Молочник «заново родился»
Камерная выставка «Вторая жизнь музейных предметов» (0+) расположилась в Выставочном зале на улице Юбилейной, 36. В экспозиции представлены старинные предметы из череповецких музейных фондов, к которым прикоснулись руки профессионалов-мастеров Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
Реаниматологи. Одним из идейных организаторов выставки выступила Елена Иквилс, главный хранитель Череповецкого музейного объединения.
— Осматривая выставку, убеждаешься: это не какой-то сухой отчет о проделанной работе, нет, — говорит хранитель. — Ярко и информативно выставка рассказывает зрителям о ежедневном кропотливом труде мастеров-реставраторов, вызывающем искреннее восхищение. Мы всегда с трепетом отбираем предметы, нуждающиеся в реставрации, и с не меньшим трепетом ждем их возвращения, чтобы представить посетителям.

Экспозиция названа не просто так. «Вторая жизнь…» — согласитесь, что профессию реставратора можно было бы сравнить с работой добросовестного врача, который, вкладывая усилия в излечение пациента, по итогу позволяет ему вновь почувствовать себя живым, «заново родиться».
— Как врач реанимирует человека, так и реставратор «реанимирует» важный памятник культуры и истории, — говорит заведующая Выставочным залом Светлана Чернова. — Поэтому не зря — как часть этикетажа — все экспонаты у нас сопровождены пояснениями с именами мастеров, принимавших участие в реставрации. Это очень важно.

Развивая тему, Светлана Султанова, директор Череповецкого музейного объединения, обращает внимание на один из экспонатов — весьма меланхоличный отреставрированный лубок конца XIX — начала XX столетия «Ступени человеческого века». Работа показывает нам круговорот жизненных этапов, всем хорошо знакомый. На примере жизни мужчины. Вот малыш рождается, а потом — и глазом моргнуть не успеваешь — школа, служба, свадьба, семья, дети, седая борода и тросточка…
— А заканчивается все емким и пугающим словом «смерть», — продолжает Светлана Султанова. — Радует, что в круге жизни наших музейных предметов «смерть» можно заменить словом «реставрация»!
Совместный труд. Поводом для открытия выставки в том числе послужил и тот факт, что 10 июня этого года ВХНРЦ имени Грабаря отметит большой юбилей — 105 лет. Знаменитый реставрационный центр имеет три филиала в России: в Костроме, Вологде и Архангельске. На выставке представлены работы реставраторов всех трех филиалов. На открытие экспозиции в Череповец приехала Катерина Орлова, заведующая Костромским филиалом.

— С музейным объединением Череповца мы работаем с 2019 года, - рассказывает Катерина Николаевна. — За четыре года мы отремонтировали немало предметов разных фондовых коллекций. Это и керамика, и предметы мебели и быта, металл, оружие.

«Все экспонаты по-своему интересные», — говорит специалист, отдельно отмечая те, что на данной выставке не представлены, но находятся в других музеях нашего города. Это музыкальный шкаф конца XIX века, находящийся в доме-музее Милютина, и обмундирование тамбурмажора литовского полка, выставленное в музее Верещагиных. Над этими экспонатами трудились мастера сразу нескольких отделов.
— Мастера по дереву реставрировали сам корпус шкафа, — рассказывает Катерина Орлова. — Мастера по металлу оживили механизм, позволяющий проигрывать пластинки. Реставратор по маслу восстановил решетку, на которой изображен пейзаж. До реставрации разглядеть, что на ней изображено, было невозможно. После восстановления шкаф по-настоящему заиграл всеми красками.
Кушать подано. На выставке имеются информационные щиты, наглядно показывающие, насколько процесс возвращения к жизни музейного предмета порой сложен, таинственен и волшебен.

Взять, например, фарфоровый сливочник (он же молочник) небесно-голубого цвета. Произведен этот кувшинчик был на столичном заводе Гарднера в 1860 — 1870-е годы. На щите размещено две фотографии. Фото «до», где пузатая емкость расколота на несколько кусочков, и фото «после», где молочник уже в полной целости и сохранности, словно и не разбивался никогда. А чуть выше — конфетница с ажурным бортом, производства все того же завода. Видимо, изначально этот самый бортик у нее был отломан, но талантливые руки реставратора Дарьи Еременко, вернувшие к жизни и упомянутый молочник, ловко справились с поставленной задачей. Можно кофе со сливками лакомиться. С конфетами вприкуску.

Отведать чего-то более питательного, чем кофе, можно с помощью фаянсового сервиза «Охотничий». Сервиз этот немецкий, компании Utzschneider, произведен в последней четверти XIX века. Как гласит щит, всего в составе коллекции 64 предмета. Сервиз был найден закопанным в землю на территории усадьбы Гальских, «посуда находилась в деревянных ящиках и была переложена газетами „Новое время“ за 1912–1917 годы».

Уложив лакомство на тарелочку с токующими тетеревами, можно вооружиться вилкой, ножом и стаканчиком с перегородчатой эмалью. Данный набор родом из XVII века. Это самые старинные отреставрированные экспонаты, представленные на выставке.

Веер и шпага. Конечно, на экспозиции присутствуют не только артефакты из гастрономического мира. Есть здесь и знаменитый семизарядный револьвер системы «Наган» 1916 года. Есть и шпага гражданского образца середины XIX века. К слову, под одним стеклом с ней соседствует шелковый кружевной бальный веер, словно дополняющий «толстовскую» атмосферу. Вообще, этот уголок почему-то хочется назвать «дуэльным». Наверное, потому, что над оружейными экспонатами возвышается женский портрет кисти художника Всеволода Максимовича. Надеемся, никакой дуэли все же не было! Да разве эта таинственная брюнетка, держащая в руках нечто в форме сердца, всю правду расскажет?

Иван Крылов, golos@35media.ru