«Чтобы поплыть, надо поверить в себя»
45 лет назад, в 1977 году, в Череповце открылся первый в истории города крытый бассейн. Это был не просто бассейн, а спортивный комплекс с залом для игровых видов спорта. Он получил название «Дом физкультуры» и стал одним самых востребованных череповчанами спортивных объектов. И таковым остается до сих пор. За это время десятки тысяч горожан научились плавать именно здесь. Тренер по плаванию Татьяна Кордун работает в Доме физкультуры с первого года его функционирования.
— Я пришла работать тренером по плаванию очень рано, — 17 лет мне исполнилось уже во время работы в бассейне, — вспоминает Татьяна Анатольевна. — В то время я занималась легкой атлетикой, решила попробовать себя в качестве тренера, так как в бассейне была вакансия. Плавать научилась еще в детстве: до 6-го класса школы я с родителями жила на Сахалине, там море, поэтому плавать умеют все. А здесь пришлось осваивать новую для себя профессию прямо на рабочем месте. В тот момент в бассейне трудились три опытных тренера, они и обучали меня азам незнакомого дела. Потом, конечно, окончила институт. Практически всю жизнь отработала «на абонементе», так что, можно сказать, за 45 лет почти весь город обучен нами плаванию.
В год открытия кто первый осваивал дорожки бассейна — спортсмены или обычные горожане?
Одновременно начали работать по обоим направлениям. В процессе обучения детей плаванию отбирали самых перспективных в спортивные группы. Так как до этого в городе бассейна не было, то многие приходили именно учиться плавать.
Способных к плаванию детей сразу видите?
Моментально! Вижу по тому, как ребенок лежит на воде, какие у него руки, ладони, стопа, гибкость, плавучесть. Сейчас и на родителей обращаем внимание. Если они высокого роста, то больше вероятность, что в спортивном плавании у ребенка будет результат. Дети сразу себя проявляют. Если ребенок способный, то он во всём способный. Он и тренера внимательно слушает, и в задания, которые ему даёшь, вникает. И могу сказать, что раньше таких детей больше было. Сейчас бывают избалованные ребята, могут и огрызнуться.
Были случаи, когда не смогли научить кого-то плавать?
Не было такого. Если только кто-то сам не поверил в себя и ушёл. Это и взрослых касается. Мы и со взрослыми работаем, учим плавать и в группах, и на персональных занятиях. Обучаются абсолютно все! Самых безнадежных учили. Была в нашем городе одна очень хорошая спортсменка, легкоатлетка, сейчас уже бывшая. Вот ей крайне тяжело давалось плавание. Она у меня обучалась, наверное, два года. Она говорила: «Если в четверг занятие в бассейне, то мандраж начинается уже с понедельника: трясёт, колотит, спать не могу». Такой дикий страх перед водой был. И всё-таки научилась! Потом присылала мне фотографии с моря: «Таня, смотри — я плыву, мне даже не верится!». Надо понимать, что в плавании, как и в любой другой сфере, кто-то быстрее обучается, кому-то требуется больше времени.
Вспомните самого возрастного вашего ученика, которого научили плавать?
В прошлом году ко мне ходила 68-летняя женщина. У неё трудно процесс обучения шел. Я ей постоянно говорила: «Только не бросайте!» Все в группе уже поплыли, а она еще нет. Но тем не менее поплыла. Главное — не бросать! Или такой еще был случай. Звонит мужчина, говорит, что хочет сделать своей жене подарок на день рождения — оплатить персональные тренировки. Она совсем не умеет плавать и очень-очень боится. Эта женщина занималась целый год. Терпеливо перебарывала страх. Оказалось, что муж поставил ей условие: как только научится плавать, он везет её на Мальдивы. Она очень старалась и, конечно, поплыла! Но началась пандемия, поэтому не знаю в итоге, состоялось путешествие или нет. Есть ученики, с которыми я занималась не столько как тренер, сколько как психолог, чтобы помочь преодолеть страхи.
Какой страх нужно перебороть, чтобы поплыть?
Разные могут быть страхи. Вот недавно пришла женщина лет 55. Она рассказала, что три раза в жизни тонула. Последний случай произошел за неделю до прихода ко мне — в аквапарке. Дети уговорили её скатиться с горки, она вылетела из трубы в бассейн и начала тонуть. Вот она очень боялась. А сейчас у женщины успехи есть. Ученица не без проблем, конечно, требует к себе более пристального внимания, чем другие, но занимается.
Много учеников, за которыми нужно максимально внимательно следить, чтобы обезопасить их?
Бывают. Вот недавно пришел в бассейн мужчина после перенесенного инсульта. У него одна нога плохо функционирует. Он сказал, что плавать умеет, зашёл на среднюю дорожку. И в какой-то момент вижу, что он на глубине борется за жизнь! Прыгать в воду? Но я понимаю, что такого крупного человека мне одной не вытянуть. Хорошо, что он быстро сориентировался сам и схватился за канат дорожки. С трудом, но выбрался из воды. Бывает, и дети не рассчитают свои силы. На днях девочку пришлось буквально выдергивать из воды, благо она на крайней дорожке была. Каких только случаев не было за многие годы работы, хотя, конечно, стараемся предотвратить подобное. Новеньких ставим на крайние дорожки, чтобы за ними было проще наблюдать, так с ними и работать удобнее.
Интересно, как часто тренеры сами плавают?
Да как-то и некогда, группа за группой идет. Я сейчас увлеклась скандинавской ходьбой. Между тренировками на стадионе за час прохожу 6 километров. А плаваю в основном только в отпуске.
На море обращаете внимание на технику других пловцов?
Естественно. Пловцов сразу видно. А еще экстренные ситуации возникают. Вот в этом году в Турции был переполох на пляже: женщина зашла в воду, а там на дне был небольшой обрыв, она потеряла опору под ногами, наглоталась воды и пошла ко дну. Я подбежала, когда ей уже помощь оказывали.
Считается, что плавание помогает в реабилитации после травм, болезней. Это так?
Да, действительно помогает. Например, летом обратилась за помощью женщина — ее дочка прыгала на батутах и в трех местах сломала позвоночник. Стали заниматься с ней в бассейне. Они молодцы, по три раза в неделю ходили. Рассказали, что раньше ходили в другой бассейн, но плавать так и не научились. А теперь уже всеми стилями плавает. Смотрю на неё и думаю — может, в спортивную группу отдать? Был у меня период, когда работала с инвалидами. Из центра «Преодоление» лет пять ко мне ходили дети, тогда у них еще не было своего бассейна. И в таких случаях важна помощь родителей. Тогда я попросила для родителей сделать бесплатные абонементы, чтобы они могли вместе с ребенком заниматься. Потом спортивный клуб инвалидов ко мне ходил. В клубе люди и после травм, и после инсульта. Был парень, который на улице заступился за девушку, его так избили, что он инвалидом стал. Другой мужчина на работе с высоты упал, полгода пролежал неподвижно в реанимации. К каждому свой подход нужен. И порой приходится консультироваться со специалистами.
Было желание когда-нибудь поменять вид деятельности?
Никогда! Мне настолько всё нравится. Хотя раньше я занималась еще и музыкой. Но всё-таки выбрала тренерскую работу. Мне нравится коллектив, обстановка, рабочие часы. Хотя других увлечений тоже достаточно.
За 45 лет что поменялось в работе тренера в методологическом плане?
Сейчас информации и технических средств на порядок стало больше! Когда я начинала работать, не было никакой литературы. Все пособия — тоненькая брошюра в библиотеке. Учиться было сложно. Всё, что было в бассейне для обучения, — это доски. Сейчас в интернете можно найти ответ на любой вопрос, увидеть, что нового придумано. Оттуда очень много беру. И для тренера очень важно уметь хорошо говорить, правильно и доходчиво доносить информацию. С этим часто возникают проблемы у молодых тренеров. В свое время у меня первой в бассейне планшет появился. Я начала снимать видео, как человек плывёт. Потом наглядно ему показывала ошибки. Это наглядность очень помогает! Мы и на земле упражнения делаем, и домой даём задание. Порой разным людям разные упражнения приходится подбирать. Сложнее всего обучить брассу, правильную работу ног поставить. А вообще упражнения следуют одно за другим так, что многие и не замечают, что уже поплыли.
Какой возраст оптимальный для того, чтобы учиться плавать?
Моё мнение — второй класс. Первоклашкам сначала надо в школе адаптироваться. А во втором классе дети уже и внимательные, и желание есть, и ростом повыше, и поэтому меньше бояться глубины.
А как относитесь к раннему обучению ребенка плаванию — в полгода, год, два?
В этом случае надо, чтобы ребенок и дальше продолжал занятия. Если его обучить в два года плаванию, а потом сделать перерыв в пять лет, то есть большое сомнение, что он поплывёт. Что умел, он забыл, а начиная всё делать осознанно, начинает бояться. Не думаю, что стоит так спешить с обучением этому навыку. У нас ученики первого-второго классов очень быстро начинают плыть по-взрослому. Но заниматься надо не реже чем два-три раза в неделю. В плавании самое главное — регулярность занятий.
Есть ли в Череповце люди, которые в течение многих лет регулярно занимаются плаванием? Или бассейн в первую очередь для тех, кто учится?
Есть те, кто десятилетиями ходят. Это и бывшие пловцы, и просто любители воды. Я знаю одну женщину-врача. Всю жизнь ходит в бассейн. Говорит, что настолько воду любит, что не представляет, как жить без плавания. И когда в пандемию бассейн был закрыт четыре месяца, люди реально страдали. Есть такие, кто из всех видов двигательной активности предпочитает только плавание. И я их понимаю.
Владимир Сентябрев,
golos@35media.ru