Нескучные уроки математики
Весной 2022 года благотворительный фонд «Дорога к дому» компании «Северсталь» в рамках программы «Дети Череповца. Путь к успеху» приобрел два математических чемодана. О том, что это и для чего нужно, «Голос…» узнал на семинаре для учителей-математиков, который состоялся 11 ноября в лицее «АМТЭК».
Не только глазами. Что же такое математический чемодан? Это мобильный образовательный комплекс для занятий по математике, который включает в себя объемные и плоские математические модели. Они упакованы в кейсы, рассчитанные на определенный комплект предметов. Инженеры-разработчики создали более 150 инновационных моделей, но их количество и укладка в каждом чемодане зависит от пожеланий конкретного заказчика. Чемоданы мобильные, так как предполагается, что пользоваться моделями по очереди будут разные школы. Такую идею предложили педагоги лицея «АМТЭК», именно они инициировали этот инновационный проект и первыми начали работу с моделями. Следующей станет школа № 17, где действуют инженерные классы.
— Наша задача — поддержать инновационные проекты и идеи. Таким является мобильный математический класс. Он дает большой спектр возможностей для развития математических умений и навыков, что важно для выявления и поддержки детей, которые увлечены и предрасположены к этой науке, — прокомментировала Екатерина Фрыгина, директор БФ «Дорога к дому», член Общественной палаты РФ.
Для чего это нужно? Предполагается, что такие модели на уроках математики помогут решить проблемы в обучении, позволят найти ответ на вопрос школьника: «Зачем мне учить математику?»
— У большинства детей восприятие тактильное, абстрактное мышление у них еще не развито, — говорит Ирина Сенатова, учитель математики лицея «АМТЭК». — Из-за чего проблемы в математике? Это академическая наука, где требуется сидеть, писать в тетрадке, доказывать, выводить. Мы даем им готовые формулы, но дети не понимают, почему так получается. А с помощью моделей мы учим их не просто считать, а рассуждать, строить логические цепочки, мыслить шире и нагляднее.
Математические модели дают школьникам возможность поэкспериментировать: модель можно взять в руки, самим вывести и сформулировать ряд математических понятий. Интерес у школьников усиливается за счет того, что они воспринимают информацию не только глазами, но и руками.
Например, если поместить два шара на эллиптическом бильярде, то, под каким углом ни катнуть биток, он всегда ударится о второй шар. Обнаружив оптическое свойство эллипса, школьники могут вывести его уравнение. Точно так же модель параболического бильярда демонстрирует оптическое свойство параболы: независимо от того, с какой точки мы запустим шарик, он всегда ударяется о второй шарик, то есть попадает в фокус параболы. А из палочек со специальными вырезами («самоопирающийся конструктор») дети строят шестиугольники, которые становятся объемной конструкцией, если скреплять их друг с другом. Есть много и других секретов, которые таят волшебные чемоданчики.
И старшим, и младшим. Ирина Сенатова апробировала математические чемоданы на пятых и девятых классах. Учитель убедилась в том, что математические модели могут стать подспорьем не только для младших школьников, но и для старшеклассников-олимпиадников.
— Ребята из девятого класса запустили шарик на параболическом бильярде. Они сами поняли, что это парабола, как она образовалась, увидели внутренние связи, которые не видно через уравнение. После этого олимпиадные задачи пошли намного легче. Или, к примеру, я им предложила сложить кубики. Ребята видят: вот квадрат, а тут еще больше квадрат, а тут еще больше квадрат, а тут их несколько. И они сообразили, что к чему, почему так, и вывели формулу суммы квадратов. Пятиклассникам тоже очень нравится заниматься с моделями. Они любознательные, любят все потрогать руками, спрашивают: «А это что такое? А почему это так?» С помощью учителя они осваивают простейшие фигуры. Корректировка по возрасту есть, но она не такая строгая. Охват детей большой, можно многое придумать.
Моделями заинтересовались не только дети, но и сами учителя-математики. На методическом семинаре они подходили посмотреть содержимое чемоданов, с увлечением складывали и строили фигуры из палочек, катали шарики на эллиптическом бильярде, крутили-вертели в руках другие модели. Учителя отметили, что предметы приятные на ощупь, поскольку они деревянные, а не пластмассовые, как современные игрушки.
Математические модели можно использовать не только на уроках математики, но и применять во внеурочной, проектной деятельности школьников, демонстрировать на семинарах учителей, использовать во время Дней науки или на неделе математики.
Марина Чадова,
golos@35media.ru