За проблемы на дорогах Череповца взялся искусственный интеллект

Копировать ссылку
Источник: Голос
Чем и как помогает специалистам интеллектуальная транспортная система?

Недавно в мэрии сообщили: в городе выявили перекресток, где в последнее время чаще всего нарушали ПДД пешеходы. Это пересечение проспекта Победы и улицы Максима Горького. Данные собрали при помощи интеллектуальной транспортной системы, которую поэтапно внедряют в Череповце. Специалисты разных ведомств взяли участок на контроль. А что еще умеет система, обладающая «машинным зрением»? Постараемся объяснить упрощенно.

Умная система

Проект «Внедрение интеллектуальной транспортной системы» реализуется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», основной источник финансирования — федеральные средства. В Череповце он стартовал в 2020 году. Говоря очень упрощенно, это набор программного обеспечения, который соединен с периферийными устройствами (светофорные контроллеры, метеостанции, комплексы мониторинга транспорта, камеры видеонаблюдения).

— Интеллектуальная транспортная система состоит из нескольких подсистем, которые помогают управлять дорожным движением в городе: светофорное управление, мониторинг транспортного потока, метеомониторинг, видеонаблюдение ДТП и инцидентов на дороге. Система позволяет оператору при текущем положении дел на дороге учитывать все внешние факторы: погоду, количество автомобилей в потоке, наличие или отсутствие инцидентов — и при благоприятных условиях давать транспорту зеленую волну. То есть проезжать весь путь по основным магистралям без остановок, на зеленый сигнал светофора. Система позволяет нам эффективно организовывать дорожное движение, управлять им и оперативно подстраиваться под различные ситуации на дорогах, — пояснил «Голосу…» руководитель Центра организации дорожного движения Эдуард Соколов.

Комфортное перемещение водителей, пешеходов и пассажиров общественного транспорта по городу — одна из задач интеллектуальной транспортной системы. Фото: Алексей Молотов
Комфортное перемещение водителей, пешеходов и пассажиров общественного транспорта по городу — одна из задач интеллектуальной транспортной системы. Фото: Алексей Молотов

Мониторинг транспорта

Над дорогами на перекрестках и перегонах между ними расположены комплексы мониторинга транспорта. Сейчас их 117: 110 установлены в рамках федерального проекта, остальные — при участии крупного предприятия города.

— Комплексы помогают понимать, какая средняя скорость передвижения по городу, какие улицы загружены транспортом, и, соответственно, расставлять приоритеты. Операторы контролируют ситуацию в реальном времени. А специалисты отдела аналитики изучают распределение транспортных потоков. Это важно в том числе при перекрытиях движения. Машины переходят на другие улицы, мы смотрим, как лучше там для пропускной способности работать светофорам, выдвигаем предложения по изменению схемы движения, расширению дорог. Все решения принимаются на основании данных, — объяснил Эдуард Соколов.

Руководитель Центра организации дорожного движения Эдуард Соколов. Фото: Алина Волкова
Руководитель Центра организации дорожного движения Эдуард Соколов. Фото: Алина Волкова 

Также в распоряжении специалистов есть инструмент адаптивного управления: он действует без вмешательства оператора, но под его наблюдением. Система анализирует трафик, подходящий к светофору, и на основе данных сама может менять длительность фаз светофора, чтобы «протолкнуть» через загруженный участок большее количество транспорта.

— Подсистема настроена на девяти перекрестках, протестирована. Однако пока нет оперативного дежурного персонала, на постоянной основе она не работает. Все-таки это связано с безопасностью водителей, пешеходов и пассажиров транспорта. Без присмотра ее оставлять нельзя. Знаем, что есть обращения: кто-то едет по городу в ночное время, но стоит на светофорах при пустой дороге и просит, чтобы зеленый сигнал включался быстрее. Но пока светофоры работают в штатном режиме. В дневное время такая подсистема очень удобна для регулирования движения на перекрестках второстепенных улиц. А вот для того чтобы не нарушить зеленую волну на основных магистралях, она пока не подходит, — отметил Эдуард Соколов.

Количество комплексов мониторинга транспорта продолжит увеличиваться. Фото: из архива редакции
Количество комплексов мониторинга транспорта продолжит увеличиваться. Фото: из архива редакции 

Сигнал об инциденте

Сейчас в городе на проезжую часть направлены 111 камер видеонаблюдения, они являются частью аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Эти камеры также используют для подсчета автомобилей и наблюдения за дорожной обстановкой. Но не только, так как их можно переключить на другую задачу.

— Видеокамеры работают и в рамках подсистемы инцидентов. Сигнализируют о заторах, ДТП, типовых нарушениях ПДД. Занимаемся выстраиванием взаимодействия с ГИБДД. Проводили тестирование: от момента инцидента до сообщения информации о нем на пульт оператора проходит максимум минута. Конечно, мы не застрахованы от сообщений о ложных инцидентах. Вместе со специалистами из Перми обучаем нейросеть распознавать их и минимизировать. Фиксируемые камерами инциденты помогают разрабатывать мероприятия по улучшению дорожной ситуации. Например, не один, а несколько человек систематически переходят в неположенном месте. А может быть, там действительно нужен пешеходный переход, потому что это удобно, — объяснил Эдуард Соколов.

Часть видеостены, которая помогает специалистам Центра организации дорожного движения. Фото: Алина Волкова
Часть видеостены, которая помогает специалистам Центра организации дорожного движения. Фото: Алина Волкова 

Из-за того, что камеры постоянно переключают между разными задачами, сложно однозначно сказать о самых проблемных с точки зрения нарушения ПДД участках дорог. Так, например, за перекрестком проспекта Победы и улицы М. Горького наблюдали около трех месяцев. Вот и оказалось, что там часто нарушают правила пешеходы: перебегают дорогу по диагонали, переходят на красный сигнал светофора, чтобы успеть на трамваи. Камеры даже зафиксировали, как одна из женщин пыталась перейти дорогу на красный свет прямо перед движущимся экипажем ГИБДД. Но одумалась, увидев, кто едет. Также здесь за один только февраль зафиксировали два тройных ДТП, причина банальная — невнимательность водителей.

Чего только не вытворяют пешеходы на перекрестке проспекта Победы и улицы Максима Горького. Фото: Алексей Молотов
Чего только не вытворяют пешеходы на перекрестке проспекта Победы и улицы Максима Горького. Фото: Алексей Молотов

Где еще есть проблемы? Продолжают нарушать на пересечении Шекснинского проспекта с улицей Рыбинской. Летом здесь было немало ДТП и инцидентов. А сейчас водители, двигаясь в сторону Южного шоссе, позволяют себе с полосы, где можно ехать только прямо, поворачивать налево. И это несмотря на дорожные знаки и разметку, в том числе целые «направляющие островки».

Пересечение проспекта Победы с улицами Первомайской и Гоголя тоже в зоне внимания. Здесь происходят различные ДТП, выезды на встречные полосы. Есть и бабушка, которая в нарушение всех правил попадает на разделительную полосу с газоном, чтобы покормить голубей.

— Больше нарушений фиксируется на второстепенных участках дорог. Например, ближе к заводу на улице Ленина или на Кирилловском шоссе около Каменного переулка. Здесь пешеходы переходят дорогу в неположенных местах, — рассказал Эдуард Соколов. — В среднем за месяц система фиксирует 5000 — 7000 инцидентов. Самые распространенные — переход в неположенном месте и проезд не в том направлении. Помимо правонарушений подсистема инцидентов сигнализирует и о заторах, выпавших предметах, ДТП.

Учесть перекрытия

Водитель может заметить, что какой-то участок проехал в один час быстрее, в другой — медленнее. Так система меняет длительность фаз светофора для того, чтобы поток добрался быстрее из точки А в точку Б. Ведь в этом, с учетом комфорта и безопасности, и состоит задача системы и Центра организации дорожного движения в целом.

— Сейчас, когда в городе начался сезон ремонтов дорог с перекрытиями движения, интеллектуальная транспортная система помогает нам прогнозировать потоки и оперативно регулировать работу светофоров в конкретных случаях. Например, сейчас закрыта эстакада № 4 Октябрьского моста. По ней проезжало порядка 650 машин в пиковый час. Сейчас они ушли на другие улицы. Включили здесь старую программу работы светофоров, которая была до появления Архангельского моста. С 15 апреля начали делать корректировки, ситуация понемногу улучшается. Но в пиковые часы все равно образуются заторы. Смотрим, куда распределяются потоки, подключаем ручное управление для решения конкретных ситуаций. Постоянно мониторим обстановку. Нужно учитывать и ситуацию на других участках дорог. Мы совместно с мэрией и другими муниципальными структурами прорабатываем различные варианты передвижения людей, когда начнутся следующие этапы ремонтов и перекрытий на мосту. Разрабатываем мероприятия по повышению привлекательности общественного транспорта. Наиболее напряженная ситуация прогнозируется в Заягорбском и Зашекснинском районах, — пояснил Эдуард Соколов.

Интеллектуальная система помогает специалистам прогнозировать потоки, что особенно важно в сезон дорожных работ. Фото: Алексей Молотов
Интеллектуальная система помогает специалистам прогнозировать потоки, что особенно важно в сезон дорожных работ. Фото: Алексей Молотов

Реакция на обращения

Некоторые череповчане отмечают, что на ряде перекрестков зеленый сигнал для машин горит долго и пешеходам приходится ждать до 100 секунд возможности перейти дорогу.

— Пешеходов при работе мы обязательно учитываем. Важно, чтобы в плохую погоду люди долго не ждали, чтобы не замерзнуть и не промокнуть, в то время как те, кто находится в автомобиле, ждут своего сигнала в тепле и комфорте. Например, увидев, что перейти желают 20 человек, а проезда ожидают 5 автомобилей, мы можем в ручном режиме включить зеленый для пешеходов пораньше. Но не на всех перекрестках это работает, система сложна. Стараемся всегда найти золотую середину. Ведь чем быстрее проедут автомобили и опустеют дороги, тем безопаснее будет переходить их пешеходам. Поэтому красный сигнал около 100 секунд встречается на перекрестках с большой загруженностью, где, увы, нет другого выхода, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Но мы не открещиваемся от обращений горожан: многие отлично видят дорожную ситуацию, их замечания — отличные подсказки. Стараемся реагировать на обращения максимально объективно — обязательно анализируем обозначенную проблему.

Перспективы

Всего в Череповце оснащены интеллектуальной транспортной системой (либо комплексами мониторинга, либо камерами) 35 перекрестков, среди них основные магистрали: проспект Победы, Северное и Кирилловское шоссе, Шекснинский и Октябрьский проспекты. Количество фиксирующих устройств продолжат увеличивать поэтапно до 2026 года. В этом году их тоже прибавится.

— Сейчас мы параллельно и эксплуатируем, и достраиваем интеллектуальную транспортную систему. Планируется завершить процесс в 2026 году. В методике, разработанной Минтрансом, есть шесть уровней зрелости. Мы уже в прошлом году достигли первого. Сейчас стремимся к следующему уровню, что откроет перед нами новые возможности. Так, в перспективе благодаря накопленным данным аналитики за прошедшие годы мы сможем прогнозировать трафик на улицах в определенные сезоны, дни недели, часы.

Алина Волкова,

газета «Голос Череповца»

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 72 →

Лето вот-вот наступит. Вы уже запланировали, что надо успеть?

10.68%
16.50%
18.45%
12.62%
10.68%
12.62%
14.56%
3.88%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Важная тема, которую мы контролируем, - это обеспечение контактов правительства Вологодской области с родственниками военнослужащих, встречи с супругами, матерями, вдовами мобилизованных наших воинов, контрактников, добровольцев. В этой связи поручаю главам муниципалитетов Вологодской области последовать моему примеру и ввести форматы системных личных встреч».

22 Мая 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
30 мая, четверг
17:54:28
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 89.26
EUR 96.89