Череповчанин, пострадавший на производстве, получил адаптированный автомобиль
На прошлой неделе 12 жителей Вологодской области, пострадавших на производстве, получили адаптированные автомобили «Лада-Гранта». Один из четверых череповчан, ставших обладателями авто, — Сергей Семенов. Его мы расспросили о том, что для получения требуется, куда надо обращаться. И, конечно, мы не могли не поговорить с ним просто как с интересным человеком.
Практически хобби
Травму Сергей Семенов получил в 1988 году, в мартеновском цехе, где на тот момент отработал менее полугода после окончания училища. Из-за пресловутого человеческого фактора получилось так, что молодого человека зажало между мостовым краном и ограждением.
— Ну и меня немножко поломало. Медики, что смогли, собрали, а что не смогли, что нельзя уже было «собрать», ампутировали — ниже колена.
— Сейчас задам, наверное, глупый вопрос, но это надо проговорить. Тяжело ли вам приходилось в первое время после ампутации?
— Да ничего такого трагичного. Попрыгал полгода, потом сделали протез — пошел. У меня операция по Пирогову — при такой, если потренироваться, ходить можно долго (есть виды ампутаций, при которых долго ходить с протезом тяжело, проблематично). Операцию мне сделали хорошую.
— А где делали?
— В городской больнице, куда на скорой привезли.
Сергей Вениаминович вернулся на завод и проработал там сварщиком почти 20 лет, только уже в основном не перемещался по цеху, а находился в мехмастерской, куда ему приносили работу. В 2008 году он уволился, перешел на новое место работы и более пяти лет был сварщиком в бригаде по обслуживанию ГРС (газораспределительных станций).
Сейчас Сергей Семенов не работает. С супругой Мариной Юрьевной они живут в деревне Войново, достраивают дом (а дом большой — двухэтажный, потому что часто приезжают и дети, и внуки), держат хозяйство, так что трудов хватает и так.
— А как вам нравится проводить свободное время?
— Да какое сейчас свободное время, — смеется Сергей Вениаминович. — Говорю же: дел хватает. Все-таки стройка идет, и у нас ведь кроме дома еще гараж, баня, скотный двор на 125 квадратных метров. Животных много. Начали мы с перепелок — взяли в 2013-м или 2014-м; перепелки до сих пор есть. Потом появились курочки на яйцо, но сейчас их мало (тут вроде как птичий грипп был, у нас почти всех изъяли), бройлеров выводим в бытовом инкубаторе. У нас есть семья индоуток.
— Ой. Это какие-то экзотические утки?
— Да нет, порода не экзотическая — обычные утки, просто мясо лучше, и наседки они хорошие. Еще кроликов несколько, потомства бывает много. Козы англо-нубийской породы — пять-шесть голов, и козлят они сейчас много нарожают; и один козел есть. Еще два поросенка сейчас…
— М-да, на хобби времени действительно не остается.
— А вот это практически и есть хобби. Утром покорми, вечером покорми, днем к ним сбегай, а коз еще и доить надо два раза в день, чтоб молоко было. А раз молока надоил — надо сделать сыр или масло, творог.
Разговор как-то незаметно перешел от масла к Масленице.
— У нас же в деревне проходит самая крутая Масленица в районе! Хоть деревушка и небольшая, а на Масленицу приезжают сотни людей. Мы в этот день блины печем на козьем молоке и перепелиных яйцах и угощаем на празднике бесплатно. Два ведра теста затворяем; в первые несколько лет я пек, а в прошлом году пекла жена. У нас специальная печь-мангал сварена, на которой могут сразу три сковородки стоять. Еще собираюсь печку-самовар (печь, похожую на самовар, с трубой) сварить для чая, чтобы людям было чем блины запивать. Масленица нынче 17 марта, так что приезжайте в нашу деревню.
Комиссия, экспертиза…
В 1989 году Сергею Семенову дали группу инвалидности, ему полагались протез для ходьбы и машина.
— Но тогда был практически развал страны, так что первую машину — «Запорожец» — я получил в 1993 году. Машина дается на семь лет (протез — на два года). В 2000-м, когда семь лет прошло, мне почему-то сказали, что машина уже не полагается. Наверное, путаница какая-то была. В 2007-м я и документы подавать не стал, а уже в 2014 году узнал, что закон в силе и машина мне все-таки положена. Я решил попробовать.
— А куда надо обращаться тем, кому положена машина, какая схема действий?
— Сначала проходишь медкомиссию, затем идешь с документами на медико-социальную экспертизу, там тебе дают заключение (сейчас это называется «составлять программу реабилитации пострадавшего»), мол, полагается протез, машина, санаторий и так далее (списки рекомендаций для разных людей разные). И с этим заключением ты уже обращаешься в отделение Социального фонда России, пишешь заявление. В 2015 году я получил машину. В 2022-м должна была быть новая, но из-за пандемии были сложности с прохождением комиссии; все документы я собрал в прошлом году. Но надо еще учитывать, что на эти машины существует очередь. В первый раз мне дали заключение в 1989-м, а машину я получил через четыре года. На вторую машину подал документы в 2014 году и получил ее через полгода.
— Когда получаете новую машину, вы старую куда-то сдаете или она остается у вас?
— Машины даются в собственность, так что они остаются.
Автомобиль Сергею Семенову и его семье действительно необходим.
— Даже в обычный магазин надо ездить за два километра. Еще надо возить корма для животных — я подсчитал: за год больше 10 тонн кормежки привозим (с прицепом ездим). Да и на юг «старушка» (которая с 2015 года) нас трижды возила. Так что машина нам правда очень нужна, без машины никуда.
Более 500 машин
Как уже было сказано, автомобили «Лада-Гранта» получили 12 жителей нашего региона, пострадавших на производстве. Ключи им вручили 7 февраля в областной столице. Каждый автомобиль специально оборудован с учетом индивидуальных особенностей водителей, получивших когда-то тяжелые травмы. Всего на машины отделение Социального фонда России по Вологодской области в этом году потратило более 13 млн рублей.
С 2000 года на Вологодчине в собственность пострадавшим на производстве было передано более 500 автомобилей. Как и отметил Сергей Семенов, пострадавшие граждане получают машины раз в семь лет. Кроме того, им выплачивается компенсация на капитальный, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы.
— Радует то, что в этом году мы выдадим больше автомобилей, чем в прошлом, — сказала управляющая отделением СФР по Вологодской области Галина Королева. — Машины выдают пострадавшим по программе реабилитации, которую оформляют специалисты медико-социальной экспертизы. Автомобили получают граждане, у которых есть разрешение от медиков на управление транспортом. Данное направление поддержки помогает жителям нашего региона, получившим травмы на рабочих местах, адаптироваться в социуме и повысить качество жизни.
Елена Бжания, газета «Голос Череповца»