Покорить вершину скалодрома

Копировать ссылку
Источник: Голос
Никогда не знаешь, где найдешь свое призвание: например, можно привести сына на тренировку, а в итоге обрести новую профессию

Особенности развития — наверное, последняя ассоциация, которая возникает у большинства людей, когда речь заходит о скалолазании. Однако существует такое направление, как адаптивное скалолазание, и у череповецких детей с особенностями развития есть возможность заниматься им бесплатно.

Дети и волонтеры. С Еленой Житковой, вице-президентом Федерации скалолазания Вологодской области, мы встретились на одном из череповецких скалодромов, где реализуется проект «Адаптивное скалолазание 2.0. Социальная ответственность молодежи». Похожий проект работал в прошлом году, но тогда упор делался на занятия детей с особенностями развития, а теперь — на набор и подготовку волонтеров, которые занимаются с такими детьми. Занятия бесплатные, проводятся для ребят от 6 до 16 лет — необязательно иметь официально подтвержденную инвалидность, достаточно справки от психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей, что у ребенка есть особенности развития. Проект стартовал в июне этого года и завершится в конце декабря, до тех пор принимаются заявки на участие детей. Волонтерами стали студенты ЧГУ и череповецкого технологического колледжа, большинство — с направлений по физвоспитанию. В проекте 20 волонтеров, все они прошли обучение. Елена Житкова отмечает: еще в прошлом году стало ясно, что не хватает не только волонтеров для проекта, но и в целом педагогов по адаптивной физкультуре, особенно для детей. Тем более что в обычных школах становится все больше инклюзивных классов — будущим педагогам нужно осваивать инклюзивное направление.

— Сначала студенты были шокированы, например, тем, что дети с ментальными нарушениями кричат — просто стоят и кричат, — вспоминает Елена Анатольевна. — Обычный ребенок будет говорить, а ребенок с ментальными нарушениями может кричать, потому что он так изъясняется, а не потому, что он агрессивен. Сейчас у студентов уже есть опыт, и они понимают, что это ровно такие же дети, как и остальные, но с особенностями.

Покорение вершины. На данный момент в проекте 30 детей. Есть ребята с нарушениями слуха, зрения, с ДЦП, системными наследственными заболеваниями; есть дети с ментальными нарушениями. Очень важно, что скалолазание — это не одноплоскостной вид спорта, т. е. двигаться надо и вверх-вниз, и вперед-назад, и вправо-влево.

— Работают все суставы, — объясняет Елена. — Это крупная моторика — то, что ослаблено у детей с ОВЗ. Крупная моторика — это сенсорное развитие, новые нейронные связи. У детей с ментальными нарушениями мало возможностей получить новые ощущения, для них новые ощущения — это страх. Когда они встречаются с чем-то новым, это нарушает их стабильность, но нарушение стабильности дает толчок к развитию. Первые занятия у таких ребят проходили, конечно, в криках, в истериках, но сейчас они адаптировались. У нас есть мальчик, который к стене даже не подходил — боялся, а сейчас может долезть до самого верха.

Вот так проходят тренировки, с которых ребята зачастую не хотят уходить.
Вот так проходят тренировки, с которых ребята зачастую не хотят уходить.

Конечно, прежде чем мотивировать ребенка к развитию, следует посоветоваться с врачом. 5-летний Леша Савенко гордо рассказывает, что уже два раза «забирался на жирафа» (стену скалодрома, на которой нарисован жираф). У мальчика ДПЦ, его мама Надежда увидела в соцсети объявление и решила попробовать. Сейчас они ходят на скалодром раз в неделю.

— Леша теперь больше старается переставлять ножки, — говорит Надежда Савенко, — а для нас как раз очень важно, чтобы была работа именно ногами.

Татьяна Иванова рассказала, что ее 12-летний сын Максим, у которого муковисцидоз, посещает скалодром несколько лет — ходит с удовольствием и про свои успехи рассказывает с радостью. Благодаря проекту появилась возможность заниматься бесплатно. — Мы очень благодарны, для нас это ощутимое финансовое подспорье. Сын Елены Опахиной Алексей на момент нашего разговора побывал только на четырех занятиях, но успехи заметны, ему даже советуют участвовать в соревнованиях.

— Последний раз он, можно даже сказать, покорил вершину — вот эту сложную дистанцию (указывает на одну из стен скалодрома) он прошел практически до конца. Так радовался. Он каждый день спрашивает: «Мама, когда скалолазание?»

Татьяна Азейкова, мама 6-летнего Максима, тоже отметила, что ее сыну очень нравятся занятия.

— Благодарность на самом деле большая. Когда мы кому-то рассказываем об этих занятиях, многие удивляются, что у нас в городе есть такое, что можно адаптировать к навыкам скалолазания людей с ОВЗ — например, с ДЦП, как в нашем случае. Это именно та лазейка, которой можно воспользоваться, чтобы у ребенка сформировались какие-то функции, которые утеряны.

— Мы очень рады и благодарны, и хочется, чтобы это направление развивалось и дальше, — поддержала Елена Опахина. — Здесь трепетные педагоги, они хорошо расположены к детям, и дети это чувствуют.

Новый лексикон. Один из волонтеров проекта — инструктор скалодрома Анна Кошкина. Впрочем, ее уже можно назвать тренером по адаптивному скалолазанию. Несколько лет назад Анна, заводской инженер и мама троих детей, привела на тренировку среднего сына (чтобы не было путаницы, проясним: особенностей развития у мальчика нет, да и случилось это еще до старта первого проекта). Анна заинтересовалась, понемногу начала помогать на мероприятиях, которые организовывал скалодром, на тренировках. Затем прошла обучение, стала инструктором, оставила прежнюю работу. Ее подключили в качестве волонтера еще в первом проекте, а она настолько прониклась адаптивной физкультурой, что поступила в Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского на кафедру адаптивной физической культуры (курс «Спортивное и адаптивное скалолазание»). Анна вспоминает, как некоторые ее знакомые, узнав, что она будет работать с детьми, у которых есть особенности развития, вдохновенно нарассказывали ей ужасов. Но у нее сложилось собственное мнение:

— Нормальные дети, в принципе, с ними можно договориться. Возможно, им нужно немножко больше внимания и больше помощи, вот и все.

Анна Кошкина со своими учениками. К каждому ребенку Анна старается найти индивидуальный подход.
Анна Кошкина со своими учениками. К каждому ребенку Анна старается найти индивидуальный подход.

— Чувствуется, что им интересно, что они радуются успехам?

— Конечно. Некоторые даже не хотят уходить с тренировки. Я — им: «Можете идти на батуты», они: «Нет, можно мы еще полазаем на страховке?» Взял на два зацепа (зацеп — имитация природного рельефа, например, в виде камня на стене скалодрома — прим. авт.) больше, чем в прошлый раз, — уже успех. Кто-то перестал бояться высоты, у кого-то появилась сила в руках. Я вижу результат еще и в том, что дети становятся более скоординированными, учатся слышать меня.

Елена Бжания,

golos@35media.ru

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 27 →

Погода приподносит сюрпризы. Как вы на них реагируете?

38.21%
29.27%
10.57%
21.95%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

В Череповце встретился с нашими бойцами, которые сейчас проходят лечение в Вологодской клинической больнице №2. Поблагодарил за службу, за верность долгу. Парни — настоящие герои, в непростое для страны время они проявили мужество и храбрость. Продолжим помогать семьям мобилизованных. Сделаем все, чтобы бойцам было комфортно, чтобы они получили всю поддержку. Пожелал ребят здоровья и силы духа. Горжусь земляками!

27 Января 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
27 января, пятница
23:06:15
Коронавирус
Коронавирус
217195 (+38) чел
Курсы валют
USD 68.96
EUR 74.96