«На ребенке живого места не было»
4 октября в комнате общежития на улице Ленина, 149, произошел серьезный пожар, в котором погибли 62-летний мужчина и 56-летняя женщина. Абдумачит Холиков успел спасти четырехлетнего Артема (сына погибшего мужчины), спустив его с третьего этажа по пожарной лестнице. В причинах возгорания разбираются следственные органы — по факту пожара возбуждено уголовное дело. Судьбу малыша, который в тяжелом состоянии находится в детской больнице, будут решать социальные службы. Журналист «Голоса…» с помощью жительницы общежития Веры Холиковой, жены Абдумачита, восстановил ход событий в момент пожара и до него. Соседи не раз обращали внимание социальных служб на, мягко говоря, странное поведение отца пострадавшего в огне мальчика.
«Где Артем?» Вера Холикова — многодетная мама, вместе с детьми и мужем они проживают в общежитии, где произошел пожар, но в другом корпусе. Вечером 4 октября семья собиралась ехать на дачу, уже готовились выходить на улицу, как почувствовали сильный запах дыма, который шел из коридора. Супруги выскочили из комнаты, встретили соседку, та крикнула: «Горит комната Вячеслава!» У Веры в этот момент был только один вопрос: «Где Артем?».

— Четырехлетнего Артемку я знаю очень хорошо, они с моим сыном Самиром ходят в одну группу детского сада и дружат, — рассказывает Вера Холикова. — Артем — очень общительный мальчик, дружелюбный, при встрече всегда обнимет, поцелует, как родной.
Абдумачит бросился к комнате Вячеслава, отца Артема, но задымление было такое сильное, что у мужчины не хватило дыхания, чтобы зайти в комнату. Он выбежал, в подъезде начал вышибать фанеры в заколоченных окнах, чтобы было меньше дыма: завеса была такой плотной, что даже двери соседней комнаты не было видно. В этот момент к общежитию уже подъехали пожарные машины. Абдумачит забрался в соседнюю с горевшей комнату, откуда перебрался в комнату Вячеславу и услышал, что там, в дыму, где-то пищит малыш. У входной двери лежала женщина, она сильно обгорела и была уже мертва. Мужчина вернулся к соседям, обмотался сырыми тряпками, вернулся за мальчиком и на руках вынес Артема.
— Он крикнул пожарным из окна третьего этажа, чтобы подали лестницу. Муж работает на высоте, кроет крыши, высоты не боится. Но я видела, как тряслись у него ноги. Он рассказывает, что хотел прижать Артемку к себе, чтобы успокоить, но на мальчике практически не было живого места от ожогов, — продолжает Вера Холикова.
Вторая жизнь. Абдумачит спустился с ребенком по пожарной лестнице. Мальчика тут же отнесли в машину скорой помощи, Вера села рядом.
— У Артема был болевой шок, но он оставался в сознании. Говорил со мной, просил отвести его в садик — он очень любит наш детский сад. Спрашивал, заберем ли мы с Самиром его… Я успокаивала: «Темочка, конечно, мы придем и заберем тебя, как только тебя полечат», а у самой сердце кровью обливалось, — признается женщина.

Артема отправили на лечение в Вологодскую областную детскую больницу, где есть ожоговые койки. Вера Холикова справляется о его здоровье, врачи говорят, что состояние ребенка тяжелое, и пока не дают конкретных прогнозов.
Выгоревшая комната стоит опечатанной, из-за дверей по-прежнему пахнет гарью. Обгорела стена, в соседней комнате, по словам хозяйки, жар был такой, что полопался хрусталь.

Супруги Холиковы до сих пор не могут прийти в себя от случившегося.
— Несколько лет назад у нас в общежитии уже был пожар, — вспоминает Вера. — Муж тогда тоже спасал женщину, он ее вытащил, но было уже поздно. Она надышалась дыма и умерла, без матери остались двое детей… И сейчас супруг очень переживает, несколько ночей после случившегося не спал. Говорит, перед глазами стоит картина пожара. Я успокаиваю его, что он спас ребенка, фактически подарив Артему шанс на вторую жизнь.
Выгнал на улицу. Как только стали известны подробности этой истории, возникло множество вопросов. Что за женщина погибла вместе с Вячеславом? Что могло послужить причиной пожара? Где в момент пожара была мама четырехлетнего мальчика?
— О причинах точно не скажу. Но соседка видела, как накануне Вячеслав нес в свою комнату три канистры со спиртом, — рассказывает Вера Холикова. — Газа у нас в общежитии нет, горелками в комнатах пользоваться строго запрещено. Сам Вячеслав не курил. Может быть, подруга Вячеслава курила, и вспыхнул именно спирт? Работал отец Артема на заводе, выпивал редко, но были в его поведении странности…
По словам Веры, с мамой Артема Вячеслав познакомился, когда она отбывала срок в исправительном учреждении. Они долгое время переписывались — на вахте часто лежали стопки писем, адресованные Вячеславу. Он писал в ответ, отправлял посылки. Когда женщина освободилась, она приехала к Вячеславу, они стали жить в его комнате в общежитии вместе. Потом она забеременела, родился Артем. Но когда мальчик был совсем маленьким, мужчина выгнал сожительницу на улицу и через суд лишил ее родительских прав.
— Если честно, Вячеслав недолюбливал женщин: скандалил с соседками, его раздражали, например, короткие, по его меркам, халаты на молодых женщинах в общежитии, — говорит Вера Холикова. — Сожительница суд о родительских правах на сына проиграла, ведь у нее ни места жительства, ни работы, есть судимость… Лично я ее больше не видела. Соседи говорят, что встречали ее на улице — женщина спилась и бомжует.
Закаливал и оставлял. Вячеслав периодически приводил к себе домой женщин с улицы: отмывал в общественной душевой, кормил, проводил с ними время. И выставлял обратно на улицу. Одной из таких малознакомых дам, по всей вероятности, и была та женщина, что погибла во время пожара.
По наблюдениям соседей, у Вячеслава были странные и не всегда безопасные способы воспитания ребенка.
— Как-то Артем заболел, я предложила Вячеславу принести лекарств для мальчика. Он отказался, гордо заявив, что с шести месяцев лечит Артема только… чесноком, — приводит пример Вера. — Помню, когда Тема был совсем маленький, отец купал его в ванне в душевой комнате под ледяной водой! При открытых окнах и температуре на улице минус двадцать градусов! Мальчик был весь синий, истошно кричал. Уж на что женщины побаивались Вячеслава, но тут вмешались: мол, что ты делаешь, застудишь ребенка! А он отвечал, что так закаляет сына.
Соседи обращали внимание социальных служб на странное поведение мужчины.
— Как-то Вячеславу нужно было идти на работу. Артем в садик еще не ходил. С кем оставить сына? К соседкам он обращаться не хотел — боялся, вдруг у него украдут что-то. И он запирал мальчика на весь день в комнате! — возмущается Вера Холикова. — Вы только представьте: трехлетний малыш, который везде лезет, оставался один взаперти. Могло произойти что угодно! Малыш часто кричал от голода, плакал. На моей памяти таких случаев было несколько. Мы звонили в реабилитационный центр «Росток», оттуда приходили, вместе с участковым вскрывали дверь в комнату, забирали Артема. А вечером Вячеслав возвращался домой и возвращал сына. И все же и представить было невозможно, что история этой семьи закончится так трагически…
Марина Алексеева,
golos@35media.ru