Мошенники получают доступ к личным кабинетам череповчан на «Госуслугах»
Осенью мы рассказывали о том, что горожанам поступают звонки от якобы сотрудников МФЦ с целью выведать заветные цифры кода, которые приходят в СМС-сообщениях, для доступа к личной информации на портале «Госуслуги». Сейчас злоумышленники, продолжая представляться сотрудниками МФЦ, работают по другой схеме. О новом виде мошенничества жителей предупреждают специалисты областного департамента цифрового развития. В пресс-службе правительства области уточняют, что уже есть подтвержденные случаи оформления незаконных займов по этой схеме.
Злоумышленник, представившись сотрудником МФЦ, убеждает гражданина, что на его имя в МФЦ пришло письмо. После этого уточняет, придет ли гражданин за письмом в учреждение или необходимо отправить корреспонденцию по месту регистрации. Если гражданин отвечает «отправить на почту», звонящий просит продиктовать номер отправления, который приходит в виде СМС на телефон.
Получается следующая схема, поясняют специалисты: мошенники начинают регистрацию на сайте «Банки.ру» по номеру мобильного телефона гражданина. После этого сайт высылает СМС с номером для подтверждения регистрации. Если ввести этот номер, происходит регистрация на сайте «Банки.ру», что позволяет осуществлять различные финансовые операции от имени гражданина онлайн.
— Призываю всех жителей области быть бдительными, — говорит начальник департамента цифрового развития Ирина Просвирякова. — В МФЦ не могут неожиданно прийти на ваше имя документы, если вы за ними ранее не обращались. Придерживайтесь основных правил безопасности: никому не сообщайте коды из СМС; берегите данные банковской карты; не переходите по ссылкам из сообщений от неизвестных отправителей; настройте двухфакторную аутентификацию в мобильных приложениях. Эти правила позволят уберечься от уловок мошенников, какими бы хитроумными они ни были.
В череповецкий МФЦ горожане тоже сообщали о том, что столкнулись с подобным, но раньше, сказала «Голосу…» директор учреждения Ирина Салеева. Не исключено, что такие случаи есть и сейчас: просто не все считают нужным рассказывать о них настоящим сотрудникам. Сейчас, по сведениям специалистов МФЦ, горожане сталкиваются с другими уловками мошенников. При этом цель преступников прежняя — личная информация на «Госуслугах».
— Ежедневно в МФЦ обращаются порядка 15 — 20 человек по вопросу «взлома» их личного кабинета на портале «Госуслуги». В этом году пока не зафиксировано ни одного обращения, в котором бы заявитель сказал, что ему звонили якобы сотрудники МФЦ. Несколько раз обращались граждане, которым звонили якобы специалисты портала «Госуслуги» — причем, как правило, через приложения WhatsApp («Ватсап») и Viber («Вайбер»), — рассказала Ирина Салеева. — Но наиболее распространенная сейчас схема — это звонки «представителей компании сотовой связи». Гражданам сообщают, что их договор аренды сотового номера либо истекает, либо требует внесения изменений. Для того чтобы его продлить, необходимо сообщить код из СМС. Код подтверждения приходит от портала «Госуслуги», но мошенники усыпляют бдительность, сообщая, что сейчас везде идет такая авторизация, через ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации, связанная с работой «Госуслуг» — прим. ред.). Получив доступ к личному кабинету на портале «Госуслуги», злоумышленники тут же меняют пароль, ставят контрольный вопрос. В результате человек теряет доступ к своей учетной записи.
Когда пострадавший обращается в МФЦ, специалисты восстанавливают доступ к личному кабинету. А дальше — картина, как они говорят, «под копирку»: мошенники успели запросить справки о доходах по форме 2НФДЛ, выписку из трудовой книжки, сведения об объектах недвижимости. Кроме того, злоумышленники делают запрос в Бюро кредитных историй: он доступен любому гражданину бесплатно два раза в год. Получается, один раз им уже воспользовались мошенники.
— Как мы сами выяснили, оформить заем в некоторых микрофинансовых организациях можно онлайн на их сайте. Авторизация происходит через «Госуслуги», а деньги можно вывести как на карту, так и другим способом, — добавила Ирина Салеева.
Возраст пострадавших разный. Чаще всего это, конечно, пенсионеры. Но немало случаев, когда с просьбой восстановить доступ к «Госуслугам» обращаются и горожане 30 — 40 лет: они пользуются порталом чаще.
— Еще раз напоминаем: сотрудник МФЦ в случае необходимости совершить звонок заявителю обязательно пригласит его на личный прием. Никогда не нужно говорить посторонним людям полученные коды из СМС, — подытожила Ирина Салеева.
Алина Волкова,
газета «Голос Череповца»
Похожие новости
4 октября 2024, 16:23
ВТБ повышает ставки по накопительным продуктам в рублях и китайских юанях
Для новых вкладчиков или при размещении новых денежных средств максимальная ставка по ВТБ-вкладу составит 19,6% на 3 месяца и 21% на полгода.
2 октября 2024, 18:29
Автомобильные бренды LIVAN и Geely: что общего?
LIVAN — новый бренд автомобилей для свободных от стереотипов, теперь доступен с компанией «СГБ-лизинг»! Широкий набор опций, оптимальная стоимость и надежность делают автомобиль выгодной и желанной покупкой и для частных лиц, и для предприятий.
2 октября 2024, 13:52
Самозанятые могут принимать оплату по QR-коду и получать чек в ВТБ Онлайн
Функция автоформирования чеков в сервисе оплаты по QR-коду появилась на банковском рынке впервые.