На понятном языке
Каково это — быть непризнанным в своем школьном коллективе? Как чувствует себя подросток, ставший объектом злых шуток, а порой и травли со стороны сверстников? Что делать в этой ситуации? Как противостоять буллингу? Этими вопросами задались специалисты благотворительно фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь», где с начала сентября реализуется новый интересный проект «Театральная тема». Подробности узнал «Голос Череповца».
Жизненная тема. Проект, разработанный БФ «Дорога к дому» совместно с Театром для детей и молодежи, получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив и, соответственно, реализуется на средства фонда при софинансировании компании «Северсталь».
Задача проекта — привлечь внимание школьников и педагогов к такому явлению, как детская жестокость, которая в ряде случаев приобретает масштабы социально важной проблемы буллинга и травли в школах. В его основе — постановка спектакля «Вдох-выдох» по одноименной пьесе известного российского молодого драматурга Юлии Тупикиной, где как раз и поднимается эта тема. Ее выбор не случаен: это то, что трогает и непосредственно касается подростков — их взаимоотношения, первые чувства, первое разочарование, вопросы принятия и непринятия себя и т. д.
Участниками проекта станут ученики 8 — 11-х классов шести школ Череповца. Всего планируется 26 показов.
Директор БФ «Дорога к дому» Екатерина Фрыгина, член Общественной палаты РФ, говорит, что социальные проблемы, которые лежат в основе постановки, актуальны и важны для старшеклассников:
— Прежде всего это отношения со сверстниками. Ребята смогут на примере спектакля посмотреть, что такое травля, как на неё реагировать и что чувствуют дети, когда все настроены против них. Наша главная задача — отработать у ребят навыки выражения собственной точки зрения, отношение к проблемным ситуациям, связанным с агрессивным поведением и буллингом.
По словам Екатерины Николаевны, вопросами школьных конфликтов и буллинга фонд занимается давно. Она отмечает, что многие ребята не могут признаться, что их травят, а некоторые не могут этого признать, то есть просто до конца не понимают и не осознают этого. Они думают, что над ними просто подшучивают, подтрунивают.
По статистике, которую привела специалист фонда, из общего количества детей, которые подвергаются буллингу, 8% — младшие школьники, 31% — старшеклассники, 61% — ученики средней школы.
Охватить подростков.«Театр — это искусство, причем живое искусство, которое дает пищу для размышления, — говорит Надежда Звездина, методист ресурсно-методического центра БФ „Дорога к дому“. — Впечатление от просмотренного мы хотим усилить обсуждением после спектакля — разделим ребят на небольшие группы и поговорим о том, что они увидели, что они поняли, что задело, а что вовсе не тронуло. Чтобы ребята могли поразмышлять, почему герой повел себя так или иначе, можно ли было поступить по-другому и как именно. И на основе просмотренного сформировать умение критически оценивать ситуацию, участников этой ситуации, а также себя, свои высказывания и поступки. И в последующем выбирать более приемлемые формы поведения».
Помимо просмотра спектаклей программа проекта включает ряд мероприятий, среди которых школьные экскурсии «За кулисами театра», беседы о театральном искусстве, актерах, новых театральных направлениях, как на базе школ, так и в театре. По задумке авторов проекта, одна из его задач — попробовать создать и отработать некую модель отчасти интерактивного театра, когда у зрителей, в данном случае у подростков, появляется возможность поговорить по окончании спектакля с актерами, узнать процесс изнутри, как бы заглянуть за кулисы. Таким образом, они преследуют дополнительную цель — мотивировать интерес к театральному искусству как к таковому.
— Спектакли, которые ставят наши городские театры, филармония, в основном ориентированы на взрослого зрителя или маленьких детей, — продолжает Надежда. — Завлечь подростков постановками для старшего поколения сложно, а из детских сказок и новогодних елок он уже выросли. Получается, старшеклассники остаются не охваченными театральным искусством. Мы задумались: как нам заинтересовать подростков? Как донести до них, что можно проводить свой досуг в театре? То есть основная задача — показать ребятам, что в театр ходить можно, что там можно найти для себя что-то важное, нужное и интересное.
Там, где не осудят. Работа над спектаклем началась в августе. Определен актерский состав, распределены роли, художник-сценограф работает над созданием эскизов декораций и костюмов, композитор — над музыкальным оформлением спектакля. Параллельно специалисты театра будут выходить в череповецкие школы для анонсирования показов. Премьера состоится 17 октября на сцене Дворца химиков.
— Мы не стали дожидаться старта проекта и начали работать над постановкой уже в августе, — говорит директор МАУК «Театр для детей и молодёжи» и по совместительству режиссёр-постановщик спектакля Александр Семечков. — Актёры с воодушевлением приступили к работе, им очень понравился материал. События пьесы рассказывают о травле девушки в школе. Школьников будут изображать молодые артисты и актеры старшей группы при театре. Им предстоит изъясняться на молодежном сленге. И чтобы они могли свободно это делать, им дано задание говорить на молодежном сленге и дома. А также учиться битбоксить. Мы хотим сделать современную историю, чтобы зрители, посмотрев, сказали: «Да, это про нас. У нас был такой случай. Так делать не надо, потому что это вот к чему приводит».
Александр Анатольевич считает, что беседы со старшеклассниками до и после спектакля — важный этап работы:
— Мы хотим создать доверительную, камерную атмосферу, чтобы обсуждения проходили в неформальной обстановке. Важно послушать самих ребят. Кто их слушает в обычной жизни? Им же только указывают: «Иди туда, иди сюда. У тебя тренировка, уроки, репетитор. Со старшими не спорь». А здесь пришли старшие и говорят: «Ребята, этот проект для вас, нам важно, что вы думаете. Чтобы они могли открыто высказывать свое мнение. Это то место и та атмосфера, где они могут не оглядываясь говорить то, что думают. Это очень важно — иметь такое место, куда можно прийти и наравне со взрослыми поговорить о чем-то важном и при этом знать, что тебя не осудят.
Инна Анохина,
golos@35media.ru
Мнение
Надежда Звездина, методист ресурсно-методического центра БФ «Дорога к дому» и проекта «Театральная тема»:
— О проблеме буллинга и травли в школах говорить нужно и важно. Ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров»: если проявление агрессии оказывается эффектным, то такое поведение может стать стилем жизни в будущем. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».