«В свои корабли я вкладываю душу»
Череповчанин Сергей Лушкин, капитан второго ранга в отставке, создает модели судов первой половины XVIII века, которые стали родоначальниками военного и торгового флота России. А его дедушка служил в пароходстве городского главы Ивана Милютина на должности старшего судомеханика. «Дедушка Александр Сергеевич, родом из Саратовской губернии, работал на туере — буксирном судне, которое осуществляло ход при помощи подтягивания цепи, проложенной по дну реки Шексны, — рассказывает Сергей Владимирович. — Цепь наматывалась на барабан, приводя в движение туер, что тащил за собой несколько барж. Такие суда пришли к нам из Франции. У Милютина их насчитывалось больше десяти. Затем их сменили колесные суда, более удобные в эксплуатации. Дедушка перешел работать на них, когда пришло время. Он всю жизнь посвятил судоходству».

Досуг экипажа. Сергей Лушкин окончил Ленинградское высшее училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. После окончания учебы в течение 17 лет служил на Камчатке на подводной лодке.
Когда у экипажа было свободное время, многие предпочитали посвящать его судомоделированию. Пусть модельки судов были простые и бесхитростные, но Сергея заинтересовал процесс, захотелось освоить премудрости увлекательного ремесла.
После службы он немного потрудился на заводе, а потом устроился охранником на череповецкий «Водоканал», где проработал больше 15 лет. Тогда-то он и стал развивать свое хобби, что все больше и больше становилось уже неотъемлемой частью жизни.

Когда начинал, прибегал к помощи книг по судомоделированию. Их тогда, как и прочей всяческой справочной литературы на тему, по словам мастера, было в книжных магазинах немало. Сейчас так просто подобную литературу не раздобудешь.
— К сожалению, нет спроса, — с грустью говорит Сергей Владимирович. — Этим хобби сейчас мало кто интересуется. В основном ребят увлекают спортом. Кружков по судо- и авиамоделированию в городе нет и не планируется, а желающих мальчишек в возрасте от 7 до 14 лет очень и очень много.
«По старинке». Все детали для своих моделей Сергей Лушкин изготавливает сам. Если читатель спросит: «А не проще ли покупать сборные модели в коробке, которых сейчас так много, самых разнообразных, и собирать их?», ответим лишь, что это не тот подход, который по нраву герою нашей статьи. Он предпочитает действовать иначе. Лично осуществляя и контролируя все этапы сборки.
— В свои корабли я вкладываю душу, для меня крайне важна историческая достоверность каждой модели, — рассказывает мастер. — На моих кораблях вы не встретите деталей из пластика просто потому, что в те времена пластика еще не было. Не встретите и синтетических материалов. Для создания необходимых элементов я использую только хлопчатобумажные нити. Ненадежная синтетика прослужит максимум лет 100, «хэбэшные» же нити — все 300! Вообще для постройки корабля я использую до 10 пород дерева одновременно.

Компьютером мастер тоже не пользуется. Да, различных расчетов, которые нужно произвести, огромное количество. Но, приложив усилия, вполне спокойно можно обойтись и без помощи чертежных и вычислительных программ. Опять же, ведь не было их у корабельных мастеров в XVIII веке!
Все под рукой. Работает мастер дома. У Сергея Владимировича оборудован там специальный уголок, где есть все необходимое. Щелкнув по нескольким кнопочкам на деревянном столе, он нам демонстрирует, как с характерным шумом крутится-вертится чрезвычайно полезный причудливый станок на четыре скорости. А вот — мини-дрель, с тоненьким, словно волосок, сверлом. Стоят такие станки в магазинах далеко не дешево, только мастер их не покупал — собрал самостоятельно много лет назад. Техника на века — еще ни разу не подводила!

Из инструментов меньших габаритов — множество напильников, ножичков, шприцев, пинцетов, кисточек, емкостей с клеем разных видов. Есть баночка с самодельной чернильной смесью для чернения латуни. Покупным он не доверяет: нужного эффекта могут и не дать.
— Но все-таки главный инструмент — это мои руки, —
улыбаясь, резюмирует Сергей Лушкин.
И мы уверены, что они у него золотые.
Славное прошлое. Над столом у мастера висит чертеж модели, которая находится в процессе постройки. Работу над пинком «Великий Устюг» он планирует завершить в 2023 году. Традиционно Сергей Владимирович трудится каждый день в течение восьми часов.

Показывая нам практически готовое судно (на взгляд обывателя, только парусов не хватает), выполненное с таким вниманием к деталям, что остается лишь удивляться, Сергей Владимирович рассказывает о том, почему корабли вологодского судостроения так много для него значат:
— Вологодская область в этом смысле уникальна, мы живем здесь, и было бы странно не гордиться достойным прошлым, — объясняет он. — В наших краях было создано множество судов. Кроме пинка «Великий Устюг», это пинк «Вологда», галиот «Вологда», фрегаты «Феодосий Тотемский» и «Кирилл Белозерский», галеры «Шексна», «Чагодоща», «Молога», «Устюжна»… Этот завидный список можно продолжать и продолжать. Поверьте, названия судам давали не просто так. Не стоит забывать о наших мастерах, вологодских кузнецах и плотниках. Чего стоит только тот факт, что во времена правления Ивана Грозного вологодские кузнецы отковали для царской флотилии порядка 100 двурогих якорей. А многие ли знают, что в начале XVIII века вблизи Вытегры находились три огромные мануфактуры, которые обеспечивали флот Петра Первого корабельной парусиной, а также там имелись канатные мастерские. Кроме того, в 1714 году по указу Петра Первого в Вытегру был направлен поручик Преображенского полка, который организовал постройку малых судов: ботов и галиотов. В количестве до ста штук в год. Об этом нужно помнить!
Иван Крылов,
golos@35media.ru
к сведению
Где посмотреть?
За годы увлечения судомоделизмом мастер создал порядка 40 моделей. Сейчас большинство из них находится на выставках в музеях. Часть составляет постоянную экспозицию «Ботика Петра I» в Переславле-Залесском (0+). Часть располагается в Вологодском кремле на выставке, открывшейся в прошлом году к 350-летию со дня рождения великого императора (0+). В областной столице экспозиция открылась неспроста, ведь в Вологде Петр Алексеевич бывал шесть раз. На выставке представлено множество уникальных экспонатов, имеющих непосредственное к нему отношение. Дополняют ее более 10 моделей Сергея Лушкина. В частности, вы там сможете встретить и упомянутый выше пинк «Вологда», и гек-бот 1734 года, построенный вологодскими мастеровыми людьми, а также ладью «Преподобный Зосим». Модели череповецкого мастера будут ждать вас в Вологодском кремле до 2 апреля.
Популярное

20-летний солдат погиб от взрыва гранаты в центре Вологды
