Один день Людмилы Владимировны
О различных ситуациях, связанных с бездомными животными, наша газета рассказывает довольно часто. Реже мы рассказываем о людях, которые занимаются помощью животным. И, кажется, еще ни разу мы не писали про то, как именно у кого-то из этих людей проходит среднестатистический день, как удается совмещать обычную жизнь с зоозащитной деятельностью.
Срочно действовать
18 июля в 21.26 Людмиле Цветковой, руководителю волонтерского проекта «Планета милосердия» череповецкого городского отделения организации «Российский Красный Крест», позвонила опекун — женщина, которая осуществляет уход за кошками (кормление, лечение и т. д.), живущими в подвале одного из домов на улице Краснодонцев. Все кошки этого подвала стерилизованы, кроме одной: она настолько боится людей, что поймать ее не удается уже несколько лет. Боится не просто так — у кошки нет хвоста. Недавно она родила четырех котят. Так вот, вечером 18 июля появились объявления о том, что 19-го подвал дома будут обрабатывать (по сути, травить — это обработка против насекомых и грызунов, но кошки от нее тоже погибают).
— Нужно было срочно действовать, чтобы обработку подвала перенесли и дали зоозащитникам время спасти животных, — говорит Людмила Владимировна. — В 21.32 начинаю звонить в городской центр приема обращений +7 (99-90-00). Трубку не берут, звоню в службу спасения (112), чтобы передали информацию. Большего сделать на 18 июля невозможно.
19 июля уже в 7.59 Людмила Владимировна позвонила главе управы, объяснила ситуацию.
— В 8.20 последовал ответный звонок — сообщили об отмене обработки в данный день. Но опекун решила все же проконтролировать ситуацию. В 9.55 от нее поступил звонок: нас обманули — приехали обрабатывать подвал, сейчас готовятся. Шквал негодования, ужаса от того, что животные погибнут, слезы, мольбы — все перемешалось! По просьбе опекуна сантехник вынес из подвала двух котят-малюток. Она сказала, что в подвале еще два котенка. Вынесли еще одного.
В это время Людмила Цветкова продолжала звонки, надеясь все остановить.
— Звоню в разные структуры и службы мэрии, в департамент ЖКХ, в службу спасения. Кроме службы спасения нигде трубку не берут. В 11.49 подаю заявление о происшествии в УМВД города; делаю еще несколько звонков в полицию. В 12.17 выезжает наряд полиции на место, там ожидают приехавшие на помощь волонтеры.
Но присутствие полицейских на ситуацию никак не повлияло, вскоре наряд уехал. Обработку провели, четвертого котенка так и не нашли.
— Получается, Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными…» и 114-я статья Конституции России о формировании в обществе ответственного отношения к животным в Череповце не действуют. Случай, который я описала, лишь один из многих, подобное происходит постоянно.
К слову, позже УК сообщила, что зоозащитники сами отказались спускаться в подвал и забирать животных.
— У них было некоторое основание так говорить, — признает Людмила Владимировна и тут же поясняет: — Перед началом обработки они действительно сказали опекуну: «Забирайте животных».
Но женщине больше 70 лет, больные ноги, слабое зрение, скачет давление. Она физически не в состоянии спуститься в подвал да еще проводить там поиски.
После того как я позвонила молодым волонтерам, они приехали, но их уже не пустили, как они ни просили.
Правда, позже одного из волонтеров в подвал все-таки пустили, но поиски не увенчались успехом.
Предложение
22 июля Людмила Цветкова вместе с несколькими единомышленниками была на приеме в мэрии — прошла рабочая встреча с обсуждением предложений волонтерского проекта «Планета милосердия» по гуманному отношению к животным. Главным представителем городских властей на встрече была заместитель мэра Наталья Стрижова.
Представители волонтерского проекта подняли много вопросов. Например, они предлагают, чтоб хотя бы в одной, а лучше в нескольких ветеринарных клиниках за счет города или области были созданы стационары для животных.
По задумке, в эти стационары будут поступать бездомные животные от опекунов и волонтеров для стерилизации и последующей реабилитации. (Да, есть программа «Отлов — Стерилизация — Вакцинация — Возврат», но это другая ветвь работы с бездомными животными.) Конечно, речь не идет о большом количестве мест. Даже если такой стационар будет всего в одной ветклинике и будет вмещать только от трех до пяти животных единовременно, это станет существенным подспорьем для зооволонтеров.
С данной инициативой уже обращались к врио губернатора Вологодской области Георгию Филимонову, также писали обращение в областное управление ветеринарии.
— Конечно, везде отвечают, что средств на финансирование нет, — говорит Людмила Владимировна, — что есть много более важных, первостепенных вопросов. Но я высказала свое мнение: если мы сейчас не возьмемся за правильное отношение к вопросу гуманного обращения с животными, то вообще потеряем человеческий облик, и тогда те вопросы, которые сейчас стоят на первом месте, точно статут нерешаемыми. Если люди не начнут гуманно относиться к животным, это приведет к разложению общества, такие люди не захотят делать ничего для других, только для себя, своего блага, своей выгоды, которую будут готовы заполучить любой ценой.
С утра до вечера
Когда речь зашла о дневных делах, Людмила Цветкова сказала:
— Сегодня я встала в пять часов утра, чтобы подготовить текст по встрече в мэрии. У меня сейчас гостят две внучки, они еще далеко не взрослые, им надо уделить внимание, куда-то свозить; потому и пришлось встать так рано — чтобы все успеть. Вот мы с вами договорим, и мне нужно будет сразу звонить, разговаривать по ситуации с домом на улице Архангельской. Вчера мне по этому поводу звонили, тоже в десятом часу вечера. Когда опекун кормила животных, из подъезда выскочила женщина и стала кричать, требовать, чтоб опекун «забрала своих животных», грозилась позвонить в санэпидстанцию. Потом выбежал мужчина и присоединился, тоже начал орать. Представьте: на вас набегают и кричат люди, устраивать вам сцену. Тут можно не только растеряться, тут, если вы пожилой человек или у вас просто слабое здоровье, можно получить инфаркт или инсульт. У нас есть информационные листовки о гуманном отношении к животным (там в том числе ссылки на законы, защищающие животных), я бы хотела разместить их в этом доме, чтобы хоть немножко начать приостанавливать негатив и чтобы люди хоть как-то понимали, что причинять животным вред — противозаконно. Если же мы поймем, что реально есть угроза опекунам, значит, я буду обращаться в полицию.
В прошлом месяце мэрия дала свое согласие на размещение листовок на информационных стендах внутри подъездов; это важно, ведь, если листовки наклеить на улице, гораздо выше вероятность, что их сорвут. Поэтому к размещению листовок будут привлекать управляющие компании.
— Не все управляющие компании охотно сотрудничают. С некоторыми складывается ощущение, что им просто выгодно, чтобы одна группа людей все время конфликтовала с другой группой — ссорятся на этой почве и меньше внимания обращают на какие-то коммунальные вопросы.
— Вы сказали, что встали в пять утра. А во сколько обычно заканчивается ваш день?
— Ну, я вам уже говорила, что мне звонили в десятом часу вечера. Бывает, что звонят позже, если случается какое-то ЧП. Вообще, мне часто звонят и сама я часто кому-то звоню.
Помимо прочего Людмила Цветкова, как и некоторые другие волонтеры, дежурит по домам — раз в неделю приходит к определенному дому, чтобы проверить, все ли в порядке с живущими в подвале кошками.
— Вы с таким графиком хотя бы успеваете нормально позавтракать, пообедать, поужинать?
— Да, — улыбается наша собеседница, — но делаю я это очень быстро.
Елена Бжания,
газета «Голос Череповца»