь, готовься — не готовься, ты не будешь играть лучше, разве что хуже — от волнения. Я старался просто показать что умею.
— А все-таки было ли это самое волнение?
— Ну, особенно-то не волновался. Просто хотелось поинтереснее сыграть, чтобы, как говорится, показать, на что способен.
«Мы тебя по телевизору видели!»
Юрий Костылев: «Увидеть себя по телевизору — интересно. Мне еще и звонят знакомые, например по работе (Юрий Николаевич — ветеран „Северстали“): „Юрий Николаевич, мы тебя по телевизору видели! А ты чего так мало попел-то?“ Я говорю: „Это же не мой личный концерт, они же программу делают, репортаж про разных гармонистов, про гармонь, про наигрыши“. Родня звонит, особенно из деревни. „Ну, опять по телевизору наш Костылев. Приедешь к нам — выступать будешь“. Приятно; наверное, даже гордость некоторая берет — вроде и не великий артист, просто в программе участвуешь, но это все равно хорошо очень».
Елена Бжания
газета «Голос Череповца»