В мире звуков и ощущений
Если вы окажетесь на каком-либо мероприятии в нашем городе и увидите молодого мужчину в черных очках, играющего на саксофоне, — скорее всего, это будет Константин Зверев. Инструмент в его руках поет, как человек. Костя — инвалид по зрению, но это не помешало ему стать успешным в профессии. Мы поговорили с музыкантом о его творческом пути и сложностях, с которыми сталкивается незрячий человек.
Найти подход
С рождения Костя был почти слепым: у него видит лишь один глаз, и лишь на 3%. Костя может различать фигуры, одежду на людях, частично — цвета. При разной освещенности он видит по-разному: когда яркий свет, зрение хуже, в сумерках — лучше. Молодой человек не видит мелкие детали, не узнает людей в лица, но, как он говорит, самое главное — научиться пользоваться тем, что есть.
В детстве родители показывали Костю разным специалистам, но все это не принесло результата. Тогда они привели ребенка в коррекционный детский сад на улице Чкалова, где проводились занятия для детей с ослабленным зрением. Когда встал вопрос о школьном образовании, родители приняли решение обучать Костю на дому. Два раза в неделю к нему приходил специально обученный дефектолог, проводил уроки, контрольные, диктанты. Костя учился по учебникам, написанным шрифтом Брайля, слушал аудиокниги на кассетах. Так он отучился девять классов.
В четыре года Костю отдали в музыкальную школу № 2 на улице Вологодской (сейчас это детская школа искусств). Сначала он ходил в подготовительный кружок, где детей знакомили с музыкальными терминами, учили петь. Затем по совету знакомых ребенка направили заниматься по классу флейты к Юрию Кольцову. Пусть не сразу, но педагогу удалось найти подход к ученику.
— Спасибо огромное Юрию Владимировичу. Он очень много времени тратил на меня в ущерб личным делам, ему было интересно заниматься со мной, — говорит Костя. — Татьяна Гагарина, преподаватель по сольфеджио, «поставила» мне уши так, что до сих пор со слухом все отлично. Затем вместо нее пришла Юлия Вихрева — тоже замечательный человек. Алексей Семенцов, руководитель духового оркестра, учил вместе со мной партии на слух: он мне наигрывал на фортепиано, я это все запоминал. Мне повезло с преподавателями.
Играть под диктовку
Конечно, обучение музыке доставляло Косте немало трудностей. Взять хотя бы чтение нот. Ради того, чтобы маленький Костя мог учить произведения, мама научилась читать нотную запись. Во время домашних занятий она диктовала ребенку ноты и длительности, а тот играл. Затем, когда Костя подрос, папа сделал две доски из оргстекла, на которых рисовал краской линейки, скрипичный ключ, ноты. На досках помещался небольшой фрагмент произведения, Костя его учил, затем этот фрагмент стирали и писали новый. Позднее мама стала рисовать ноты на бумаге фломастером, а еще позднее Костя стал распечатывать их в увеличенном виде и склеивать листы в большие гармошки. Костя признается, что запоминать музыку на слух ему было гораздо легче, чем по нотам, и часто, пока никто не видел, он учил на слух.
Несмотря на сложности, Костя любил музыку, причем самую разную — и классику, и рок, и джаз. Он с упоением слушал кассеты и диски, которые приносили ему родители, а ночами слушал музыку по радио. Преподаватель Кости посоветовал ему продолжить образование в училище искусств и художественных ремесел имени В. В. Верещагина по классу саксофона и направил его к педагогу Павлу Панфилову. Став студентом, Костя учился не только играть на саксофоне, но и самостоятельно ходить по городу, ездить на общественном транспорте, взаимодействовать с однокурсниками и другими людьми. Параллельно при училище Костя окончил 10-й и 11-й класс.
Следующим этапом для него стала учеба в Петрозаводской государственной консерватории имени В. К. Глазунова, где его ждала жизнь в общежитии и прочие испытания, которые он с успехом прошел. Вернувшись в Череповец, Костя начал заниматься изготовлением искусственных цветов, но из-за конфликтов с мастером предприятия он через три месяца оставил это дело и вернулся в музыку.
На энергетическом уровне
Сейчас Костя играет на юбилеях, свадьбах, банкетах, пробует себя в различных музыкальных проектах, также занимается звукозаписью и написанием аранжировок к песням. Костя выступает и в других городах, иногда берет мастер-классы у известных музыкантов.
Я поинтересовалась у Кости, востребована ли профессия музыканта.
— Если ты ловишь кайф от музыки, если не можешь без нее жить, тогда занимайся и в конце концов станешь успешным. Если ты приходишь с мыслью стать звездой и заработать, можешь не тратить свое время — у тебя ничего не получится, — уверен Костя. — Музыка — это такая профессия, которой нужно долго учиться, тратить свое время и силы на бесплатной работе, чтобы получить навык, чтобы тебя кто-то заметил. Потом можно браться за малооплачиваемую работу, и, если есть понимание, куда двигаться дальше, ты уже можешь выйти на более высокий заработок.
— Ощущаешь ли ты присутствие зрителей, даже если не видишь их?
— Конечно, я чувствую их на энергетическом уровне. Если людям все равно, играть очень тяжело, после работы чувствуешь себя выжатым. А если людям понравилось, кто-то вышел танцевать или просто похлопал, или даже молча сидит, кайфует, это чувствуется. Сразу появляется хорошее настроение, чувство выполненной работы. Ты понимаешь, что ты не зря занимаешься этой профессией.
«Это же речь»
Время не стоит на месте, и за последние десятилетия появились новые технологии, которые существенно облегают жизнь незрячих людей. От шрифта Брайля и белой трости мы постепенно пришли к появлению синтезаторов речи, то есть программ для компьютеров и смартфонов, которые озвучивают все, что происходит на экране, а также все действия с клавиатуры. Благодаря технологиям даже слепой человек способен владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя.
— Поначалу кажется, что это сложно. Когда первый раз мне запустили программу, я услышал какие-то звуки, непонятный булькающий голос. И только минут через пять до меня дошло: это же речь, — смеется Костя. — Я очень долго учился это понимать. Но когда ты знаешь базу, научился справляться с программой экранного доступа, ты точно так же разберешься и с другими программами.
Костя пользуется подобными инструментами уже около 16 лет, помогает другим незрячим осваивать компьютерную грамотность. По его словам, за последнее время многие интернет-ресурсы, социальные сети стали гораздо доступнее для слепых, чем были раньше, а значит, стало больше доступа к общению, новой информации.
Обращаться к людям
Ориентироваться в пространстве незрячим помогает белая трость, или «миноискатель», как называет ее Костя.
— С палкой легче контролировать бордюры и прочие препятствия. Даже если я вижу, все равно беру с собой палку: так люди понимают, почему я обращаюсь за помощью. Иногда, если надо быстро сориентироваться, пользуюсь навигатором в смартфоне или заказываю такси. В столичных городах в метро, вокзалах и аэропортах есть службы сопровождения, можно обратиться к ним.
Свои сложности есть и в магазинах самообслуживания, поскольку незрячий человек не может посмотреть, какой продукт берет.
— Сейчас на смартфонах есть функция распознавания предметов: можно навести камеру, посмотреть. Но это долго, не всегда удобно, если много людей, часто вызывает смятение у персонала, — говорит Костя. — Многие мои знакомые ловят охранника или кассира, просят помочь. В больших магазинах, где много персонала, такая история часто прокатывает. В маленьких магазинах, если там большая очередь, кассир отвлечься не сможет, приходится просить покупателей. Но мне сложно обращаться к незнакомым людям. В каких-то случаях выручает доставка продуктов на дом, но это дорого, и не всегда есть нужный товар.
Еще одна больная тема — звуковое оповещение у светофоров, которое в нашем городе есть далеко не везде.
— Самые сложные для меня перекрестки — Сталеваров — Металлургов и Сталеваров — Ленина. Звукового оповещения там нет. У меня есть свои способы, как их перейти. В темное время суток я вижу зеленый огонь — он яркий, бьет в глаз. Как правило, в солнечный день я часто вижу людей, которые переходят дорогу, ориентируюсь по ним. Если людей нет, на некоторых перекрестках ориентируюсь по машинам. Например, если на перекрестке Сталеваров — Победы я слышу, что машины пошли по соседней улице, значит, загорелся зеленый. Где-то машины останавливаются. На каких-то перекрестках это невозможно отследить: там слишком сложное движение, велик риск промахнуться. Часто люди сами подходят, помощь предлагают.
— Правда ли, что при ослабленном зрении обостряются другие органы чувств?
— Более острым становится внимание. Ты замечаешь вещи, на которые обычный человек внимания не обращает. Допустим, когда он идет по улице, он может услышать, как звук его шагов отражается от соседних зданий, от деревьев, но ему никогда в голову не придет на это обратить внимание. У людей есть эти ощущения, просто они ими не пользуются
Марина Чадова,
газета «Голос Череповца»