Пчелиный воск — лекарство для бабушкиной мебели
В ноябре в Художественном музее открылся замечательный выставочный проект «Чей контур стерт» (0+; работает до конца января). На выставке представлены работы художников Николая Викулова и Сергея Лаврентьева, керамика Евгении Арсеньевой и уникальные сундучки, филенки и другие предметы старины из личной коллекции Александра Стулова. Александр занимается восстановлением старой мебели около шести лет и уже больше десяти создает новую, на заказ. «Голос Череповца» заглянул в гости к мастеру, чтобы разузнать подробнее о его интересном ремесле.

Причуды моды. Беседуем мы с Александром в «гостиной-музее» его мастерской. Помещение наполнено различными притягивающими взгляд бытовыми артефактами, которые словно «вынырнули» из фильмов про, казалось бы, недавние, но уже канувшие в Лету времена. Первое же, за что цепляется взгляд, — это вполне себе из нашей эпохи новенький белый шкаф, еще пахнущий краской. Он спокойно дожидается приезда хозяина, который вот-вот заберет его и впишет в интерьер своего загородного дома.

«На создание шкафа ушло около семи дней, габариты нестандартные», — говорит Александр, добавляя, что, по задумке хозяина, на шкафу будет стоять телевизор, а на полочке посерединке, что между маленькими шкафчиками, должна красоваться ваза. Интересуемся о модных в мебельном мире тенденциях дня сегодняшнего. Да, сейчас в почете похожей конфигурации мебель белых и серых цветов, чем-то напоминающая изделия известной шведской мебельной фирмы, недавно покинувшей отечественный рынок. Лет восемь назад многим людям хотелось, чтобы их интерьер украшала искусственно состаренная мебель, хотелось, чтобы столик на кухне выглядел так, будто ему больше века. Затем был большой спрос на мебель в стиле прованс и шебби-шик. Душа заказчиков требовала чего-то романтично-винтажного в пастельных тонах, напоминающих о нежной кинематографичной Франции. Сейчас же, по наблюдениям Александра, большинство соскучилось по более спокойному, «необременяющему» и ни к чему не обязывающему минимализму.
Зеркальные тайны. Переходя к теме реставрации, просим Александра рассказать о недавних и особо запомнившихся «экспонатах», возвращенных им к жизни. Вот, например, шикарное высокое зеркало начала XX века. И у нас сразу вопрос: «Зеркала при восстановлении обычно заменяют на новые?» Чаще всего — да, соглашается Александр. Как правило, старые зеркала все в пятнах и дефектах, сводящих их прямое назначение на нет. Ставить такое в новый дом захотят далеко не многие. Хотя и существует специальная техника по искусственному состариванию зеркал. Не так давно ради эксперимента Александр состарил новое зеркало, обрамленное в овальную старинную раму. Всматриваясь в него, неловко замечаем: «Словно грязное, протереть хочется…» — «Да, такой эффект», — подтверждает Александр и добавляет, что демонстрирует зеркало в качестве наглядного примера тем, кто все-таки пожелает вписать подобный предмет в интерьер своего дома. Когда мы выпытываем у Александра, удавалось ли ему при восстановлении мебели находить какие-то ценные запрятанные реликвии, мастер с улыбкой констатирует: «Нет». Если, конечно, не считать одну найденную монетку 1930-х годов. А так, что касается старинных стульев и диванов — с культовым произведением Ильфа и Петрова знакомы все. Так что, можно сказать, без шансов. Хотя был один случай. Опять же с зеркалом…
— Оно было небольшое, 30 на 30 см, толщиной сантиметров десять, — вспоминает Александр. — А весило килограммов 40 по ощущениям! Признаюсь, возникла мысль, что в нем запрятано что-то ценное. Но при реставрации оказалось все куда прозаичнее. Вес предмету придавала сама отражающая поверхность в раме. Она была необыкновенно толстой и тяжелой по современным меркам. Так что обошлось без драгоценностей.

Исчезнувший ящик. Продолжаем спрашивать об интересных отреставрированных артефактах, и Александр показывает нам фотографию платяного шкафа, дату рождения которого можно поместить в рамки 1910–1930 гг. Приобрел он его в комиссионке. Шкаф находился в весьма плачевном состоянии. Александр восстановил его, покрасил, и предмет интерьера нашел своего хозяина буквально через неделю. А вот красавец-буфет в интерьере старинного дома. Лет пять буфет стоял у Александра в мастерской. Восстанавливал мастер его неспешно — этап за этапом, когда было свободное время. За эти годы из буфета наконец выветрился настойчивый запах копоти и гари. Да, в прошлой, богатой на события жизни «эксплуатировался» бедняга далеко не в простых условиях… Еще у него не было при себе одного из трех ящичков. Когда Александр без особой надежды поинтересовался у хозяина о судьбе важной детали буфета, тот ответил, что много лет назад его мама позаимствовала ящик в качестве тары для выращивания рассады. Поэтому найти его просто не представляется возможным. Недостающий предмет Александр смастерил сам — максимально приближенным к собрату-оригиналу. Глазу незнающего человека разница совершенно незаметна. Вообще, как отмечает Александр, чаще всего без ящичков оказываются старинные столы. Видимо, большинству из них не суждено пройти сквозь десятилетия и не утратить столь «сподручного» для дел бытовых элемента. К счастью, того, что прямиком из конца XIX века, с точеными ножками, — за которым мы сидим и беседуем, — такая участь миновала. Ящик под мелочи имеется. И выдвигается он довольно свободно. Александр дает любопытный совет, применимый к старинной мебели с выдвижными механизмами: соприкасающиеся деревянные поверхности стоит смазывать пчелиным воском! Хотя бы раз в полгода. Так ничто «не закиснет».

Цветы под краской. На вопрос, какой мебельный артефакт в «гостиной-музее» Александра имеет для него самую большую ценность, мастер указывает на стоящий в углу огромный шкаф. Сложно поверить, но когда-то этот здоровяк, украшенный растительной резьбой, «проживал» в одной из вологодских «хрущевок». Вытащить его из квартиры и перевезти в Череповец оказалось заданием не из легких. Но Александр не отступил, уж больно он ему понравился. История шкафа мастеру известна. Дедушка предыдущего его владельца в 1950-х занимался возведением коттеджа для местного начальника и, разместив в хоромах шикарный предмет интерьера, решил сделать такой же и для себя. Александр отмечает, что это реплика с модерна начала XX века. Судя по всему, исторически шкаф должен был стоять на кухне, на то указывает множество характерных признаков. В руки Александру шкаф попал, будучи закрашенным половой краской. Пришлось здорово потрудиться, чтобы вернуть ему первозданный экстерьер. Указывая на красивую расписную дверцу из интерьера крестьянской избы, Александр рассказывает, что она тоже была вся покрыта краской.

Таких случаев не один и не два… К слову, Александр поделился с нами, каким средством эффективнее и быстрее всего можно снять слой половой краски. Но мы пообещали, что оставим это в секрете. Так что держим обещание и советуем посетить упомянутую нами выставку, где вы сможете ознакомиться с чудесными артефактами Александра и произведениями его друзей.
Иван Крылов,
golos@35media.ru