«В свои корабли я вкладываю душу»

Копировать ссылку
Источник: Голос
Бывший подводник построил целую флотилию исторических парусников - с помощью станка, который тоже сконструировал собственноручно

Череповчанин Сергей Лушкин, капитан второго ранга в отставке, создает модели судов первой половины XVIII века, которые стали родоначальниками военного и торгового флота России. А его дедушка служил в пароходстве городского главы Ивана Милютина на должности старшего судомеханика. «Дедушка Александр Сергеевич, родом из Саратовской губернии, работал на туере — буксирном судне, которое осуществляло ход при помощи подтягивания цепи, проложенной по дну реки Шексны, — рассказывает Сергей Владимирович. — Цепь наматывалась на барабан, приводя в движение туер, что тащил за собой несколько барж. Такие суда пришли к нам из Франции. У Милютина их насчитывалось больше десяти. Затем их сменили колесные суда, более удобные в эксплуатации. Дедушка перешел работать на них, когда пришло время. Он всю жизнь посвятил судоходству».

Сергей Лушкин занимается судомоделированием больше 30 лет.
Сергей Лушкин занимается судомоделированием больше 30 лет.

Досуг экипажа. Сергей Лушкин окончил Ленинградское высшее училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. После окончания учебы в течение 17 лет служил на Камчатке на подводной лодке.

Когда у экипажа было свободное время, многие предпочитали посвящать его судомоделированию. Пусть модельки судов были простые и бесхитростные, но Сергея заинтересовал процесс, захотелось освоить премудрости увлекательного ремесла.

После службы он немного потрудился на заводе, а потом устроился охранником на череповецкий «Водоканал», где проработал больше 15 лет. Тогда-то он и стал развивать свое хобби, что все больше и больше становилось уже неотъемлемой частью жизни.

В коллекции мастера порядка 35 — 40 моделей разных судов.
В коллекции мастера порядка 35 — 40 моделей разных судов.

Когда начинал, прибегал к помощи книг по судомоделированию. Их тогда, как и прочей всяческой справочной литературы на тему, по словам мастера, было в книжных магазинах немало. Сейчас так просто подобную литературу не раздобудешь.

— К сожалению, нет спроса, — с грустью говорит Сергей Владимирович. — Этим хобби сейчас мало кто интересуется. В основном ребят увлекают спортом. Кружков по судо- и авиамоделированию в городе нет и не планируется, а желающих мальчишек в возрасте от 7 до 14 лет очень и очень много.

«По старинке». Все детали для своих моделей Сергей Лушкин изготавливает сам. Если читатель спросит: «А не проще ли покупать сборные модели в коробке, которых сейчас так много, самых разнообразных, и собирать их?», ответим лишь, что это не тот подход, который по нраву герою нашей статьи. Он предпочитает действовать иначе. Лично осуществляя и контролируя все этапы сборки.

— В свои корабли я вкладываю душу, для меня крайне важна историческая достоверность каждой модели, — рассказывает мастер. — На моих кораблях вы не встретите деталей из пластика просто потому, что в те времена пластика еще не было. Не встретите и синтетических материалов. Для создания необходимых элементов я использую только хлопчатобумажные нити. Ненадежная синтетика прослужит максимум лет 100, «хэбэшные» же нити — все 300! Вообще для постройки корабля я использую до 10 пород дерева одновременно.

Внимание к мелочам просто поражает!
Внимание к мелочам просто поражает!

Компьютером мастер тоже не пользуется. Да, различных расчетов, которые нужно произвести, огромное количество. Но, приложив усилия, вполне спокойно можно обойтись и без помощи чертежных и вычислительных программ. Опять же, ведь не было их у корабельных мастеров в XVIII веке!

Все под рукой. Работает мастер дома. У Сергея Владимировича оборудован там специальный уголок, где есть все необходимое. Щелкнув по нескольким кнопочкам на деревянном столе, он нам демонстрирует, как с характерным шумом крутится-вертится чрезвычайно полезный причудливый станок на четыре скорости. А вот — мини-дрель, с тоненьким, словно волосок, сверлом. Стоят такие станки в магазинах далеко не дешево, только мастер их не покупал — собрал самостоятельно много лет назад. Техника на века — еще ни разу не подводила!

Без самодельной дрели, с помощью которой можно делать миниатюрные отверстия, никуда.
Без самодельной дрели, с помощью которой можно делать миниатюрные отверстия, никуда.

Из инструментов меньших габаритов — множество напильников, ножичков, шприцев, пинцетов, кисточек, емкостей с клеем разных видов. Есть баночка с самодельной чернильной смесью для чернения латуни. Покупным он не доверяет: нужного эффекта могут и не дать.

— Но все-таки главный инструмент — это мои руки, —

улыбаясь, резюмирует Сергей Лушкин.

И мы уверены, что они у него золотые.

Славное прошлое. Над столом у мастера висит чертеж модели, которая находится в процессе постройки. Работу над пинком «Великий Устюг» он планирует завершить в 2023 году. Традиционно Сергей Владимирович трудится каждый день в течение восьми часов.

Фрагмент палубы модели пинка «Великий Устюг».
Фрагмент палубы модели пинка «Великий Устюг».

Показывая нам практически готовое судно (на взгляд обывателя, только парусов не хватает), выполненное с таким вниманием к деталям, что остается лишь удивляться, Сергей Владимирович рассказывает о том, почему корабли вологодского судостроения так много для него значат:

— Вологодская область в этом смысле уникальна, мы живем здесь, и было бы странно не гордиться достойным прошлым, — объясняет он. — В наших краях было создано множество судов. Кроме пинка «Великий Устюг», это пинк «Вологда», галиот «Вологда», фрегаты «Феодосий Тотемский» и «Кирилл Белозерский», галеры «Шексна», «Чагодоща», «Молога», «Устюжна»… Этот завидный список можно продолжать и продолжать. Поверьте, названия судам давали не просто так. Не стоит забывать о наших мастерах, вологодских кузнецах и плотниках. Чего стоит только тот факт, что во времена правления Ивана Грозного вологодские кузнецы отковали для царской флотилии порядка 100 двурогих якорей. А многие ли знают, что в начале XVIII века вблизи Вытегры находились три огромные мануфактуры, которые обеспечивали флот Петра Первого корабельной парусиной, а также там имелись канатные мастерские. Кроме того, в 1714 году по указу Петра Первого в Вытегру был направлен поручик Преображенского полка, который организовал постройку малых судов: ботов и галиотов. В количестве до ста штук в год. Об этом нужно помнить!

Иван Крылов,

golos@35media.ru

к сведению

Где посмотреть?

За годы увлечения судомоделизмом мастер создал порядка 40 моделей. Сейчас большинство из них находится на выставках в музеях. Часть составляет постоянную экспозицию «Ботика Петра I» в Переславле-Залесском (0+). Часть располагается в Вологодском кремле на выставке, открывшейся в прошлом году к 350-летию со дня рождения великого императора (0+). В областной столице экспозиция открылась неспроста, ведь в Вологде Петр Алексеевич бывал шесть раз. На выставке представлено множество уникальных экспонатов, имеющих непосредственное к нему отношение. Дополняют ее более 10 моделей Сергея Лушкина. В частности, вы там сможете встретить и упомянутый выше пинк «Вологда», и гек-бот 1734 года, построенный вологодскими мастеровыми людьми, а также ладью «Преподобный Зосим». Модели череповецкого мастера будут ждать вас в Вологодском кремле до 2 апреля.

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 28 →

Довольны ли вы качеством уборки улиц этой зимой в вашем населенном пункте?

11.11%
44.44%
44.44%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

В Череповце встретился с нашими бойцами, которые сейчас проходят лечение в Вологодской клинической больнице №2. Поблагодарил за службу, за верность долгу. Парни — настоящие герои, в непростое для страны время они проявили мужество и храбрость. Продолжим помогать семьям мобилизованных. Сделаем все, чтобы бойцам было комфортно, чтобы они получили всю поддержку. Пожелал ребят здоровья и силы духа. Горжусь земляками!

27 Января 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
31 января, вторник
01:19:13
Коронавирус
Коронавирус
217287 (+27) чел
Курсы валют
USD 69.34
EUR 75.41