Телефоны в школе: за и против
С 1 сентября во всех школах страны детям официально запретили пользоваться мобильными телефонами на уроках. Перед началом учебного года министр просвещения Сергей Кравцов напомнил, что телефон может присутствовать у ребенка только для экстренной связи, но во время учебного процесса им пользоваться нельзя. Связано это с санитарно-эпидемиологическими требованиями, которые вступили в силу в прошлом году. «Голос…» узнал, что думают по этому поводу руководители школ и родители и как скажется этот запрет на жизни и учебе современных детей.
Помогает профилактика. У директоров учебных заведений новое правило удивления не вызывает: в некоторых школах и раньше ограничивали учеников в использовании мобильных телефонов во время уроков.
— Я согласна с тем, что мобильных телефонов на уроках быть не должно — они многих учеников отвлекают, — поделилась мнением Лидия Посадская, директор центра образования № 44. — Мы еще не решили, как будет реализован запрет на использование средств сотовой связи. В нашей школе будет разработан локально-нормативный акт, его рассмотрят на родительском совете.
— Такое требование возникло не впервые. Есть ограничение на использование мобильных телефонов во время уроков, но нет нормативно-правового акта, который бы запрещал пользоваться гаджетами, — говорит Светлана Смирнова, директор школы № 25. — Мы можем только говорить с учениками о вреде для здоровья, о том, что нужно обращаться за собственными знаниями, а не списывать готовую информацию. Наши учителя телефоны не забирают — просят учеников поставить их на бесшумный режим, оставлять средства связи в портфеле. На родительских собраниях напоминаем родителям, что в учебное время, особенно во время уроков, детям лучше не звонить. Если ребенок учится в начальной школе и не реагирует на просьбы убрать телефон, мы можем только принимать меры воспитательного характера. Если это ученик средней школы, принимаем меры дисциплинарного воздействия, которые прописаны в правилах внутреннего распорядка для учащихся (замечания, выговор, дисциплинарная комиссия). За последние годы в нашей школе фактов нарушения или конфликтов по этому вопросу не было, ученики постепенно принимают нормы.
— Требование не новое, несколько лет назад во всех школах вышло положение об использовании мобильных телефонов. На уроках дети мобильным телефоном не могут пользоваться, так как это будет нарушением санитарных правил и норм из-за маленького размера монитора или экрана. На переменах в экстренном случае ученики могут связаться с родителями, — говорит Светлана Гуськова, директор школы № 5 им. Е. А. Поромонова. — Телефоны мы не забираем, чтобы не вторгаться в личное пространство учеников. Мы разговариваем с детьми и родителями, так как любая информационно-профилактическая работа действует лучше, чем агрессивное вторжение. Эта работа дается нам тяжело, поскольку некоторые родители постоянно звонят детям в учебное время, вторгаются в учебный процесс. Сожалею, что многие родители сами проводят время в телефоне вместо того, чтобы уделить внимание детям, выслушать и понять их. Каждый год мы проводим оперативные совещания с педагогами, напоминаем детям и родителям о том, что не следует пользоваться средством сотовой связи на уроках. Большая часть родителей все же осознает, сколько вреда это приносит детям.
Часы вместо телефона. Есть и родители, которые согласны с учителями в этом вопросе, они ограничивают своих детей в использовании мобильного интернета и сотовой связи и даже находят для этого техническое решение.
— Я за то, чтобы телефона на уроках не было. Детям он ни к чему: они отвлекаются, ищут готовые ответы вместо того, чтобы решать задачу, — говорит Ирина Ребонен, мама десятилетней девочки. — Моя дочь носит наручные смарт-часы с JPC. Телефон с собой брать не разрешаю, даю им пользоваться только дома, в свободное время. Для родителей это удобно: часы недорогие. Нужно установить приложение на телефон и выбрать функции, которые будут доступны ребенку. С помощью часов можно контролировать, где находится ребенок, и звонить ему на часы. По часам он может звонить родителям, но выхода в интернет нет. Я считаю, что для начальной школы этого достаточно. Телефон можно потерять, часы же всегда на руке. Если случится нестандартная ситуация, есть кнопка SOS — родителям придет сообщение. В классе есть и другие дети с такими часами, но большинство ходит с телефонами.
— Моему сыну 14 лет, за семь лет учебы в школе учитель ни разу не жаловался, что сын играет телефоном во время уроков. Узнав об этом запрете, у меня ребенок даже спросил: «А что, раньше можно было?» У других детей из класса такой проблемы тоже не было. Ответственное отношение, уважение к учебе идет из семьи, из воспитания. Считаю, что нет ничего страшного в том, что ребенку нельзя пользоваться телефоном во время уроков. В любом случае, если с ребенком что-то случится, из школы обязательно об этом сообщат, — уверена Ольга Власова, член городского родительского совета. — Бывают проблемы частного характера в некоторых семьях, когда у детей зависимость от гаджетов, а родители не могут с этим справиться.
Цифровое образование. А как быть, если ребенок пользуется гаджетом в учебных целях? Например, если он зарегистрирован в электронной библиотеке и для экономии места в портфеле не приносит на урок толстые тома «Войны и мира», а читает текст с телефона.
— А каким образом мы увидим, что именно ребенок делает в телефоне? — говорит Светлана Гуськова. — Зрение необходимо беречь с малых лет. Лучше использовать бумажную книгу: в ней есть иллюстрации, можно делать закладки, подчеркивать основную мысль.
— Считаю, что пользоваться телефоном вместо книги неудобно: на экране телефона невозможно делать пометки, экран вызывает снижение зрения, — подытоживает Светлана Смирнова.
Валерий Романов, эксперт в области цифрового корпоративного образования, уверен, что смартфон — эффективное средство для учебы и работы, если уметь им правильно пользоваться.
— Очевидно, что при коллективной работе в классе использовать смартфон нецелесообразно, когда есть более удобные интерактивные доски или обычный проектор. Смартфон полезнее применять в качестве вспомогательного инструмента. Можно использовать смартфон как дневник, как записную книжку, в качестве видео- и фоторедактора. Можно создавать свои справочные материалы, собирать их в свою собственную библиотеку. Смартфоны могут быть удобны при проведении тестирования знаний и навыков. Не вижу смысла и причин для запрета гаджетов на уроках.
Да, действующие санитарные правила не позволяют школьникам пользоваться смартфонами на уроках по причине малого размера экрана. Но никто не доказал, что смартфон оказывает более вредное воздействие, нежели бумажная книга. И неизвестно, из-за чего падает зрение, из-за смартфона или напряжения от большой нагрузки в школе? Что касается компьютерной зависимости, причины ее возникновения могут быть связаны с воспитанием, с отношениями в семье. И совсем не факт, что ребенок, который постоянно сидит в телефоне, зависимый. Запреты — точно не лучшее средство. Лучшая профилактика от компьютерной зависимости — использовать гаджеты для учебы.
Чтобы информационные технологии были на пользу, а не во вред, необходимо повышать компьютерную грамотность учителей, родителей, школьников. С раннего детства, как только телефон попадает в руки ребенка, нужно учить его правильно им пользоваться.
Марина Чадова,
golos@35media.ru
Минимальная диагональ электронных средств обучения должна составлять не менее 39,6 см для монитора персонального компьютера или ноутбука и не менее 26,6 см для планшета. У мобильных телефонов размер экрана маленький.
Выход в интернет — это не только игры, но и доступ к электронным библиотекам, что позволяет не носить на урок литературные произведения.