«Кина не будет?»
С января этого года кинотеатры в стране стали работать практически в доковидном режиме. Увеличилось количество зрителей, начали расти доходы. Были надежды, что ситуация постепенно выправится и кинотеатры смогут выйти на финансовые показатели 2019 года. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Весной крупные западные студии начали приостанавливать поставку фильмов в российские кинотеатры. В частности, это сделали Walt Disney Company, в которую входят Marvel, Pixar, Lucasfilm и другие. За ней последовали Sony Pictures, Universal Pictures и Paramount. Так как западные блокбастеры приносили кинотеатрам от 70 до 90% выручки, то только начавшие вставать на ноги кинотеатры снова оказались на грани банкротства. По имеющимся данным, за последние несколько месяцев в России было закрыто 6,4% кинотеатров и 12,4% кинозалов. В Череповце кинотеатры уцелели, но ситуация сложилась весьма тяжелая.
«Пандемия подкосила». Напомним, весной 2020 года, когда началась пандемия, в стране стали вводить ограничения на посещение массовых мероприятий, включая киносеансы. В Вологодской области власти запретили работу кинотеатров с 28 марта. 27 августа им было разрешено возобновить деятельность, но при заполняемости зала не более чем на 50%. При этом посетителей можно было рассаживать только в шахматном порядке, соблюдая социальную дистанцию.
Конечно, люди в кино пошли, но не все. Киносеансы, как правило, посещают семьями или компаниями — мало кому хочется сидеть в отдалении друг от друга. К тому же дистрибьюторы, видя, что закрываются кинотеатры, стали массово переносить премьеры фильмов на более поздний срок. Так что предложение упало, а без громких новинок зрителя в залы не заманишь. Часть кинотеатров в стране закрылась. К счастью, в Череповце этого не случилось. Технический директор кинотеатра «Шторм» Юрий Цветков вспоминает о тех временах с ужасом:
— Мы то открывались, то закрывались. Только вроде бы начнешь вставать с колен, а тут — бац — и опять ограничения. Не было никакой стабильности. Очень резко упали доходы. Государство в некоторой степени помогало беспроцентными кредитами и так далее. Благодаря этому нам удалось до определенного момента сохранять коллектив. Правда, в конечном итоге частично смена персонала все равно произошла.
Прощание с Голливудом. Сейчас кинотеатры работают в доковидном режиме. Но за последние месяцы, как рассказал нам Юрий Цветков, количество зрителей резко уменьшилось:
— Насколько я знаю, такая ситуация во всех кинотеатрах города. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. По своему кинотеатру могу назвать точные цифры. Например, в июле этого года нас посетило в пять раз меньше зрителей, чем за этот же месяц 2019 года. Дело в том, что зрителю интересны зарубежные блокбастеры, которых нет. Конечно, мы заменяем их другими новыми импортными фильмами небольших киностудий: французскими, испанскими, итальянскими, американскими. В большинстве своем это слабое кино, хотя встречаются и неплохие картины. Но надо понимать, что все эти фильмы без исключения сделаны за маленькие деньги, в них не снимаются звезды мирового кинематографа. Зрители же не дураки, они прекрасно понимают, что им предлагают второй сорт, так как имеют возможность посмотреть в интернете тизеры, узнать, кто снимается, почитать отзывы. Вообще хочу сказать, что зрители в последние годы стали более требовательными.
По словам менеджера ДМиК «Комсомолец» Максима Зубова, ситуация в его организации также сложная:
— Она лучше, чем во времена пандемии. Мы примерно достигли показателей 2019 года. Тем не менее есть тенденция к определенному спаду. Например, в июле зрителей было меньше, чем в июне. Впрочем, это связано с тем, что к нам перестали приходить школьники из детских лагерей. Также на ситуацию влияет и то, что голливудских премьер у нас нет. Показываем, например, новые французские комедии. Но полноценной заменой блокбастерам их назвать нельзя.
Спасет ли свое кино? После того как страна осталась без блокбастеров, была надежда, что образовавшуюся нишу заполнит российское кино. Отметим, что в России доля киноимпорта в последние годы составляла примерно 80%. Сейчас она снизилась до 60%. Долю российских премьер можно довести до 50% и более, но загвоздка, что они не дают большой финансовой отдачи. По словам Юрия Цветкова, все дело в низком качестве большинства российских картин:
— Многие годы идут разговоры о возрождении отечественного кинематографа, но это, на мой взгляд, дело мало достижимое. Максимум, что мы можем, так это создать пару кассовых картин в год патриотической или комедийной направленности. Не хочу выглядеть пессимистом, но достичь уровня большого Голливуда в обозримой перспективе не удастся. Сейчас наши студии, стараясь заполнить нишу, пытаются быстро снимать кино, но выходит, мягко говоря, не очень.
Максим Зубов настроен более оптимистично:
— На российское кино есть спрос. В настоящее время громких премьер нет. Думаю, что они будут. Я уверен во взлете российского кинематографа.
Параллельное кино. По слухам, есть вероятность, что в сентябре крупные голливудские студии смягчат свою позицию и разрешат поставку своих фильмов в Россию. Впрочем, часть экспертов скептически относятся к таким ожиданиям. Определенная надежда есть на так называемый параллельный импорт. В принципе, в ряде городов России он уже есть. Например, некоторые кинотеатры демонстрируют зрителям зарубежные блокбастеры без согласия правообладателя. Одна из киносетей объявила о запуске новой услуги «кинопродукт», объединяющей в один пакет российский фильм и зарубежный: иностранный фильм идет в бесплатную нагрузку и как бы не считается показом. Но проект закончился, так и не начавшись. Компания объявила об отмене услуги по причине того, что ее не согласовал совет директоров из-за нарушения авторских прав.
Судя по всему, придется ждать какого-то решения законотворцев. Член Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев предлагает законодательно снять административную и уголовную ответственность с кинотеатров за прокат зарубежных фильмов без согласия правообладателей. Но это гарантированно разрушит отношения с западными поставщиками фильмов, что может стать серьезной проблемой в будущем. Второй путь предложил депутат Госдумы Султан Хамзаев. Показ не будут согласовывать с западными компаниями, но предложат им возможность получить отчисления за прокат их фильмов в России. Какой из этих подходов будет выбран, пока непонятно.
Юрий Цветков крайне отрицательно относится к идее параллельного импорта:
— Я не представляю, как может быть организован параллельный импорт фильмов. Говорят, что будут ввозить кино без разрешения. Я не могу всерьез воспринимать такие заявления. Мы работали и хотим работать в рамках закона. Мне предлагали за 25 000 рублей дублированную аудиодорожку, которой я мог бы озвучивать скачанный пиратский фильм. Но я отказал. Как я понимаю, другие владельцы кинотеатров тоже отвергают подобные предложения.
Максим Зубов считает параллельный импорт несколько утопичной инициативой:
— На мой взгляд, такого не может быть. Вероятно, должна быть создана государственная организация, которая будет централизованно заниматься импортом зарубежных фильмов, например из Казахстана, где их будут дублировать на русском. И именно эта организация будет заниматься подготовкой прокатных удостоверений на территории нашей страны, без них прокат фильмов строго запрещен.
Что дальше? По некоторым оценкам, если не наладить поставки в страну западных блокбастеров, количество закрывающихся кинотеатров будет расти. Максим Зубов считает, что это реально:
— Безусловно, «Комсомолец» продолжит свою работу, так как он является муниципальным учреждением и имеет поддержку. Но вот частникам, насколько я знаю, сейчас очень плохо. Точные прогнозы давать воздержусь, но опасность закрытия части кинотеатров в стране, да и в нашем городе, существует.
Юрий Цветков считает, что ясность наступит после Нового года:
— Возможно, удастся завести в страну большие голливудские премьеры, появятся наши качественные фильмы. Если нет, то увы… Пока мы имеем возможность поддерживать существование кинотеатра за счет бассейна и тренажерного зала, которые распложены в нашем здании. Но так долго продолжаться не может. Ситуация уже катастрофическая.
Клим Снегов,
golos@35media.ru