«Мне срочно нужно посмотреть ваши трубы!»
«Купите сейчас, пока есть льготы!» Вот так попытались продать пенсионерке — одной из наших читательниц — «очистители» воды. Отстали от нее только тогда, когда она заверила, что подумает над этим предложением. Между тем в этом году мы уже сообщали о том, что жителям области стали настойчиво предлагать различные «льготы по электричеству». Сейчас, предупреждают в «Северной сбытовой компании», количество звонков с такими предложениями увеличилось. На что же обратить внимание, чтобы не попасться на удочку злоумышленников?
«Очиститель по льготе»
82-летняя череповчанка Людмила Геннадьевна (имя изменено — прим. ред.), которая живет в доме на Московском проспекте, рассказала нам такую историю:
«Это было в одну из августовских пятниц днем. Позвонили в дверь квартиры. Женщина. Не дав мне слова сказать, заявила: «Я из «Водоканала». Мне срочно нужно посмотреть ваши трубы!» Не представилась, должность не назвала, удостоверение не показала. Я продолжаю стоять, в квартиру ее не приглашаю. У меня проблемы со здоровьем, приходится держаться за стеночку из-за частых приступов головокружений. Женщина меня оттеснила в сторону и зашла.
Сразу же пошла в ванную комнату. Достала телефон, стала на трубы под ванной и раковиной (у меня они на виду, ничем не зашиты) фонариком светить. Заметила мне:
«А что это у вас машина стиральная так стоит, почти весь проход преграждает в помещение? Вынужденно?»
Я отвечаю, что да. Озадаченно головой покачала и пошла на кухню. Там под раковину заглянула:
«А вы трубы меняли на железные или пластмассовые?» Не дождавшись моего ответа, уселась на табуретку на кухне. Я ей говорю: «Все посмотрели?» Намекаю, что пора и честь знать. А «сотрудница» отвечает: «Так! Сейчас, вы знаете, в городе у всех вода плохая, все жители жалуются. Мы устанавливаем очистители». Куда, какие именно и в какие сроки и за какие суммы — она не назвала. Но подчеркнула: «У вас ветеранское удостоверение есть? Принесите! И паспорт захватите».
Вернулась я на кухню с документами, но ей подала только ветеранское. «Сотрудница» объясняет:
«Сейчас ветеранам установлена на эту услугу льгота». Я задаю резонный вопрос: «А мне очиститель зачем? У меня проблем с водой нет. Меня качество устраивает, я вообще не жалуюсь, мне ничего не надо. Установите тем, кому надо». Она мне: «Сейчас льгота есть, а потом уже не будет. Установите!» И паспорт начала просить: «Мне только прописку посмотреть».
Тут женщина неожиданно перевела тему разговора на ремонт моей кухни: «Ой, давно ремонт делали? Как у вас красиво!» Я поняла, что мне зубы заговаривают. Отвечаю: «Ремонту уже одиннадцатый год пошел». Она указала на часть стены под потолком за моей спиной: «Ой, смотрите, а там у вас трещина-то какая пошла!» Ждала, наверное, что я отвернусь, чтобы паспорт вырвать. Я не отвлеклась.
Женщина снова начала уговаривать на очиститель. Я стала настойчиво ей говорить, что мне пора из квартиры по делам. Она согласилась уйти, только когда я сказала, что подумаю над предложением. Но сокрушалась: «Вы сколько будете думать? Ведь льгота уйдет!» Я ответила, что до понедельника. Она языком поцокала, но сказала, что вернется обязательно.
Я уже обрадовалась, что она уходит, и потеряла бдительность: напоследок «сотрудница» сунула мне две бумаги на подпись. «Мне нужно для отчета перед начальством, что я вас посетила», — сказала. Что это были за бумаги, я, к сожалению, не прочитала. Увидела только, что в них списки с фамилиями моих соседей. Напротив фамилии человека из соседней квартиры стояла подпись. Вот и я свою поставила.
Конечно, сразу же после ее ухода «очухалась». Живу одна, рассказала о случившемся родственницам. Они мне и подтвердили, что это точно мошенники. «Сотрудница» эта, кстати, ко мне больше не приходила. Теперь вот хочу других предупредить, чтоб не попались на ее уловки».
Только по вызову
В пресс-службе муниципального предприятия «Водоканал» нам пояснили:
«Настоящие сотрудники „Водоканала“ никогда не предлагают что-то купить. У всех сотрудников есть форма и удостоверения одинакового образца. В них указаны фамилия, имя и отчество, название подразделения, должность и табельный номер сотрудника. Горожане, получающие какие-то странные предложения от якобы сотрудников, вправе запросить удостоверения, ознакомиться с указанной в них информацией и позвонить по телефонам: по будням в рабочее время — 55-16-16 (приемная), 55-19-03 (отдел кадров); круглосуточно — 67-60-64, 67-60-65. Реальные сотрудники ответят, работает ли человек с таким именем и табельным номером на предприятии. Сотрудники „Водоканала“ приходят в квартиры горожан только по вызову. Обращений о плохом качестве воды в домах сейчас не поступает. Напомним, что „Водоканал“ подает воду, прошедшую лабораторный контроль и соответствующую требованиям, по магистральным сетям до стены дома. За внутридомовые сети отвечает управляющая компания. Если есть нарекания к качеству воды из-под крана, прежде всего горожанам необходимо обратиться в УК».
«Световой» сценарий обмана
Электроэнергетики сообщают: в регионе увеличилось количество звонков от мошенников, предлагающих от имени ООО «Северная сбытовая компания» (гарантирующий поставщик электроэнергии) различные «льготы по электричеству». Будьте внимательны и предупредите старших родственников.
Специалисты призывают людей быть бдительными и не доверять звонкам от неизвестных лиц, которые предлагают вне очереди заменить приборы учета, помочь с оформлением льгот на оплату электроэнергии, с перерасчетами платежей, субсидиями и т. п. «Таким способом мошенники стремятся выманить персональные данные людей, получить доступ к их аккаунтам на портале «Госуслуги» и банковским счетам.
Сигналы от клиентов, получивших такие звонки, поступают в ООО «Северная сбытовая компания» из многих округов и районов Вологодской области. Злоумышленники звонят на мобильные телефоны, обращаются к клиенту по имени-отчеству и представляются сотрудниками энергосбытовой компании.
Затем они настаивают на немедленном оформлении льготы на оплату электроэнергии или заявки на замену электросчетчика. При этом в зависимости от «легенды» пугают, что потребитель лишится «положенной» ему 20%-й скидки на оплату или будет устанавливать прибор учета за свой счет. Якобы для оформления заявки требуются паспортные данные и номер СНИЛС, а для подтверждения очереди просят назвать код из СМС», — рассказали в пресс-службе «Северной сбытовой компании».
Никогда не предлагают
В «Северной сбытовой компании» подчеркивают, что:
ее сотрудники никогда не обзванивают клиентов с предложением каких-либо льгот и никогда не запрашивают по телефону пароли и коды доступа;
льготы на оплату электроэнергии и других услуг ЖКХ оформляются только определенным категориям граждан и только через органы социальной защиты, в МФЦ или через «Госуслуги», а не напрямую в энергосбытовой компании, причем льгота монетизирована, то есть получают ее не как скидку в квитанциях, а в денежном эквиваленте;
Установка прибора учета электроэнергии при его отсутствии или замена при выходе из строя, истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала для потребителя бесплатная и производится по его письменному обращению;
для установки или замены электросчетчика не требуются ни СНИЛС, ни ИНН.
«Помните: нельзя сообщать конфиденциальную информацию посторонним, озвучивать им коды из СМС-сообщений, скачивать по их предложению неизвестные приложения, переходить по ссылкам, которые они могут прислать. При поступлении сомнительного звонка прежде, чем выполнять какие-либо действия, о которых просит позвонивший, рекомендуется всегда проверять информацию в официальных источниках», — добавили в компании.
Алина Волкова
газета «Голос Череповца»