«Биографии суфлер и историк-хроникер»
Борис Челноков внес в летопись истории нашего края неоценимый вклад. На то, чтобы перечислить все достижения и регалии писателя, уйдет не одна газетная страница. Чего стоит только тот факт, что общий тираж его изданных работ составляет более 40 тысяч экземпляров. 4 марта Борису Васильевичу исполнилось 85 лет. А 15 марта в Центральной городской библиотеке состоялся праздничный вечер в его честь. «Голос…» тоже заглянул на праздник.
Компетентный компаньон. На юбилейном вечере царила очень приятная и теплая атмосфера. Необычайно дружеская. Все товарищи юбиляра старались как можно ярче его поздравить, вручить подарки и цветы. Каждый рассказывал какую-то свою историю, связанную с виновником торжества. Так, например, его друг Александр Кувшинников, отец губернатора Вологодской области, вспомнил совместный процесс работы над книгой «Последний красный директор» (6+), увидевшей свет в 2017 году. Написанный в соавторстве труд посвящен бывшему директору металлургического комбината Юрию Липухину.
— В свое время от губернатора Олега Александровича поступило предложение в мой адрес написать такую книгу, — рассказывает Александр Кувшинников. — За плечами у меня уже была работа, посвященная нашему семейству (имеется в виду «Незабываемое: хроника одного семейства» (6+) — прим. ред.), и предполагаемый труд концептуально планировался в таком же ключе. Но честно сказать, у меня возникли сомнения. Потому что одно дело — писать про свою семью, а совсем другое — про чужую, пусть и близкого товарища, руководителя и наставника; не будучи включенным в его круг домочадцев, сделать это сложно. Я решил, что нужен компетентный соавтор, и обратился за помощью к Борису Челнокову. Он тоже сначала посчитал эту задумку крайне непростой, но через неделю-полторы позвонил и сказал, что готов взяться за работу. И мы начали. Спустя два-три года книга вышла. Я считаю ее одной из лучших работ, касающихся гендиректоров «Северстали», и ключевая, огромная заслуга в этом Бориса Васильевича.

По жизни оптимист. Череповецкий поэт Сергей Созин, член правления Вологодской писательской организации Союз писателей России, вышел поздравлять Бориса Васильевича, держа в руках легендарную для всех любителей краеведения книгу «Череповец: История. Современность. Взгляд в будущее» (6+; 2012 год). В создании этого альманаха приняли участие историки, экономисты, искусствоведы, музыковеды и другие профильные эксперты. А редактором-составителем книги выступил Борис Челноков.
— Пожалуй, это одна из самых значимых вершин, которую взял Борис Васильевич, — заметил Сергей Созин. — Напомню, что в 2013 году это издание стало лауреатом конкурса лучших книг о Вологодской области. Это замечательная работа, повествующая о Череповце с разных ракурсов. В первую очередь эта книга была сделана для гостей города, и каждый, кто здесь побывал и уехал с ней домой, взял с собой и частичку тепла и любви к Череповцу… Жаль только, конечно, что в Череповце нет своей писательской премии, как, например, «Золотое перо России». Но я предлагаю Бориса Васильевича считать полноправным золотым пером Череповца!
На этих словах Сергей Созин вручил юбиляру памятную ручку в подарочном футляре.

А краевед и поэт Вениамин Мальцев написал целую поэму в честь Бориса Челнокова. В стихотворной форме он обозначил ключевые моменты биографии писателя, назвав его «краеведов патриархом», «биографии суфлером, историком и хроникером», «маяком и полпредом» истории Череповца. А закончил все громким пожеланием: «Лет до ста тебе расти, позабыв о старости, потому что, друг Борис, ты по жизни оптимист!»
Эхо костров. Приехав в Череповец в 1964 году из Тамбова, Борис Челноков работал старшим пионервожатым в школе № 18, затем во Дворце пионеров и школьников организатором туристско-краеведческой работы в школах города. Ребята, которых он вел по лесным маршрутам, давно выросли, но о своем любимом наставнике не забыли. Среди пришедших поздравить юбиляра была и краевед Ольга Мануйлова.
— Лично мне Борис Васильевич дал настоящую путевку в жизнь, — рассказывает она. — Благодаря ему я стала туристом и краеведом и 41 год руководила туристско-краеведческим клубом Дворца детского и юношеского творчества.
— А я помню, как Борис Васильевич пришел с гитарой в Дом пионеров и сказал: «Я написал песню», — добавляет Владимир Самбурский, воспитанник Бориса Челнокова. — И это была знаменитая песня «Череповец», прославляющая наш город («Есть город светлой юности моей…»), которую десятки лет пели у походных костров. И получается, что мы с товарищами были ее первыми слушателями.

Заводской крестный. Сотрудница Центра металлургической промышленности Ирина Догадина тоже пришла поздравить юбиляра. Вручив ему цветы, она напомнила, что Борис Челноков является не только инициатором создания вагона-музея академика И. П. Бардина и музея трудовой славы «Северстали». Своими публицистическими трудами краевед внес вклад и в создание современного Центра металлургической промышленности:
— Все, кто был у нас в музее, прекрасно знают, что треть нашей экспозиции, посвященной истории северо-западной металлургии и ЧерМК, создана на основе материалов, изученных и рассекреченных в свое время Борисом Васильевичем. Его замечательные книги можно считать классикой, они постоянно подталкивают к поиску чего-то нового, являются источником уникальных знаний. Я считаю, что Бориса Васильевича можно по праву назвать крестным отцом компании «Северсталь».

Сердцу в такт. А что же сам юбиляр? Когда поздравления подошли к концу, он тоже сказал свое слово. Со всех сторон окруженный букетами и подарками, Борис Васильевич вспомнил важные вехи своей жизни, сосредоточившись главным образом на своей связи с миром металлургии:
— В 1977 году партийный комитет поручил мне создать музей о заводе, и стал я собирателем и хранителем истории. Казалось бы, тихая работа. Знай себе копайся в документах да вывешивай экспонаты, но когда я стал углубляться в предмет, многое у меня «вырезали», говорили: «Это нельзя, это секретно!» И пришлось писать письма в Министерство черной металлургии, вплоть до председателя Совета министров, о том, чтобы сняли гриф «секретно» с документов об истории создания завода. Когда я начинал печататься, меня назвали «фальсификатором истории», повели к секретарю парткома, чтобы выгнать из комбината. Но Сергей Сафронов, будучи порядочным человеком, сказал: «Мы благодарны должны быть Челнокову за то, что он „раздвинул“ нашу историю, показал нам то, чего мы не знали». 30 лет назад вышла в свет моя первая книга — «Архивы раскрывают тайны» (6+). Она стала настоящей сенсацией, многие не знали, что строительство завода началось еще до войны, что об этом велись разговоры в кабинетах Сталина и Молотова.

Взяв в руки книжечку из серии «ЖЗЛ», посвященную академику Бардину, Борис Васильевич продолжил:
— В «ЖЗЛ» есть буквально одна строчка, где говорится, что Бардин имел отношение к Череповцу. На самом деле он огромную роль сыграл в создании и развитии комбината. В частности, он помог нашим металлургам выработать «череповецкий почерк» работы, сочетающий в себе лучший опыт коллег-металлургов со всей страны и самые передовые технологии. Моя первая книга, посвященная академику, называется «Рубцы на сердце» (6+). Почему? Однажды я спросил вдову академика Лидию Валентиновну: «Почему Иван Павлович не был на открытии нашего завода?» Оказалось, потому, что в это время он лежал в больнице после инфаркта, приехать не смог, но из больницы послал в город поздравительную телеграмму!

Завершил свой монолог юбиляр так: «Мое сердце всегда билось в такт биению сердца города. Всегда хотелось творить, делать больше и больше полезных вещей для Череповца. Ну, надеюсь, что-то да все-таки я сделал!»
Иван Крылов, golos@35media.ru
Похожие новости
1 сентября 2022
Туристам раскроют Рыбинское море
В Мяксе открывают туристический маршрут «Сокровища Рыбинского моря» (0+)