ЕГЭ: отменить, оставить или изменить?
В июне 2024 года в России подготовили законопроект об отмене ЕГЭ. Единый госэкзамен предлагается заменить традиционными выпускными экзаменами по школьным предметам и внести в связи с этим изменения в Закон «Об образовании». Госдума планирует рассмотреть законопроект об отмене ЕГЭ в первом чтении уже в октябре 2024 года. «Голос Череповца» собрал мнения череповчан о том, насколько ЕГЭ эффективен и стоит ли его отменять.
В своей школе
Наш журналист Валентина Лелина сдавала ЕГЭ в 2006 году в родной школе в Белозерске. В тот год ЕГЭ проводился только по обязательным предметам — русскому языку и математике, а предметы по выбору сдавали в традиционной форме — по билетам.
— ЕГЭ тогда только вводили, поэтому у нашего выпуска была апробация экзамена. Нас пугала новая форма: нужно было аккуратно заполнять бланки гелевой ручкой, писать печатными буквами, если помарка — все, бланк испорчен. Учителя за нас переживали, терпеливо объясняли, как заполнять бланки, готовили, — рассказала Валентина. — ЕГЭ мы писали в своей школе, в своих же классах. Телефонов у нас тогда не было или были кнопочные, одежду и карманы перед экзаменом не проверяли, рассаживали по одному. Так строго, как сейчас, нас не контролировали. ЕГЭ по математике и русскому языку я сдала неплохо. Думаю, что к любой форме экзамена можно приспособиться.
За 20 лет ЕГЭ претерпел немало преобразований: изменились задания, усилился контроль за экзаменуемыми, появилось много тонкостей и нюансов, которые требуют тщательной подготовки к итоговому испытанию. Но, как и прежде, у ЕГЭ много противников.
Анна Туваева, золотой медалист школы № 34, стобалльница по русскому языку: «Мне экзамен очень понравился, ни о чем не жалею. Стресс был, но это естественно при всех экзаменах, в любых форматах. В старой форме сдавать было бы тяжелее, но я и так сдаю вступительные испытания в вуз — это необходимо для моей специальности. Поступаю в Нижний Новгород на юридический факультет».
Отменить
В группе нашей газеты в социальной сети «ВКонтакте» мы провели опрос на тему «Нужен ли нам ЕГЭ?». Проголосовали 205 человек. Большая часть (68%) считает, что ЕГЭ давно пора отменить. 27% думают, что ЕГЭ надо оставить, но систему необходимо усовершенствовать. 4% полагают, что все нужно оставить как есть.
— Считаю, что ЕГЭ низвел учителя до ноля. Дети занимаются с репетиторами, а в школе могут делать что хотят. Если же они будут сдавать экзамены «живым учителям», будет и авторитет учителя. Все равно личностное общение не заменишь никакими галочками, — уверен Алексей, научный сотрудник. — С другой стороны, отменять теперь это все очень сложно: нужно всю документацию на новый лад переделывать, и у детей будет стресс. Нужно было раньше думать, надо или не надо.
— Выпускники готовятся к ЕГЭ, заучивают ответы на вопросы, а спросишь что-нибудь — не знают материала. Сочинения не пишут, разговаривать не умеют, стихотворение рассказать не могут, — сетует Владимир, педагог дополнительного образования. — Надо, чтобы образование было целевое, чтобы после 8 — 9-го класса они уже знали, по какой профессии пойдут, гуманитарной или технической. А то учатся, институт оканчивают, ничего не знают вообще. Поработают на предприятии месяц и уходят, развозят пиццу, потому что ответственности никакой, а денег в три раза больше. Но только пиццу не будешь развозить всю жизнь, профессия все равно должна быть нормальная.
— ЕГЭ — это угадайка. Его ввели для того, чтобы люди из провинции, набравшие энное количество баллов, могли поступить в хорошие вузы. Но некоторые, такие как МГУ, не принимают без экзаменов. А сколько сейчас выпускников из вузов вышли, у которых знания ниже плинтуса! Студенты 4 — 5-го курса не знают ответов на элементарные вопросы, — отмечает Анатолий, инженер. — Это все не то. Надо, чтобы действительно были знания, чтобы люди отвечали по билетам, нормально готовились. ЕГЭ нужно отменить, но необходимо систему поступления в институты разработать, предусмотреть все нюансы.
Елена Швецова, серебряный медалист школы № 26: «Я ничего не имею против ЕГЭ. Это вполне хорошее тестирование, чтобы выявить, кто сможет поступить, показать свои силы. Удобно, что не надо сдавать вступительные экзамены в вуз. Прошел период сдачи — и все, только подавай документы. Мне кажется, если бы пришлось сдавать экзамены в школе и вузе отдельно, это бы продумали и экзамены были бы проще, короче».
Доработать
Есть, конечно, и те, кто относится к ЕГЭ положительно или же считает, что можно изменить эту форму проведения экзамена к лучшему.
— У меня внучки, одна сдала ОГЭ, другая — ЕГЭ. Я не знаю, чем плох ЕГЭ. Мне кажется, это шанс провинциальным детям поступить в хорошие вузы, — рассуждает Евгения. — Когда я поступала, это занимало все лето: месяц — экзамены в школе, потом подготовительные курсы, потом месяц — экзамены в институте, а с 1 сентября учиться. Это было очень тяжело. Сейчас детям легче: они сдали — сразу лето свободное, готовят силы к институту.
— Мы, как родители, помогали дочке преодолеть это испытание, — рассказывают Сергей и Мария, родители серебряной медалистки. — Конечно, она переживала, просила советов. Сложно сказать, какая форма лучше, какая хуже. Детям тяжело, нагрузка по учебе гигантская. Но система образования не испортилась. Наверно, просто изменилось время, в котором мы живем, изменились ориентиры, скорость, поток информации сейчас бешеный. Ребятам нужно усваивать ее максимально быстро. У нас не было такого потока информации, когда мы учились.
— ЕГЭ в основном упирается на советскую базу, советские олимпиады, экзаменационные задания. Я сам недавно сдавал ЕГЭ, чтобы поступить на второе высшее без внутренних экзаменов. Ничего там нового нет, — поделился мнением наш подписчик Валерий. — ЕГЭ по сути и обнажил проблемы нынешней системы, а на деле-то — штука неплохая, доработать бы, предусмотреть альтернативы. Нужно вернуть школе, педагогу авторитет и былую фундаментальную роль.
— Я думаю, что ЕГЭ отменять не нужно. Другое дело, что его нужно дифференцировать, гуманитарные предметы сдавать не в виде ЕГЭ. Например, часть экзамена по русскому языку оставить в форме ЕГЭ, а раздел, который касается развития речи, сдавать в форме сочинения. То же самое с литературой, иностранным языком — здесь нужно придумать комбинированный вариант, — уверена Ольга, предприниматель. — Я считаю, ЕГЭ по остальным предметам можно оставлять, потому что это возможность для детей из провинции поступить в крупные столичные вузы, куда в моей молодости было не пробиться.
Павел Шихирин, золотой медалист школы № 26: «В 7 — 8-м классах я боялся ЕГЭ, думал, лучше бы его отменили. В 11-м классе я понял, что на данный момент нет лучше системы, которая позволяет сделать отбор в институты. На экзамене я особо не волновался, просто пришел и написал. Наверно, если бы надо было, я бы справился и с традиционными экзаменами. Нет ничего невозможного».
«Вам тут делать нечего»
Ольга окончила череповецкую школу в середине 1980-х, собиралась поступать в вуз Ленинграда. Сначала в приемной комиссии у нее отказывались принимать аттестат, так как печать школы была недостаточно четкой. Проблему удалось решить, однако поступить Ольге так и не смогла: на вступительных экзаменах ей не хватило одного балла (она сдавала два устных экзамена и один письменный). История закончилась хорошо: Ольга успела поступить в Череповце, где проходной балл был ниже.
— Мне сказали: «А чего вы сюда приехали? У нас тут ленинградцы поступают. Вам тут делать нечего», — с грустью вспоминает она. — Я помню, какой это был стресс: в 17 лет приехать в чужой город, прийти в незнакомое здание, найти аудиторию, где совершенно незнакомые люди. Не у каждого родителя есть возможность сопровождать своего ребенка во время вступительных экзаменов. Со мной никто не ездил, но я жила у тети, а другие ночевали в общежитии, потом шли на экзамены. Сейчас хорошо: ЕГЭ сдаешь дома, подаешь документы онлайн и только потом уже приезжаешь в вуз.
Михаил Толовиков, учитель математики лицея «АМТЭК»: «Считаю, что ЕГЭ — вполне адекватный экзамен для современных школ, отменять его нельзя».
Что касается строгого контроля во время проведения ЕГЭ, Ольга придерживается следующего мнения:
— Нужно детям объяснять, что если ты что-то принес на экзамен, то ты вылетишь и только через год сможешь пересдать. Нужно наказывать, но никак не обыскивать металлоискателями. Это чушь. Я считаю, что в ЕГЭ нужно особо контролировать не детей, а организаторов, чтобы не было таких ситуаций, когда дети из дальних регионов, с трудом говорящие по-русски, поступают в вузы со 100 баллами по русскому языку.
В лучшую сторону
Среди сторонников ЕГЭ есть школьные педагоги. В их числе — Михаил Толовиков, учитель математики лицея «АМТЭК», кандидат физико-математических наук. В этом году сразу пять его выпускников набрали 100 баллов по профильной математике. Михаил Игоревич, когда сам выпускался из школы, сдавал экзамены в традиционной форме, затем, уже работая, принимал у абитуриентов вступительные экзамены в вуз, а будучи учителем, много лет был организатором на ЕГЭ, поэтому охотно поделился с нами своим мнением по поводу этого экзамена:
— Система дает объективную оценку, в отличие от многих других экзаменов — устных или тех, которые каждый вуз проводит отдельно. Это единый экзамен для всех. Он создает равные условия для учащихся из разных регионов, разных населенных пунктов, позволяет поступать талантливым ребятам в ведущие вузы страны.
— Многие до сих пор считают, что ЕГЭ — это «угадай букву».
— Во-первых, это не тест с выбором ответа. Сейчас там нет заданий, в которых можно выбрать ответы из нескольких предложенных. В экзамене по математике в заданиях первой части нужно решать задачи, во второй части написать подробное сложное решение. Письменная часть ничуть не проще тех экзаменов, которые мы в свое время сдавали. По объему заданий ЕГЭ получается даже больше, соответственно, он проверяет больший объем знаний и навыков. Во-вторых, на вступительных экзаменах нет такого контроля, как на ЕГЭ, когда в классах установлено видеонаблюдение, специалисты из других городов смотрят, что происходит в аудитории в режиме реального времени. На входе контролируют, чтобы выпускники сдали телефоны и другие вещи. Сейчас экзамен стал объективнее, чем раньше, исключена коррупция. Контроль на ЕГЭ очень серьезный, лазеек нет.
— Некоторые жалуются, что ЕГЭ требует шаблонных ответов, учителя натаскивают школьников…
— Любые экзамены устроены так же. Там тоже примерно известно, какие будут задания. Если такого нет, к экзаменам попросту невозможно адекватно готовиться. Раньше каждый вуз придумывал свои испытания, у каждого вуза были свои особенности. Например, в МГТУ имени Баумана нужно готовиться к одним задачам, в МГУ — к другим. И это все, опять же, было крайне неудобно. Но просто натаскать на высокие баллы ЕГЭ людей, которые не знают предмет, объективно невозможно. Средний балл по математике в стране в этом году составляет примерно 62,5. Но это меньше, чем максимальный балл за первую часть экзамена — 70. Вторая часть требует уже серьезного владения математикой, умения обосновывать, оформлять. Я бы не сказал, что экзамены шаблонные, простые.
— Насколько экзамен изменился за последние 20 лет?
— Я могу судить исключительно о ЕГЭ по математике, но думаю, что экзамен изменился в лучшую сторону. Первоначальная форма (примерно до 2009–2010 года) была менее удачной. Заданий было много, порядка 30, они были с вариантами ответов, и как раз в то время ЕГЭ был довольно шаблонным. Затем пришла другая команда разработчиков. С 2010 года экзамен значительно изменился в положительную сторону. Большинство заданий ученикам уже знакомы, но встречаются два-три задания, которые будут для них новыми. Тут становится понятно, кто учил по шаблону, а кто все-таки способен решить новую задачу, которую он впервые видит.
— Что будет, если ЕГЭ отменят?
— Думать об этом страшно. Если примут закон об отмене ЕГЭ, все формы и средства экзамена поменяются, и неизвестно, чего ждать, непонятно, как готовиться. Главное, что ничего не предлагается взамен. Предлагают только отменить ЕГЭ и вернуться к прежним экзаменам. Но прежние формы экзамена не соответствует нынешним условиям, большинство абитуриентов к ним будут совершенно не готовы. Считаю, что ЕГЭ — вполне адекватный экзамен для современных школ, отменять его нельзя.
Дополнительные дни для пересдачи
По поручению президента РФ Владимира Путина в этом году у выпускников школ появилась возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов до конца приемной кампании. Пересдачи проходили 4 и 5 июля. В Череповце пересдать ЕГЭ захотели 347 выпускников. Информатику пересдавали 118 выпускников, обществознание — 77, математику профильного уровня — 43, биологию — 26, русский язык — 22, химию — 17, английский — 14, литературу — 11, историю — 10, математику базового уровня — 7, по одному человеку — физику и немецкий.
Рособрнадзор объявил сбор предложений о том, какие изменения должны быть внесены в ЕГЭ. Предложения принимают с 8 июля до 15 августа. Проведение всероссийского общественного обсуждения запланировано на последнюю неделю августа 2024 года.
На пересдачу с 90 баллами
По данным Рособрнадзора, на пересдачу в дополнительные дни было подано 113 495 заявлений. Почти половина пришедших на пересдачу выпускников (49,68%) ранее не преодолели минимальный порог; 31,21% написали работу на 31 — 40 баллов, тогда как вузы принимают документы с результатами ЕГЭ не ниже 40 баллов. Были и уникальные случаи, когда улучшить свои «показатели» решились высокобалльники с результатами 90 баллов и выше.Пересдававшие ЕГЭ 4 — 5 июля получат свои результаты к 18 июля. Прием документов в российские вузы продлится до 25 июля. Таким образом, будет неделя для принятия решения о поступлении.
Марина Чадова,
газета «Голос Череповца»