Народы дружат играми
16 ноября в Доме музыки и кино «Комсомолец» состоялся спортивный праздник «Игры народов» для школьников 5 — 7-х классов. Праздник стал итоговым мероприятием проекта «Горизонты дружбы», реализованного благотворительным фондом «Дорога к дому» компании «Северсталь» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
Работать в команде. Школьников разделили на пять команд, которые проходили десять станций. Каждая станция была посвящена определенной национальности. На площадках ведущие рассказывали ребятам о культуре и традициях одного из народов, проводили со школьниками подвижную игру, а затем задавали вопросы. За правильные ответы команда получала жетоны.
Каких только игр не было на празднике! Многие из них уже знакомы русским детям. Например, забава «Колечко-колечко, выйди на крылечко» пришла к нам из Белоруссии. А игра, где сидящие на стульях меняются местами и остается один лишний, — из Молдавии. Ребята познакомились и с украинскими, азербайджанскими, армянскими, вепсскими, татарскими, узбекскими, таджикскими играми. Правила в чем-то отличаются от русских народных игр, но в то же время у культур разных народов есть много общего.
По итогам прохождения станций победила дружба. Все участники (более 100 человек) получили подарки. В конце праздника ребята объединились, чтобы поиграть в русскую народную игру «Ручеек». Колонна детей растянулась по всему фойе «Комсомольца».
Координатор проекта «Горизонты дружбы» Светлана Пурышева отметила, что «Игры народов» направлены на то, чтобы заинтересовать школьников культурой других народов, развить у детей толерантность. Неслучайно праздник состоялся во время проведения Дней национальной культуры в нашем городе.
— В ходе мероприятия было важно познакомить школьников с играми разных народов, проживающих на территории Вологодской области, — говорит Светлана Пурышева, — через игру воспитать уважение к этнокультурным ценностям и сформировать чувство группового единства.
Уважать друг друга. Проект «Горизонты дружбы» реализуется с февраля по декабрь этого года. Он направлен на снижение межэтнической напряженности среди школьников 5 — 7-х классов. Подростки, приехавшие из ближнего зарубежья — Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, — чаще всего сталкиваются со сложностями в отношениях с одноклассниками, которые не хотят принимать иностранных новичков в свой коллектив.
Более 30 детей-мигрантов подросткового возраста, участников проекта «Горизонты дружбы», с 1 сентября начали учиться в школах города. Для них специалисты фонда провели 98 консультаций: им помогали адаптироваться к новой школе, преодолеть конфликты со сверстниками. Для того чтобы процесс адаптации прошел успешно, ребята в течение всех летних каникул посещали занятия по изучению русского языка. Как пояснила координатор проекта Светлана Пурышева, развивающие занятия были нацелены на то, чтобы у ребят сформировалось положительное отношение к русскому языку, чтобы они заинтересовались его изучением. Подростки должны понимать, что без знания русского языка они не смогут полноценно реализовать себя в школьном коллективе.
— Приоритетная задача, которую мы ставили, — это обучение детей-мигрантов речи. Мы учим их разговаривать, а потом уже читать и писать на русском языке, знакомим их с историей нашего города и нашей страны. Конечно, детям-мигрантам тяжело учиться в школе, но благодаря полученным знаниям они смогли познакомиться с одноклассниками и включиться в школьную жизнь. Наибольшее количество детей-мигрантов поступили в школы Индустриального района. Положительные примеры успешной адаптации детей-мигрантов есть во всех школах. Для успешной адаптации так же важна включенность детей-мигрантов во внеурочную деятельность — ребята посещают спортивные секции, занимаются в группах психологической направленности.
Адаптироваться к школе подросткам-мигрантам помогают одноклассники — юные жители нашего города, при условии, что у них сформировано толерантное отношение к мигрантам. С этой целью в семи школах, присоединившихся к проекту «Горизонты дружбы», проводились занятия, на которых несовершеннолетние череповчане отрабатывали навыки бесконфликтного взаимодействия, учились корректно воспринимать сверстников, представляющих другие этнические группы. Всего со школьниками средних классов проведено 120 занятий. В них приняли участие 514 человек из 24 классов, 7% из них — другой национальности, включая детей беженцев и вынужденных переселенцев.
Чтобы учителя могли научить детей принятию и уважению друг друга, проводились специальные семинары — в них участвовали 68 педагогов образовательных учреждений Череповца. Все отметили, что участие в проекте важно для профессионального роста и развития. В результате программы было подготовлено методическое пособие для педагогов «Формирование толерантности в межличностных отношениях у школьников разных национальностей, обучающихся в средних классах школы».
Решать проблемы вместе. БФ «Дорога к дому» работает с мигрантами и вынужденными переселенцами с 2015 года. Специалисты помогают таким семьям адаптироваться к новым для них условиям жизни в Череповце. Главная задача — научить их самостоятельно справляться со своими функциями по воспитанию и развитию детей, оптимизировать внутренние ресурсы семьи, помочь в преодолении социальной изоляции, сформировать позитивную идентичность и толерантность с учетом культурных, возрастных и индивидуальных особенностей детей-мигрантов.
— Работа с детьми-мигрантами продолжится и дальше, — подчеркнула Светлана Пурышева. — Мы считаем, что самое важное в адаптации — это дать возможность каждому ребенку почувствовать уверенность в своих силах и возможностях и помочь понять, что мир вокруг — это территория принятия, помощи и поддержки!
Марина Чадова,
golos@35media.ru
Проект «Горизонты дружбы» БФ «Дорога к дому» реализуется на средства гранта Фонда президентских грантов.