Зрительская отдача и психологический эффект

Копировать ссылку
Источник: Голос
Не хочется начинать с банального выражения «в последнее время набирает популярность», но к гармони оно подходит действительно хорошо.

На концертах гармонистов — аншлаги (даже устраиваются дополнительные концерты), гармонь звучит на городских праздниках и творческих вечерах. Да что там — на федеральном уровне обсуждается вопрос о преподавании игры на гармони в музыкальных школах по всей стране. Журналисты «Голоса…» решили, что грех не сделать статью об этом замечательном инструменте и играющих на нем людях, тем более что в Череповец как раз приезжали музыканты центра «Русская гармонь» — мы взяли у них интервью.

Услышал и побежал. Конечно же, у нас в городе есть и свои коллективы, где играют на гармони. Один из наиболее известных — клуб гармонистов «Хромочка». С некоторыми из участников мы пообщались на творческом вечере, посвященном поэту Александру Яшину, в библиотеке № 3.

— Я немного начинал играть, когда учился в школе, но потом забросил, — вспоминает Николай Васичев, уроженец Мяксы. — Интерес всколыхнулся, уже когда вышла передача Заволокина «Играй, гармонь» (1986 год). Но скоро опять пришлось прерваться. А года четыре назад меня пригласили в «Хромочку». Я отнекивался: «Да я играю-то плохо», а от меня не отставали: «Давай, давай!» Я пришел, сыграл, им понравилось. С той поры я там, стал постоянно играть, и получаться стало еще лучше.

Николай Васичев на вопрос о том, как все-таки правильно — «гармонь» или «гармошка», отвечает: «Особой разницы нет, кому как нравится. У нас еще когда-то называли «гармоза». Фото: Дарья Левашова
Николай Васичев на вопрос о том, как все-таки правильно — «гармонь» или «гармошка», отвечает: «Особой разницы нет, кому как нравится. У нас еще когда-то называли «гармоза». Фото: Дарья Левашова

«Хромочка» выступает в Череповце, ездит по району и области; например, недавно гармонисты играли в Ботове, а в апреле поедут в Белозерск. Николай Николаевич отмечает, что гармонь любят и в деревне, и в городе — везде относятся доброжелательно.

— А для гармони нужно что-то дополнительное? — поинтересовались мы. — Ну, например, скрипке иногда требуется канифоль, а для ухода за гармонью нужны какие-то приспособления?

— Да нет, за ней не надо особо ухаживать, разве что пыль вытирать.

— То есть гармонь — инструмент неприхотливый?

— Да, только она не любит жару — пересыхает. И на морозе и с мороза сильного играть не стоит.

— А как же зимние праздники на улице?

— Ну, на праздниках уж на это не глядели, — улыбается наш собеседник. — Еще гармонь надо беречь от дождя. Но все равно она неприхотливая, если сравнивать со многими другими инструментами.

Николай Багулин, также гармонист «Хромочки», рассказывает:

— Знаете, мне отец купил гармонь, когда мне шел 4-й год (а сейчас идет 84-й). Но до десяти годов мне никто эту гармошку не давал. Разрешили взять, когда я пошел в третий класс. Родился я в Харовском районе, а потом мы переехали в Сямженский — папа переехал на работу в лесопункт и нас забрал. Там я и научился играть.

Общаясь с гармонистами, мы заметили: многие из них даже во время разговора, если у них в руках гармошка, наигрывают какой-нибудь мотив. Это что-то инстинктивное. Николай Багулин не исключение. Фото: Дарья Левашова
Общаясь с гармонистами, мы заметили: многие из них даже во время разговора, если у них в руках гармошка, наигрывают какой-нибудь мотив. Это что-то инстинктивное. Николай Багулин не исключение. Фото: Дарья Левашова

— А кто вас учил?

— Специально — никто, только сам. Сезонники на работу в лесопункт приезжали со всех волостей и деревень, почти все с гармонями. Я слушал и учился. Однажды один рабочий напился и пьяный стал играть в столовой. А я проходил мимо и слышу: так хорошо играет! Мне игра его понравилась, особенно вот этот перебор, — Николай Александрович наигрывает на гармони бодрый мотив. — Я побежал домой быстрее, чтоб не забыть. Прибежал, схватил гармошку и заиграл. И этот перебор играю до сих пор.

Еще Николай Багулин рассказывает, что играть доводится не только на праздниках и мероприятиях, но также в компаниях друзей, родных — даже молодежь просит что-нибудь сыграть.

Запад и восток. Виктор Соловьев преподает игру на гармони в семейном клубе «Основа» (Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой). У него шесть учеников, включая одну ученицу-девочку, от начального школьного до подросткового возраста.

На вопрос о том, сколько времени в среднем нужно, чтобы научиться с нуля играть на гармони, Виктор Соловьев не дает однозначного ответа — слишком от многих факторов это зависит. Фото: предоставлено Виктором Соловьевым
На вопрос о том, сколько времени в среднем нужно, чтобы научиться с нуля играть на гармони, Виктор Соловьев не дает однозначного ответа — слишком от многих факторов это зависит. Фото: предоставлено Виктором Соловьевым

— А есть в Череповце учреждения, где учат играть на гармони взрослых? — сразу спросили мы.

— Нет, это проблема.

Зато с обучением молодежи что в Вологде, что в Череповце дело поставлено хорошо. В областной столице ребят учат играть на гармони в Школе традиционной народной культуры, в Череповце тоже есть где поучиться — например, в том же ДДиЮТ. Ребята выезжают на фестивали и конкурсы в другие города и регионы.

Вообще, сейчас (особенно в последние два года) стало гораздо больше «гармонных» фестивалей, концертов и других мероприятий. Многие гармонисты объединяются в группы, ездят с гастролями по области, а то и за ее пределы.

— С какого возраста можно начинать играть на гармони?

— Зависит от человека. Некоторые могут начать и с пяти лет, но, конечно, гармонь должна быть маленькая, легкая, чтобы ребенку было удобно на ней играть.

Обычно в музыкальных школах и колледжах преподают классическую (упрощенно говоря, более ровную) игру на гармони. Виктор Германович не уверен, что это хорошо:

— Это идет в противоположность исполнительским нормам традиционного наигрыша. Традиционный наигрыш — с так называемыми передергиваниями мехом, как говорят гармонисты, с притрехом. (Я сейчас объясняю поверхностно, чтобы было понятно всем.) Хотелось бы, чтобы обучение было традиционным, а не классическим. Если мы будем учить детей играть по классическому (баянному) варианту, гармонь как традиционный инструмент будет уходить в прошлое.

— А стили традиционной игры сильно отличаются друг от друга в разных районах нашей области?

— Да. Во всех районах Вологодчины игре на гармони присущи переборы, но в восточных она более гладкая, текучая, в западных — заковыристая, с передергиванием. Если взять, скажем, Кирилловский район, то там передергивание мехом выражено очень ярко. Кроме того, манера игры зависит от ситуации и того, кому ты играешь. Если я играю для девушек, женщин, игра будет более ровная, текучая, с особыми переборами, на средних голосах гармони. Как воспитанные мужчины разговаривают с женщиной? Благородно, мягко; то же самое переносится на язык наигрыша. А вот игра под пляску мужчин, под драку — уже совершено противоположная, она резкая, с передергиванием, на верхних и нижних голосах гармони.

Сам Виктор Соловьев родился в Вологде, окончил там музыкально-педагогическое училище (играл на баяне), затем, уже после армии, в 1981 году, окончил Ленинградский институт культуры, по распределению вернулся в родной город. И однажды увидел в Доме культуры фильм «Целуются зори» (6+). Там была сцена, где один из героев в музыкальном магазине берет гармонь и наигрывает на ней.

Виктор Соловьев
Виктор Соловьев

— Я раньше не представлял, что на гармони можно так играть, — вспоминает Виктор Германович. — Такой беглый, такой техничный наигрыш, он меня взволновал. И с того времени я задумался о том, что надо научиться играть на гармони, это же здорово, самобытно, интересно.

По иронии судьбы учителем и наставником Виктора Соловьева стал Александр Николаевич Рачков — самобытный гармонист (к слову, журналист по образованию), который озвучивал тот самый наигрыш героя в фильме.

Огромный интерес. 9 марта в Доме музыки и кино «Комсомолец» проходил концерт «Песни русской души» (6+), организованный центром «Русская гармонь» (Москва). Все билеты были распроданы, а желающие приобрести их еще оставались, потому 19 марта провели дополнительный концерт. Выступали известный гармонист, ведущий передачи «Гармонисты России» (12+) на телеканале «Жар-птица», создатель центра «Русская гармонь» Александр Ганичев (Москва), певица, солистка центра «Русская гармонь» Светлана Калачева (Москва), заслуженный гармонист России Андрей Толстиков и певица Галина Толстикова (Шенкурск, Архангельская область).

Александр Ганичев — уроженец Вологодской области, родился в деревне Новая Старина (Бабаевский район); в радиусе 100 км не было музыкальной школы, но это не помешало научиться играть на гармони. До переезда в Москву Александр Николаевич какое-то время жил в Череповце. Светлана Калачева, родившаяся в Чувашии, также долгое время жила в Вологодской области.

19 марта состоялась премьера — Александр Ганичев и Светлана Калачева впервые исполнили свою песню, посвященную Череповцу. Фото: Елена Бжания
19 марта состоялась премьера — Александр Ганичев и Светлана Калачева впервые исполнили свою песню, посвященную Череповцу. Фото: Елена Бжания

Центр «Русская гармонь» был создан в 2012 году.

— И стали мы ездить с гастролями по России-матушке, — весело рассказывает Александр Ганичев. — Уже тогда у людей бы огромный интерес к гармони. Сейчас она действительно очень востребована. Когда мы начинали, в стране оставалось две гармонные фабрики — шуйская и тульская. Обе были на грани закрытия. Мы работаем на тульских гармошках, и свою новую гармонь, на которой сейчас играю, я ждал три года — такой спрос.

Александр Ганичев старается, чтобы зрители увидели как можно больше артистов. На гастроли по Вологодчине он привозил исполнителей из Москвы, Рязани, Архангельской области и т. д. Это не считая исполнителей нашего региона — например, братьев Никулиных из Тарноги. Александр Николаевич поддерживает молодую смену, которая сейчас подрастает; старается привлекать к участию в своих концертах местных ребят.

Слева направо: Александр Ганичев, Светлана Калачева, Григорий Ильвес, Галина Толстикова, Андрей Толстиков. С 2012 года артисты центра «Русская гармонь» ездят с гастролями по разным регионам страны. Фото: Елена Бжания
Слева направо: Александр Ганичев, Светлана Калачева, Григорий Ильвес, Галина Толстикова, Андрей Толстиков. С 2012 года артисты центра «Русская гармонь» ездят с гастролями по разным регионам страны. Фото: Елена Бжания

— Сегодня выступит Григорий Ильвес из Бабаева. Он десять лет ходил ко мне на концерты в качестве участника. Сейчас он учится в Череповце.

Немного забежим вперед: уже после концерта мы пообщались с Григорием. Он учится на первом курсе (дирижерско-хоровое отделение) Череповецкого областного училища искусств и художественных ремесел.

Григорий Ильвес когда-то хотел играть на фортепиано, но в музыкальную школу пошел в класс баяна. «Я люблю музыку, а баян — это и мелодия, и аккомпанемент». То же самое можно сказать и про гармонь. Фото: Галина Базарова
Григорий Ильвес когда-то хотел играть на фортепиано, но в музыкальную школу пошел в класс баяна. «Я люблю музыку, а баян — это и мелодия, и аккомпанемент». То же самое можно сказать и про гармонь. Фото: Галина Базарова

— Я родился в Череповце, но жил в Бабаеве, окончил там музыкальную школу по классу баяна. То есть я вообще-то баянист, но чаще играю на гармони; пою. Спасибо моему учителю Сергею Владимировичу Васильеву, который взял меня в ансамбль гармонистов. Я сам получаю радость, когда играю, и другие, особенно поколение постарше, тоже любят и с удовольствием слушают гармошку — наш народный инструмент.

Новые форматы.«Телевидение тоже стало проявлять большой интерес к гармонистам, — говорит Александр Ганичев. — Мы (и Александр Николаевич со Светланой Калачевой, и супруги Толстиковы, и некоторые другие знакомые ему гармонисты — прим. авт.) принимали участие в съемках передачи Андрея Малахова. Плюс к тому я веду программу „Гармонисты России“, она выходит еженедельно почти четыре года, и в каждом выпуске новые герои».

Концертный интерес тоже есть.

— Но дело вот в чем, — продолжает Александр Николаевич. — Гармонь — это все равно инструмент деревни. А процесс вымирания деревни, к великому сожалению, практически завершен, и идет огромная убыль населения в райцентрах. Возрастное поколение понемногу уходит, а на их место приходят те, кто тоже готов слушать гармонь, но надо уже делать все в более современном варианте — с аранжировками, минусовками, эстрадными мелодиями и так далее. Чем мы тоже стали сейчас заниматься, чтобы привлечь новых зрителей и чтобы дело гармони продолжалось.

— Обязательно нужны новые форматы, чтобы привлекать молодежь, - считает Андрей Толстиков (они с супругой, помимо прочего, выкладывают видео своих выступлений на различных платформах в интернете). — Потому что из молодежи немногие сейчас занимаются гармонью, немногие. Хотя интерес уже пошел. Я работаю в ДК, у меня сейчас три ученика.

Сам Андрей Николаевич начал играть с двух лет. Точнее, пытаться играть, услышав, как играет на гармони музыкальный руководитель в садике.

— Мать рассказывала: я домой приду, возьму какую-нибудь досочку, сижу, «треплю» ее, что-то сам себе пою. Потом отец купил мне гармонь, причем для взрослых, она тогда (в 1960-х) стоила 56 рублей — целая отцовская получка. В пять лет я уже играл на свадьбах.

Александру Ганичеву первую гармонь тоже купил отец, в 1971 году.

— Мне было шесть лет, отец купил гармонь за 60 рублей — раздолбанную, на ней ничего сыграть было нельзя, кроме частушек. А мне хотелось песни играть; ищу кнопки — а их нет. Все играл на слух, музыкалки не было.

Еще один известный в нашем городе гармонист — Владимир Чащин — тоже участвовал в творческом вечере в Центре семейного чтения (библиотеке № 3). Фото: Дарья Левашова
Еще один известный в нашем городе гармонист — Владимир Чащин — тоже участвовал в творческом вечере в Центре семейного чтения (библиотеке № 3). Фото: Дарья Левашова

Так получилось, что ни Александр Николаевич, ни Андрей Николаевич не окончили музыкальную школу (хотя второй трижды начинал обучение). Сейчас оба говорят, что без знаний, которые музыкальная школа могла бы дать, им пришлось значительно сложнее. Впрочем, несмотря на это, оба добились успеха на музыкальном поприще.

Реакция. Со Светланой Калачевой и Галиной Толстиковой мы поговорили о многом. В частности, о том, что гармонь — это не только частушки и народные песни. Под гармонь можно исполнить практически любую песню, вплоть до рэпа. Хотя репертуар артистов, с которыми мы беседовали, строится главным образом на фольклоре и авторских песнях, по стилю напоминающих народные, также появились эстрадные композиции. Но при этом людям все равно очень нужны старые песни из кинофильмов, застольные песни, которые можно попеть вместе с артистами — на концертах зрители часто подпевают. Хотя есть и те, кто ведет себя очень сдержанно.

— По некоторым очень сложно сказать, получают они удовольствие или нет, — поясняет Галина Толстикова. — Понять это можно только в том случае, если зритель приходит на концерт снова — значит, в прошлый раз ему это все нравилось, просто у него такой сдержанный темперамент.

Светлана Калачева вспомнила случай в одном из районов Вологодской области:

— Александр Николаевич рассказывал. Весь концерт на него угрюмо смотрела одна из зрительниц, сидела, насупившись, хлопала сдержанно. А после концерта скупила все наши диски и ушла. А в следующий раз пришла снова. Конечно, нам тяжело, когда нет отдачи от зрителей — мы иногда не знаем, как к ним подступиться.

— А какой должна быть отдача?

— Вскакивать с мест и кричать «Браво!» необязательно, если вы об этом. Иногда достаточно просто улыбки. Мы ведь работаем при включенном свете, чтобы видеть людей, их эмоции, их отношение к тому, что мы делаем. У нас не просто концерты, а концерты-встречи. Должен быть диалог со зрителем: мы открываем свою душу, он — свою. Когда люди выплескивают эмоции, они избавляются от плохого, наполняются хорошим, у них поднимается настроение.

— Это можно сравнить с советом психологов: если у вас критическая ситуация, нужно выйти и прокричаться, — привела пример Галина Толстикова. — Так и на концерте: тоже нужно вложить свои эмоции (конечно, кричать необязательно, но можно, скажем, хлопать или двигаться под музыку). Потому что если запирать свои эмоции в себе, не будет позитивного психологического эффекта. Человек должен расслабиться, тогда будет именно та реакция, которая и должна быть на концерте.

Елена Бжания, golos@35media.ru

Для справки

Кнопки и рубли

Как любитель, так и профессионал может сыграть на любой гармони, инструмент не делится на профессиональный и любительский. Есть так называемые полные гармони, у которых 25 клавиш/кнопок с одной стороны и 25 кнопок с другой, и неполные — 21 кнопка/клавиша и 12 кнопок (таковы, в частности, кирилловские гармошки). Говорят, что хорошая гармонь стоит дороже 10 тысяч рублей. Но цена не показатель качества. Если вы пока не разбираетесь в гармонях, выбирайте под руководством знающего человека (особенно если покупаете с рук), иначе вам и за 20 тысяч могут продать плохой — например, «расстроенный» — инструмент.

Мнение

Нотное подкрепление

Для игры на гармони могут использоваться ноты (в том числе в самоучителях). «Но в традиционном исполнении нужно импровизировать, это намного сложнее, и ноты здесь ни к чему», — отмечает Виктор Соловьев. «Мой преподаватель Борис Юрьевич Майоров говорил: «Андрюха, ты все равно будешь по-своему играть, но ноты бы знать не худо, — вспоминает Андрей Толстиков. — Это не значит, что обязательно играть по нотам, но надо бы их знать, чтобы что-то из них почерпнуть». Александр Ганичев дополняет: «То, что дано природой, нотами можно только подкрепить. А нам, увы, подкрепить нельзя, поэтому нам сложно».

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 49 →

Первые недели осени позади... Вернулись ли вы в рабочий ритм?

18.18%
20.45%
25.00%
15.91%
20.45%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Алексей Плотников
начальник департамента здравоохранения Вологодской области
Алексей Плотников

На базе Вологодского областного госпиталя для ветеранов войн создан региональный гериатрический центр, где оказывают медицинскую помощь пациентам пожилого и старческого возраста при наличии старческой астении. Действуют 33 стационарные койки, организован амбулаторный прием врача-гериатра для жителей всех муниципалитетов области. В минувшем году гериатрическое отделение на 15 стационарных коек было открыто в Судской районной больнице.

18 Сентября 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
29 сентября, пятница
16:19:00
Коронавирус
Коронавирус
227645 (+7) чел
Курсы валют
USD 96.50
EUR 101.98