Череповчане стали чаще выбирать семейную форму обучения
Череповецкие ученики 3-го и 4-го классов заняли первые и вторые места на 19-м Российском Рождественском фестивале-конференции «Юный исследователь» (вторая сессия). Любопытно, что эти ребята находятся на семейной форме обучения. Поэтому с их педагогами мы поговорили не только о достижениях детей, но и об особенностях такого формата учебы.
Большой рывок
На фестиваль, организованный малой академией наук «Интеллект будущего», приехали 370 ребят из 13 городов России, в том числе из, что называется, статусных учебных заведений. Череповец представляли воспитанники детского центра, где оказывают образовательные услуги ребятам, находящимся на семейной форме обучения. (Подчеркиваем: речь о второй сессии фестиваля, проходившей 23–26 января; в первой, проходившей 10–13 января, участвовали ученики череповецкой школы № 17, дети стали лауреатами I и II степени, в общем зачете команда заняла второе место.)
Лауреатами I степени стали Василиса Фомичева, Леонид Баталов, Глеб Бороздин, лауреатами II степени — Мирон Савин (ученик 4-го класса, остальные — 3-го), Полина Волкова, Алеся Калягина, Дмитрий Шустров, Кира Корякова, грамотой за активное участие был награжден Влад Давыдов. В общекомандном зачете череповчане заняли 2-е место.
— На научно-практической конференции все школьники защитили свои проекты и исследовательские работы, — говорит педагог ребят Елена Шашура. — Они активно работали на секциях, участвовали в обсуждении докладов других участников, задавали вопросы и делились своим мнением. В рамках фестиваля проводились командные игры. На турнире «От идеи до результата» дети учились проводить исследовательскую работу. А в самом начале был конкурс «Визитная карточка», где надо было рассказать о своем городе. Мы выбирали малоизвестные, но интересные факты о Череповце и смогли заинтересовать жюри и участников из других городов. Наши дети выступали очень достойно.
— Это большой рывок для них, — отмечает Наталья Веткина, директор центра. — Они уже выступали на городских и областных мероприятиях, но «Юный исследователь» дает навык публичных выступлений перед более масштабной аудиторией.
Все взвесить
Не стоит путать домашнюю и семейную форму обучения. Домашняя — это когда учителя обычной школы приходят на дом к ученикам (как правило, имеющим проблемы со здоровьем). Семейная форма обучения — это когда родители решают, что по каким-то причинам не хотят, чтобы их ребенок учился в общеобразовательной школе, и пишут уведомление о переходе на другой формат обучения: проще говоря, обязуются предоставить ребенку образование своими силами. (Это именно обязательство, право на образование гарантировано ребенку законом, и родители должны этот закон соблюдать.) Одна из разновидностей такого «предоставления» — услуги частных образовательных центров. Это могут быть и ежедневные занятия, как в обычной школе, и курсы (разной продолжительности) для «подтягивания» по тем или иным предметам, и услуги репетитора, и т. д.
— Во время пандемии многие стали выбирать семейную форму обучения, и мне кажется, с тех пор количество таких семей увеличивается, — рассказывает Наталья Веткина. — Я ни в коем случае не противник общеобразовательной школы. Наоборот, всегда говорю родителям, что не стоит бездумно уходить из школы, надо все взвесить: что вы делаете, куда пойдете, кто будет организовывать вам помощь в воспитании, в обучении. То есть это очень ответственный шаг. Как показывает мой опыт, родители, выбрав семейную форму обучения, чаще всего не учат детей всему сами, а ищут какие-то варианты помощи «со стороны».
К слову, есть возможность учиться и через онлайн-платформы. Это платно. Можно найти вариант и за 5 тысяч рублей в месяц, но, скорее всего, это будет «базовый комплект» — видеоуроки, то есть запись уроков, а не общение с учителем онлайн. И, вероятно, придется доплачивать за дополнительную подготовку, консультации и т. д. Что касается платы за обучение, например, в нашем городе, то ежедневные занятия обходятся примерно в 20 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость обычно включена помощь во внеурочной учебной деятельности (скажем, подготовка к конференциям), походы в театр, музеи и пр.
Кроме того, если ребенок будет проходить аттестацию, подтверждающую, что необходимые знания и навыки по школьной программе освоены (обычно такую аттестацию предпочитают проходить каждый год, хотя закон этого не требует — можно пройти один раз, по окончании всего школьного обучения), на онлайн-платформе за это придется заплатить. Но можно пройти аттестацию бесплатно в обычной общеобразовательной школе.
— Я четко понимаю, что дети в начальных классах еще не готовы к тому, чтобы учиться только онлайн, — продолжает Наталья Васильевна. — У детей постарше уже другие особенности нервной системы, дисциплинированность по-прежнему далеко не у всех есть, но как минимум есть уже какая-то сила воли, что позволяет использовать онлайн-формат. А для детей младшего школьного возраста по четыре-пять часов подряд сидеть за компьютером — плохо, с какой стороны ни посмотри.
— И онлайн-формат не дает живого общения, — добавляет Елена Шашура. — Нет дружбы, коллектива, социализации.
— То есть цель нашего проекта — организация групп детей, находящихся на семейной форме обучения, их поддержка, чтобы они у нас из процесса, который проходит в школе, не выпали, — снова взяла слово Наталья Васильевна. — Взять те же посещения театров или музеев — понятно, что сводить ребенка на спектакль или выставку может и семья, но ему важно находиться в своей возрастной группе, быть в детском коллективе. Важно, чтобы ребенок соблюдал режимные моменты, иначе он будет неорганизован.
Изучить варианты
«Когда к вам обращаются родители, какие причины они называют, объясняя, почему выбрали семейную форму обучения?» — спросили мы у Натальи Веткиной.
— Причины разные. Иногда проблема в том, что попросту не хватает учителей в школе — они постоянно меняются, и ребенку трудно усваивать программу. Есть дети, которые профессионально занимаются спортом или танцами, они не могут совместить обычную школу с такими интенсивными занятиями, вдобавок регулярно уезжают на соревнования или тренировки. Иногда у ребенка слабое здоровье. Бывают какие-то конфликты в школе.
Наталья Васильевна снова подчеркнула, что она не призывает уходить из общеобразовательных школ на семейную форму обучения:
— Если родители приняли решение перейти на семейную форму обучения, я всегда им советую подробнее узнать о каждом варианте. Есть организации, которые называются громко и пафосно, но это не значит, что они предоставят действительно качественные образовательные услуги. Задача родителей — узнать (хотя бы посмотреть отзывы, рекомендации, достижения), сравнить, выбрать. Взяв на себя ответственность, просто переложить ее на кого-то уже не получится, ответственность все равно останется на родителях.
Елена Бжания,
газета «Голос Череповца»