Создать шедевр за пять дней
Александр Новоселов, художник, старший преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, пробыл в Череповце с 14 по 18 февраля, исполняя особую миссию. В рамках акции «В ожидании дел невиданных», ставшей возможной благодаря поддержке компании «Северсталь» и благотворительного фонда «Доброта Севера», он написал картину на тему героев советской авиации.
О герое. Все действо происходило на базе Художественного музея. 14 февраля, в день старта акции, в отремонтированном зале на втором этаже яблоку было негде упасть. Художник сидел в первом ряду среди гостей и, как и все, завороженно наблюдал за удивительным шоу, развернувшимся на сцене. Его подготовили студенты ЧГУ, обучающиеся по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников», под кураторством режиссера Олега Хорошавина.
Представление было посвящено Герою Советского Союза Алексею Годовикову. Напомним, что в годы Великой Отечественной войны летчик защищал небо нашего края от фашистской авиации. Военный комиссар 1-й эскадрильи 740-го истребительного авиационного полка, он совершил десятки вылетов, сбивал мессершмитты и юнкерсы, не позволяя противникам осуществлять свои коварные планы. 7 февраля 1942 года 28-летний Алексей совершил свой последний полет. На высоте 7000 метров, в районе станции Заборье, сражаясь в воздушном бою с юнкерсом, он пошел на таран. Вражеский самолет был уничтожен… Годовиков погиб.
Основные вехи жизни героя, его последний бой юные режиссеры великолепно отразили в танцах, акробатических элементах, песнях под «живую» гитару. Улыбки, слезы, искренние переживания… Артисты дали возможность зрителям прочувствовать всю гамму человеческих эмоций.
Сергей Староверов, первый заместитель генерального директора авиапредприятия «Северсталь», директор летного комплекса, отметил:
— Блистательное выступление! Полагаю, что даже человек неподготовленный, совершенно ничего не знающий про Годовикова, все равно бы все понял. Спасибо ребятам! И хочется добавить, что у нас на предприятии есть самолет с бортовым номером 89118, носящий имя Алексея Годовикова. Выполняя свои задачи, он «живет» и хранит память об этом летчике, прекрасном человеке.
Близкая тема. Александр Новоселов писал полотно в другом крыле второго этажа, там, где еще продолжается процесс реставрации здания. В качестве референса он использовал свой рабочий эскиз на холсте небольших размеров. Масштабы же основного монументального полотна составили 180 на 180 см. Художник признался нам, что для него это вполне привычный, органичный формат. А вот писать картину за строго отведенный, не столь большой, промежуток времени — задача не из самых простых. Но выполнимая!
— Как пришла идея для картины? – рассуждает Александр. — Понимаете, я из тех, кто верит, что любая творческая личность является своего рода антенной, способной принимать «сигнал», приходящий свыше, и должен сказать, что мне очень близка тема Великой Отечественной войны. Девять человек из моей семьи погибли на полях сражений. Один мой дедушка, Аркадий Павлович Новоселов, был военврачом, выносил раненых с поля боя. Погиб он уже после освобождения Ленинграда на территории современной Эстонии. Другой дедушка, Евгений Иванович Оленев, дошел до Берлина и расписался на здании рейхстага. Бабушка моя, Екатерина Викторовна Бубенщикова, всю войну трудилась в госпиталях, была капитаном медицинской службы. Я всеми ими очень горжусь!
Вписаны в историю. Трудился Александр Новоселов на протяжении пяти дней, параллельно успевая проводить познавательные мастер-классы и лекции. Заведующая Художественным музеем Светлана Пономарева подчеркнула, что живописец приходил в музей ранним утром, а заканчивал работу, только когда стрелки на часах приближались к полуночи!
Скажем честно, что на финальной встрече, которую, к слову, тоже сопровождало не менее блистательное выступление ребят, Александр выглядел довольно уставшим. Чувствовалось, что художник отдал все свои силы и ресурсы на создание полотна. И оно получилось замечательным. На картине перед нами предстали семь летчиков, возглавляет которых, судя по всему, сам Годовиков. Все вместе они обсуждают план выполнения какой-то важной боевой задачи, делая карандашами пометки на рабочих планшетах. Позади них в лучах прожекторов возвышается самолет, очень похожий на МиГ-3. На таком же истребителе совершал полеты и Алексей Николаевич.
Есть одна очень важная деталь, о которой нельзя не упомянуть. В процессе работы Александр Новоселов немного изменил своему первоначальному плану. Впечатлившись выступлением череповецких ребят, он решил создать своего рода концептуальную перекличку и наделил героев холста образами студентов. Одним из них стал юноша Юрий Гаврилов. Его мама Анастасия, показывая нам, что ее сын «второй слева», кратко, но очень эмоционально поделилась с нами:
— Я просто в восторге, очень рада! Похож ли? Копия! Это нереально здорово!
Художник, поблагодарив за искренний отзыв, рассказал, что, когда работал, слышал, как артисты в соседнем помещении готовятся к выступлениям, и добавил:
— Ребята молодые, энергичные. Такие же, как и те, кто защищал нашу Родину 80 лет назад. Захотелось отразить эту связь, связь поколений!
Картину санкт-петербургский мастер передал в фонды Череповецкого музейного объединения. Приходите в Художественный музей и посмотрите на нее вживую. Может, полотно тоже подвигнет вас на создание дел невиданных?
Иван Крылов, golos@35media.ru