Как дать отпор мошенникам?

Источник: Голос
С начала года в Череповце зарегистрировано около 700 фактов дистанционнных преступлений, общая сумма ущерба превышает 100 млн рублей

Мошенники продолжают охоту за чужими деньгами. Приведем два свежих июльских примера. 46-летняя вологжанка взяла кредит, чтобы спасти свои сбережения, и перевела злоумышленникам 1 млн 172 тыс. рублей! В ту же легенду поверил и 35-летний житель Вологды, который оформил кредит на 800 тыс. рублей. Не отстает в этом плане и Череповец, где ежедневно регистрируют 3 — 4 факта мошенничества. Этому виду преступлений был посвящён брифинг в УМВД по Череповцу, на котором побывал и журналист «Голоса…».

Четыре вида обмана

Если говорить о структуре дистанционных преступлений, то в целом она остаётся прежней.

1. Звонок из банка

Львиную долю занимают звонки от имени работников банковских структур. Мошенники блестяще разыгрывают спектакль, иногда — в нескольких действиях. Человеку сообщают, что в данный момент кто-то пытается снять деньги с его банковского счета либо оформляет на него кредит. Часто в ход идёт легенда о том, что существует некая преступная схема, в которую вовлечены сотрудники банка и полицейские. В этом случае в беседу включаются «сотрудники правоохранительных органов» — следователь, работник прокуратуры, полиции. Преступники продумали все до мелочей: они переключают звонки, разговор ведётся на фоне офисного шума — такого же, как в настоящем отделении банка.

— Технические возможности позволяют злоумышленникам осуществлять подмену номеров. Человек видит на экране своего телефона реальный номер, к примеру, дежурной части полиции, и это убеждает его в том, что он разговаривает с настоящими сотрудниками правоохранительных органов, — объясняет врио начальника УМВД по Череповцу Алексей Паликов. — Важно запомнить, что сотрудники полиции никогда не будут просить человека переводить денежные средства. Не делают это и специалисты банковской сферы, для осуществления каких-либо операций они пригласят гражданина в офис банка.

Врио начальника УМВД по Череповцу Алексей Паликов.
Врио начальника УМВД по Череповцу Алексей Паликов.

Что делать?

  • Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров. Это самый простой и действенный способ не стать жертвой телефонных мошенников.
  • Как только вы услышали про списание денежных средств или оформление кредита, сразу прекращайте разговор и перезванивайте в банк. Набирайте телефон горячей линии (он указан на вашей банковской карте) или идите в ближайший офис банка.

2. Сайты объявлений

При покупке или продаже товаров в интернете мошенники убеждают человека сообщить им данные банковской карты либо внести предоплату.

Что делать?

  • Никому и никогда не сообщать реквизиты своей банковской карты.
  • Оплачивать товар только после его получения.

3. Социальные сети

В этой сфере вариантов «развода» может быть несколько. Во-первых, сообщения от ваших друзей в социальных сетях с просьбой занять денег.

Что делать?

  • Не переводите деньги «на автомате», даже если это ваш близкий человек и вы очень заняты.
  • Найдите время позвонить тому, кто просит в долг, и вы узнаете, что, скорее всего, его страницу взломали.

Во-вторых, зарегистрировано несколько фактов мошенничества в биржевой деятельности.

— Человек верит объявлению о возможности заработать баснословные деньги, играя на бирже, не имея никакого опыта брокерской деятельности. Для начала действий ему необходимо внести определённую сумму, а дальше мошенник легко завладевает данными банковской карты человека, — говорит Алексей Паликов.

Что делать?

  • Не делитесь ни с кем заветными цифрами своей карты.
  • Не ввязывайтесь в подозрительные операции, помня, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

4. «Мама, я попал в беду»

Старая схема телефонного мошенничества в этом году переживает «вторую молодость». В Череповце волна такого вида преступности идёт с апреля. Как все работает? Мошенники звонят на стационарные телефоны, чаще всего жертвами становятся женщины 1930 — 1940-х годов рождения. Злоумышленники представляются родственниками (дети, внуки), говорят, что попали в трагическую ситуацию, стали жертвой или виновником ДТП. От бабули нужна срочная денежная помощь, чтобы «следователь» не возбудил уголовное дело или чтобы сделать операцию пострадавшему в аварии. За деньгами, как правило, приезжает посредник — курьер.

Что делать?

  • Рассказывайте и регулярно напоминайте своим пожилым родственникам об этой преступной схеме.
  • Если вам поступил такой звонок, положите трубку и перезвоните близкому человеку, который якобы попал в беду.
  • Ещё один совет родственникам: внесите на кнопки быстрого набора телефона вашей мамы, бабушки, дедушки несколько номеров. Почему несколько? Были случаи, когда потерпевшие обрывали разговор, звонили дочери или внучке, трубку не брали (человек может быть занят на работе или просто не услышать звонок), мошенники звонили снова и женщины все-таки отдавали курьеру деньги.

— Чаще всего звонки совершаются с телефонов, зарегистрированных не в России, а на территории других стран — Украины, Италии, Польши. Поэтому есть ещё один выход: обратитесь в телефонную компанию и заблокируйте возможность поступления международных звонков на стационарный телефон, — советует начальник участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД по Череповцу Олег Никитинский.

Курьеры и психологи

С начала года в Череповце задержано семь курьеров. Это жители Белгородской, Ростовской, Оренбургской областей, Республики Коми, Москвы. Работу они находят по объявлениям в интернете, разъезжают по городам, забирают у потерпевших деньги и переводят их по цепочке дальше, оставляя себе небольшой процент от суммы. Очередное задержание произошло на минувшей неделе. Сотрудники уголовного розыска взяли 43-летнего уроженца Москвы при попытке забрать у пенсионерки на улице Ленинградской 290 тысяч рублей.

Участились случаи мошенничества по схеме "Мама, я попал в беду". Задержано 7 курьеров-посредников.
Участились случаи мошенничества по схеме «Мама, я попал в беду». Задержано 7 курьеров-посредников.

— Многие потерпевшие говорят, что, общаясь с мошенниками, они действовали будто под гипнозом. Бывали случаи, когда наши сотрудники в форме подходили к человеку у банкомата, а он говорил, что перед ним не настоящий полицейский и верит он только «следователю», с которым говорит по телефону, — сообщает Олег Никитинский. — Зачастую потерпевшие скрывают от сотрудников банков причину взятия кредита. Вдумайтесь: человек держит в руках деньги и верит, что им что-то угрожает, для чего и переводит их на «безопасный счет».

Радует, что в профилактическую работу по предотвращению мошенничества вовлекаются обычные горожане. Так, сотрудники салона сотовой связи на Советском проспекте пять (!) раз отговорили клиентов переводить деньги — во всех случаях люди едва не стали жертвой мошенников.

Марина Алексеева,

golos@35media.ru

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 20 →

Какие темы по частичной мобилизации для вас наиболее актуальны?

37.01%
20.78%
15.58%
11.04%
15.58%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

"С момента отправки и до момента закрепления в воинской части мобилизованным вологжанам не всегда удается оперативно связаться со своими родственниками. И вполне понятно, что родные тревожатся за своих сыновей, братьев и мужей, которые были направлены на службу.

По прибытии мобилизованным сообщают номер воинской части для отправки писем и посылок из дома. Разрешается пользоваться простым кнопочным телефоном без дополнительных функций. Информацию о нахождении мобилизованного можно получить по телефонам:

☎ 8 (8172) 72-10-13, 72-11-62 - горячая линия областного военкомата;

☎ 8 (495) 498-43-54 - колл-центр Минобороны.

На дополнительные вопросы, связанные с частичной мобилизацией, также готовы ответить операторы областной горячей линии ☎ 122.

Кроме того, мы запустили круглосуточный бесплатный телефон службы психологической поддержки ☎ 8-800-201-88-68, специалисты которой помогут семьям преодолеть тревожность и справиться с психологической нагрузкой"

28 Сентября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

ПСО «Ты не один»

35 Медиа
смотреть
07 октября, пятница
12:19:45
Коронавирус
Коронавирус
211819 (+167) чел
Курсы валют
USD 59.40
EUR 58.06