Синергия текстиля и керамики
Выставка «Сотворение мира» (6+) расположилась в Выставочном зале (улица Юбилейная, 36). На ней представлены работы череповецких мастериц Екатерины Громцевой и Екатерины Лоншаковой. В камерном пространстве художницы-прикладники сотворили даже не мир, а целую вселенную, населенную множеством героев и образов, среди которых, например, милые выдры из шамота и «Ноев ковчег» из джута и шерсти.
Колобок и райское яблоко. Обе мастерицы — преподаватели художественного отделения училища искусств. Про Екатерину Громцеву мы уже рассказывали на страницах газеты. На протяжении многих лет она создает уникальные гобелены, наполненные теплотой и сказочной душевностью. Ее произведения ручного ткачества — это палитра разнообразных сюжетов, которые хочется подолгу рассматривать. Будь то «Шум падающего яблока», напоминающий о знакомом с детства звуке плодородного года, «Охотник», промышляющий в поисках дичи с собачками, или причудливый «Сумрачный лес», где очутился однажды всем известный герой, «земную жизнь пройдя до половины». Эта работа, к слову, оказалась и на данной выставке. И еще множество — так или иначе затрагивающих тему философии, природы и человеческого существования.

Согласитесь, такие названия, как «Адам», «Ева» и «Древо познания», в принципе говорят сами за себя. Это триптих, в котором библейские образы легко узнаются. Вот первый человек на Земле, в груди у него красным ярким пятном полыхает сердце и… не хватает ребра. И тут же возникает Ева под сенью райских кущ, а следует за ней древо с запретным яблочным плодом, что так сладок.

На этой же стене располагается «Ноев ковчег». Здесь выведены имена живых существ, от великого потопа спасаемых. Словно в стихотворной манере читаем: «Еж, жук, кошка, коровушка, блошка…» Всем место на судне найдется.
Сказочные и фольклорные существа тоже присутствуют. Вот, например, на зрителя весьма угрожающе смотрит когтисто-рогатое чудовище из «Аленького цветочка». Но мы же знаем, что оно на самом деле доброе внутри. Да и венчающая его хвост звезда словно на это намекает. Можно на выставке встретить и колобка, которому довольно успешно удалось пережить встречу с зайцем, волком и медведем, чего не скажешь о рандеву с лисой-плутовкой.

Любовь к материалу. Имя Екатерины Лоншаковой пока не известно массовому череповецкому зрителю, но все ее старшие коллеги — да и мы, конечно, тоже — уверены, что скоро это изменится. Талантливая девушка в свое время училась в Череповецком училище искусств и художественных ремесел, потом продолжила обучение в Гжельском государственном университете в Московской области, а вернувшись домой, устроилась на работу в альма-матер и уже на правах преподавателя стала передавать свои знания подрастающему творческому поколению. Керамика — вот стихия Екатерины.

— Мне нравится работа с материалом, приятные тактильные ощущения, которые дарит процесс, — рассказывает Екатерина. — Особенно я люблю работать с шамотной глиной. Также люблю расписывать изделия, наделяя их различными графическими элементами.

Таких работ, к слову, на выставке немало. Глядя на панно, состоящие из маленьких расписных квадратиков, населенных причудливыми пернатыми и замысловатыми узорами, остается только гадать, сколько сил и времени у керамиста ушло на их создание. Но не менее сильно поражают и выдры. Точнее, выдреныши. Эти пушистые игрули, расположившиеся под стеклянным стендом, выглядят как живые. Они явно счастливы, и наблюдать за часами им надобности нет. Но если что, могут заглянуть вниз и увидеть, что под ними находятся часики, на круглый циферблат которых облокотился самый настоящий ангел. А могут, перебежав зал наискосок, заглянуть в соседнюю музейную витрину и познакомиться с дуэтом, исполняющим «Ночную серенаду». Если и вы хотите ее услышать, то успейте посетить выставку до конца марта.
Иван Крылов, golos@35media.ru