После Нового года в Череповце заработает система автоматической детекции ДТП

Копировать ссылку
Источник: Голос
В ближайшее время искусственный интеллект станет помогать череповецкой ГИБДД в первую очередь выезжать на те ДТП, что приводят к образованию дорожных пробок. В результате их в городе будет меньше.

В перспективе нейронные сети смогут сделать зеленые волны в городе адаптивными, благодаря чему добраться на автомобиле, например, от улицы Олимпийской до меткомбината станет возможным без единой остановки. Правда, искусственный разум не сможет сделать зеленые волны для пешеходов, потому что они двигаются хаотично и с разной скоростью. Зато время ожидания зеленого сигнала в холодную погоду может уменьшиться, так как искусственный интеллект учитывает, что пешие череповчане, в отличие от водителей, мерзнут гораздо больше.

ДТП пробкам не товарищ

В начале этого года в Череповце приступили к внедрению искусственного интеллекта для управления дорожным движением. Что удалось сделать за это время? Как рассказал «Голосу Череповца» директор Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий Андрей Лужинский, начала работать уникальная система детекции в автоматическом режиме дорожно-транспортных происшествий на перекрестках:

На десяти череповецких перекрестах, в том числе ул. Архангельская — пр. Победы, начнет работать система автоматической детекции ДТП. Фото: Анна Камышева
На десяти череповецких перекрестах, в том числе ул. Архангельская — пр. Победы, начнет работать система автоматической детекции ДТП. Фото: Анна Камышева 

— Финансирование идет в рамках федерального проекта «Интеллектуальная транспортная система». На сегодняшний день система детекции ДТП запущена на десяти перекрестках, в том числе на пересечениях улицы Архангельской и проспекта Победы, улицы Мира и проспекта Победы, улицы Моченкова и Северного шоссе. На тех перекрестках, где не было видеокамер, мы их установили. Купили очень мощный сервер с видеокартами, которые могут распознавать картинку, анализировать ее и обрабатывать. Приобрели программное обеспечение, способное выполнять «умный» анализ изображения в реальном времени. Это необходимо для того, чтобы понять, что случилось на перекрестке. Что происходило раньше при аварии? Люди звонили в ГИБДД, рассказывали о случившемся. Однако из их сообщений не всегда было ясно, насколько серьезная авария, сколько полос перекрыто, большая ли образовалась пробка. В результате в ГИБДД не могли понять, как быстро следует реагировать на вызов. У них в приоритете были только ДТП на трамвайных путях, которые полагалось фиксировать как можно быстрее.

А в ближайшем будущем, продолжает Андрей Лужинский, все станет происходить по-другому:

— Как только на одном из десяти перекрестков происходит ДТП, система распознает его, оператор получает сообщение, выводит картинку с места события на большой экран и внимательно ее смотрит. Затем оператор сообщает в ГИБДД, что движение перекрыто полностью, поэтому выезжать следует срочно, или же помех движению нет, поэтому с выездом на место ДТП можно подождать, если есть более важные вызовы. Таким образом, заторов после ДТП становится меньше, так как сотрудники ГИБДД оперативно выезжают на аварии, приводящие к перекрытию дорожного движения, все фиксируют и дорога в короткий срок становится свободной. Добавлю, что все это не освобождает участников ДТП от обязанности сообщать о нем в ГИБДД. Система детекции на десяти перекрестках уже готова к работе и начнет действовать после Нового года.

В настоящее время в городе имеется 100 перекрестков, регулируемых светофорами. В ближайшие два года системой детекции ДТП будут оборудованы еще 20. Когда процесс завершится, сказать трудно, но в конечном итоге такой системой оснастят все перекрестки. Добавим, что она может распознать выпавшие предметы на перекрестке (например, грузы) и оперативно уведомить оператора. Так что грузы будут оперативно убраны с дороги соответствующими службами и в случае необходимости возвращены владельцу.

При управлении дорожным движением в городе искусственный интеллект будет учитывать погодные условия, текущий трафик, прогнозировать ситуацию на дороге, отдавать приоритет общественному транспорту.
При управлении дорожным движением в городе искусственный интеллект будет учитывать погодные условия, текущий трафик, прогнозировать ситуацию на дороге, отдавать приоритет общественному транспорту.

Умные перекрестки

Сейчас изменение фаз светофоров в городе осуществляется двумя способами.

1. Ручной. К объекту приезжает специалист с ноутбуком и загружает программу в светофор. Процесс этот небыстрый.

2. Удаленный. Специалист перенастраивает программу через удалённое подключение к светофору, и фазы меняются. Это тоже занимает время, но не так много, как в случае с ручной отладкой. Кстати, благодаря удаленному доступу уже удалось снизить количество пробок.

Фазы работы светофоров рассчитаны из средних значений, поэтому пробки неизбежны, так как интенсивность движения может значительно меняться ввиду разных причин. Но в ближайшем будущем часть светофоров можно будет перевести в режим адаптивного управления. Что он из себя представляет? В Череповце установлено и работает 110 детекторов движения транспорта на улицах города. Они поставляют информацию о том, сколько машин и куда двигаются. Больше всего детекторов в Индустриальном районе, так как это транзитная территория, через которую идет транспорт со всего Череповца, и в нем самое плотное движение. Всего же в 2024 году будет около 150 детекторов. Городские светофоры подключат к специальным программам, которые станут настраивать их в режиме реального времени, исходя из того, как изменяется обстановка на дорогах, и учитывая прогноз на ближайшее время. Это будет делаться на основе информации, получаемой от детекторов. В итоге светофоры станут работать сами по себе.

В скором времени светофоры на пересечении проспекта Победы с улицей Юбилейной будут работать в адаптивном режиме, подстраивая свои фазы под количество машин, приближающихся к нему.
В скором времени светофоры на пересечении проспекта Победы с улицей Юбилейной будут работать в адаптивном режиме, подстраивая свои фазы под количество машин, приближающихся к нему. 

Сейчас к адаптивной работе готовы светофоры на трех перекрестках: пр. Победы — ул. Юбилейная, ул. Любецкая — ул. Наседкина, ул. Раахе — Октябрьский пр. В следующем году планируется открытие Центра организации дорожного движения (ЦОДД), где будут находиться операторы. Несмотря на то что техника совершенствуется, в случае нештатных ситуаций необходимо вмешательство человека, который сможет оперативно перевести работу светофоров в ручной или полуавтоматический режим. Через некоторое время после запуска ЦОДД светофоры на указанных трех перекрестках станут работать в адаптивном режиме.

Зеленая адаптация

Как горожане уже знают, в Череповце существуют зеленые волны, позволяющие машинам проезжать из точки А в точку Б за максимально кроткий срок. Таких волн три: на проспекте Победы, улице Сталеваров и Октябрьском проспекте. Недостаток в том, что все светофоры, включенные в волны, работают по таймеру, настроенному на фиксированное время вне зависимости от того, едет одна машина или 100 машин. В результате дорога не используется по максимуму.

В будущем в городе появятся адаптивные зеленые волны. К их испытаниям планируется вскоре приступить. Все они будут работать под управлением искусственного интеллекта. Он подсчитывает, сколько машин движется в зеленой волне, рассчитывает, сколько времени должен гореть зеленый сигнал на том или ином перекрестке, чтобы пропустить авто. Затем начинает действовать определенный алгоритм и фазы на всех светофорах работают ровно столько, сколько нужно в данный момент времени. В результате машина, выехавшая из одного конца города, сможет проехать без остановок в другой конец.

В перспективе с помощью искусственного интеллекта планируется делать ситуационные планы управления светофорами. Например, «Хоккей. Начало матча». Оператор нажимает клавишу — и приоритет отдается машинам, едущим в Зашекснинский район.
В перспективе с помощью искусственного интеллекта планируется делать ситуационные планы управления светофорами. Например, «Хоккей. Начало матча». Оператор нажимает клавишу — и приоритет отдается машинам, едущим в Зашекснинский район. 

План «Хоккей. Начало»

В перспективе с помощью искусственного интеллекта планируется делать специальные ситуационные планы управления светофорами. Поясним это на конкретном примере. Как вы знаете, работу светофоров можно перестраивать, но не так часто и быстро, как хотелось бы. В основном идет перенастройка «будни — выходные». Предположим, что некий праздник выпадает на рабочий день в середине недели. В настоящее время светофоры будут работать по графику «будни». Но в будущем планируется ввести ситуационные планы. Например, «9 Мая», «8 Марта» и так далее. Одно нажатие кнопки — и фазы работы светофоров изменятся под режим выходного дня. Можно будет делать и более специфические планы. Например, «Хоккей. Начало матча». Оператор нажимает клавишу, и приоритет отдается машинам, едущим в Зашекснинский район. Затем все возвращается на круги своя. После завершения матча запускается план «Хоккей. Окончание». Приоритет отдается машинам, едущим из Зашекснинского. В общем, планов может быть много.

Так выглядит на мониторе работа системы автоматической детекции ДТП. фото: со страницы Вадима Германова в соцсети «ВКонтакте»
Так выглядит на мониторе работа системы автоматической детекции ДТП. фото: со страницы Вадима Германова в соцсети «ВКонтакте»  

Под полным контролем

Как рассказал нам Андрей Лужинский, в планах ЦМИРИТа сделать так, чтобы «Интеллектуальная транспортная система», включающая в себя искусственный интеллект, полностью контролировала и управляла дорожным движением в городе:

— Она будет учитывать погодные условия, текущий трафик, знать и прогнозировать ситуацию на дороге, отдавать приоритет общественному транспорту, пожарной машине, скорой и так далее. Это позволит достичь многого. Сейчас средняя скорость движения автомобилей в городе около 24 километров в час. Мы стремимся поднять ее до 27 в ближайшем будущем. Выше, увы, никак. Дороги у нас довольно загруженные. Снизятся, да и уже снижаются, выбросы от автомашин, так как время, проводимое в ожидании у светофоров и в пробках, уменьшается. Город получит экономию бюджетных средств. Прогнозируя ситуацию на дорогах, мы будем строить именно те магистрали, что нам нужны. Потом их не придется расширять или сужать. Да и сами микрорайоны станут строиться с учетом того, как туда будут ехать машины, и так далее.

Искусственный интеллект поспособствует тому, что средняя скорость машин в городе поднимется с 24 до 27 километров в час.
Искусственный интеллект поспособствует тому, что средняя скорость машин в городе поднимется с 24 до 27 километров в час.

Волна для пешеходов

Регулирование дорожного движения — постоянный компромисс между пешеходами и водителями. И те и другие хотят перемещаться как можно быстрее. Поэтому постоянно недовольны тем, как настроены фазы светофоров. Как рассказал нам Андрей Лужинский, камеры, установленные в городе, видят пешеходов на перекрестках:

В морозную и дождливую погоду по мере возможности интервалы между зеленым светом, загорающимся для пешеходов, делают короче.
В морозную и дождливую погоду по мере возможности интервалы между зеленым светом, загорающимся для пешеходов, делают короче. 

— И не только видят, но и считают. Впоследствии сигналы светофора будут подстраиваться под пеших горожан, если у перехода людей много, а машин мало. Впрочем, уже сейчас, когда мороз, дождь, мы по мере возможности сокращаем интервалы между зеленым светом, загорающимся для пешеходов. Все же водителям в машинах теплее и комфортнее. Летом же, наоборот, интервалы больше. Многие жалуются, что на переход дороги отводится слишком мало времени. Это не так. Оно определено для каждого перехода в соответствии с государственными нормативами и меньше, чем указано в документах, быть не может. Но, конечно, интервалы между фазами могут быть разные. Вы спрашивали про зеленую волну для пешеходов. Я, понимаю, что это шутка… Сама по себе задумка любопытная, но абсолютно нереализуемая. Люди очень хаотично ходят. Если для машин мы можем сделать матрицы их передвижения, предугадать, куда они поедут, то с людьми такая штука не пройдет. Человек может совершенно непредсказуемо для нас сойти с маршрута, зайти в магазин, остановиться поговорить по телефону и так далее. И скорость движения у людей очень разная. Один движется со скоростью три километра в час, а другой — пять. Но, вообще говоря, искусственный интеллект со временем почувствуют и пешеходы. Например, широкие проспекты хороши для машин, а переходить их трудно. Так что при проектировании новых улиц в городе этот аспект будет учитываться, искусственный интеллект рассчитает ширину проезжей части так, чтобы были учтены интересы всех участников движения.

Мост нарушений

В настоящее время у Архангельского моста (на Южном шоссе и перекрестке проспекта Победы с улицей Архангельской) действуют комплексы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения «Кордон-Кросс» и «Кордон.ПРО». В результате их работы в отношении нарушителей было вынесено 66  875 постановлений. Среди наиболее частых:

превышение скорости — 36  229

нарушение правил применения ремней безопасности водителем и пассажиром — 24  751

проезд на запрещающий сигнал светофора и за стоп-линию — 5 883

Отметим, что большинство череповчан нарушают ПДД днем.

Газета «Голос Череповца»

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 75 →

Июль. Середина лета. А вы уже были в отпуске?

26.05%
26.05%
7.44%
20.00%
20.47%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Людмила Головина
оториноларинголог Череповецкой детской поликлиники №1
Людмила Головина

Летний период — это всегда купание в водоемах и частое появление заболеваний ушей у детей.

Что делать для профилактики отита?

🔹 сократите количество ныряний в водоемах, если вы сомневаетесь в его чистоте;

🔹 если вода в уши все-таки попала, достаточно промокнуть уши полотенцем после купания на возможную комфортную глубину;

🔹 ни в коем случае не трите уши и не пытайтесь избавиться от воды ушными палочками;

🔹 при воспалении наружного уха ограничьте ребенка от купания на время лечения и еще на 3 дня после выздоровления;

🔹 если ребенок склонен к отитам, используйте беруши для плавания;

🔹 старайтесь избегать перепадов температур на улице и в охлажденных кондиционером помещениях, они могут спровоцировать воспалительные процессы в ушных полостях и вызвать развитие отитов.

16 Июля 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
23 июля, вторник
15:54:39
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 88.02
EUR 96.04