«Лучшая подготовка к школе – это игра»

Копировать ссылку
Источник: Голос
Учителя начальных классов – молодой педагог и наставник - поделились советами, как ребенку адаптироваться к школе.

Недавно в Череповце проходил городской конкурс профессионального мастерства «Педагогический дуэт». Жюри оценивали взаимодействие молодого преподавателя со своим наставником, в состязании участвовало десять пар учителей. Лучшими признаны педагоги гимназии № 8: учителя математики Анна Игумнова и Виктория Шишкина заняли первое место, учителя начальных классов Татьяна Солдатова и Оксана Седова — второе место. Мы поговорили с учителями начальных классов, чтобы узнать, что важно уметь ребенку перед поступлением в первый класс, о чем беспокоятся современные родители и почему педагогу необходима поддержка коллег.

Татьяна Солдатова, молодой педагог: «Если что-то не получается, значит, надо не расстраиваться, а сделать еще раз.
Татьяна Солдатова, молодой педагог: «Если что-то не получается, значит, надо не расстраиваться, а сделать еще раз. 

Стараюсь использовать разные методики, технологии, приемы, которые будут полезны для детей». Фото: предоставлено Татьяной Солдатовой 

Работать в паре

Татьяна Солдатова работает в школе первый год. Окончив Тотемский политехнический колледж, она поступила в ЧГУ. Параллельно с учебой работает в гимназии № 8, ведет уроки у второго класса.

— Моя бабушка хотела, чтобы я была учителем. Она считала меня маленькой, не хотела отпускать в другой город, поэтому я поступила в колледж. Поскольку я получила педагогическую специальность, решила попробовать поработать, проявить себя в этой сфере. Опыт работы с детьми у меня есть: я была методистом по работе с молодежью, — рассказала Татьяна Олеговна.

Оксана Седова окончила ЧГУ в 2000 году, в 2001-м пришла работать в гимназию № 8. Сейчас она ведет третий класс.

— Был момент, когда я устала, выгорела, даже хотела уйти из школы. Меня поддержали коллеги, в первую очередь — директор Ирина Альбертовна Рычкова, завуч Любовь Николаевна Узикова. У нас дружный сплоченный коллектив, мы всегда поддерживаем, выручаем друг друга. К молодым специалистам отношусь с добротой, предлагаю свою помощь, — улыбается Оксана Александровна.

С сентября прошлого года Татьяна Солдатова, как молодой специалист, и Оксана Седова, как наставник, работают в паре. Они прошли специальную программу повышения квалификации «Профессиональная адаптация молодого педагога» от Вологодского института развития образования, в рамках которой просматривали вебинары, заполняли дневник прохождения стажировки, посещали и анализировали уроки друг у друга. И вместе приняли участие в городском конкурсе «Педагогический дуэт». На заочном этапе они написали эссе и сделали видеоролик; на очном этапе проходили конкурсные испытания, решали кейсы и выполняли творческое задание. Результат показал, что сотрудничество у педагогов получилось эффективным.

Оксана Седова, наставник: «Единственное, что может сделать ребенка успешным человеком, — это вера в него и поддержка взрослых, прежде всего родителей!» Фото: предоставлено Оксаной Седовой
Оксана Седова, наставник: «Единственное, что может сделать ребенка успешным человеком, — это вера в него и поддержка взрослых, прежде всего родителей!» Фото: предоставлено Оксаной Седовой 

Слушать друг друга

Многие родители будущих первоклассников начинают беспокоиться задолго до того, как ребенок выпустится из детского сада, загружают его занятиями по подготовке к школе. Мы поинтересовались у наших педагогов: что должны дети уметь к первому классу? В какой мере надо готовить детей к школе?

— Лучшая подготовка к школе — это игра. Дошкольнику надо дать наиграться. Через игру он проживает разные эмоции, учится сотрудничать, ориентироваться в пространстве, управлять своим телом. Это значит, ребенок подготавливает, настраивает свой инструмент к обучению. Если инструмент не настроить, он не заиграет… Познавательный интерес появляется у ребенка с семи лет. Это заложено природой. Попробуйте дождаться семилетнего возраста, и он сам будет, открыв рот, познавать, читать книги, придет в школу с горящими глазами. А если мы в тот момент, когда он хотел играть, посадим его за парту или за книгу (без его желания и потребности или уставшего вечером после садика), то, конечно, можем отбить интерес к учебе, — уверена Оксана Александровна. — Научиться писать и читать можно и в первом классе. Самое главное к этому времени — научить ребенка слышать взрослого, осознавать роль взрослого: дома слушаюсь родителей, а в школе — учителя. Также важно, чтобы ребенок понимал, какие эмоции он испытывает, и мог уметь разрядить их, успокоиться. Когда в классе 30 человек, учитель не может успокоить каждого, поэтому важно, чтобы ребенок получал поддержку в семье, знал, что, если что-то случится, дома его обогреют, обласкают. Но у родителей часто не остается времени на детей.— Если бы я была мамой, я бы занималась подготовкой своего ребенка к школе, потому что мне очень хочется, чтобы он развивался. Ребенку необходимы занятия для развития самостоятельности, мышления, памяти, мелкой моторики, речи, элементы чистописания. Но я бы не стала давать такой материал, после которого ему было бы неинтересно сидеть на уроке, — считает Татьяна Олеговна.

— Какими чертами обладают современные дети? Какие сложности возникают? Как найти к ним подход?

— 20 — 30 лет назад главенствовал взрослый. Были уважение и авторитет к учителю, родителю, взрослому человеку. Сейчас же дети стали раскованнее, ведут себя свободнее, — говорит Оксана Олеговна. — Бывает в современных семьях, что меняются местами ребенок и родитель. «Мир» крутится вокруг ребенка в его семье, и он привыкает к этому, ждет, что и люди в садике, в школе будут слушаться его. Ой как трудно жить таким детям по правилам. Мне кажется, что современным детям не хватает самостоятельности. Они готовы ее взять, а у современного родителя есть страх даже до школы ребенка отпустить одного. Страшно родителю бывает позволить ребенку самому принимать решение в вопросах питания, одежды, своей комнаты, уроков… Что делать родителю? Учиться передавать ребенку ответственность за его поступки. Не контролировать каждый его шаг, а быть заинтересованным в своем ребенке, подмечать его лучшие стороны, верить в него, поддерживать и выслушивать, с чем бы ребенок ни пришел к вам: с радостью или в слезах. Что делать педагогу? Учебный день я начинаю с вопроса к детям: «Что нового хорошего?» — этот вопрос заставляет задуматься о себе, своих интересах, а еще нужно сформулировать свой ответ. Через ответы ребята многое узнают о своих одноклассниках. Это сближает, делает наш класс сплоченнее. Хочется отметить, что современные дети любят работать в командах, в парах. Уже с 1-го класса они готовы сотрудничать друг с другом. Очень любят выступать с сообщениями перед классом, но не очень любят слушать друг друга, это тяжело дается современным детям. Важно учителю учить детей слушать друг друга, учиться говорить, выступать перед классом. Это кропотливая и трудоемкая работа изо дня в день.

о любви

«Дети дают энергию»

Мы задали нашим собеседницам вопрос: «За что вы любите свою работу?»

Оксана Седова: «За то, что мы работаем с детьми. Дети дают много энергии. Столько объятий вы не получите ни в одной профессии! (Смеется.) За то, что мы можем проявить свое творчество, участвовать в конкурсах. Приходя на урок, ты придумываешь что-то новое, видишь, как маленькими шажочками ребенок развивается, у него что-то получается. Эти моменты ценны, нужно чаще детям проговаривать: «Сегодня у тебя получилось! Я радуюсь! Значит, получилось и у меня!»

Татьяна Солдатова: «Я люблю свою профессию за то, что каждый день непохож на остальные. За то, что дети рады меня видеть, подходят и говорят спасибо за интересный материал. И, конечно, за ценный опыт, который я потом для себя возьму в воспитании своих будущих детей».

Верить и поддерживать

Разговаривая о детях, мы не могли не спросить: о чем тревожатся современные родители?

— Есть родители, которых интересуют только оценки их детей. А есть родители, которые понимают, как важно, чтобы ребенок в школе научился учиться, добывать знания и получал от этого удовольствие, — говорит Оксана Александровна. — Иногда это трудно совместить с учебной нагрузкой: с одной стороны, ты понимаешь, что важны знания, интерес к учебе, с другой стороны, если ты не выучил материал, получишь двойку. Пока родители заставляют ребенка учить уроки ради хороших оценок, он сам учиться не будет. Лучше, если ребенок в начальной школе научится на своих ошибках, возьмет ответственность за свою учебу. Хочется, чтобы родители понимали, что единственное, что может сделать ребенка успешным человеком, — это вера в него и поддержка взрослых, прежде всего родителей! Даже если сейчас оценки у ребенка так себе… А детям, которым трудно дается учеба, поддержка со стороны родителей нужна еще сильнее.

— Татьяна Олеговна, к вам, как к молодому специалисту, родители положительно относятся или бывают сложности?

— В начале года я очень переживала о том, как я буду контактировать с родителями, потому что они постарше меня. Но мне достался очень хороший класс с замечательными родителями. За этот год конфликтов не было. Есть моменты, когда я переживаю, вдруг что-то сделала не так. Но если что-то не получается, значит, надо не расстраиваться, а сделать еще раз и совершенствоваться самой. Стараюсь использовать разные методики, технологии, приемы, которые будут полезны для детей. Отработав год, я уже знаю, что мне нужно усовершенствовать.

Марина Чадова,

газета «Голос Череповца»

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 75 →

Июль. Середина лета. А вы уже были в отпуске?

29.73%
25.68%
5.41%
20.27%
18.92%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Людмила Головина
оториноларинголог Череповецкой детской поликлиники №1
Людмила Головина

Летний период — это всегда купание в водоемах и частое появление заболеваний ушей у детей.

Что делать для профилактики отита?

🔹 сократите количество ныряний в водоемах, если вы сомневаетесь в его чистоте;

🔹 если вода в уши все-таки попала, достаточно промокнуть уши полотенцем после купания на возможную комфортную глубину;

🔹 ни в коем случае не трите уши и не пытайтесь избавиться от воды ушными палочками;

🔹 при воспалении наружного уха ограничьте ребенка от купания на время лечения и еще на 3 дня после выздоровления;

🔹 если ребенок склонен к отитам, используйте беруши для плавания;

🔹 старайтесь избегать перепадов температур на улице и в охлажденных кондиционером помещениях, они могут спровоцировать воспалительные процессы в ушных полостях и вызвать развитие отитов.

16 Июля 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
17 июля, среда
19:54:31
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 88.28
EUR 96.26