И в воде не утонул, и в огне не сгорел
В Ново-Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре, что в селе Мякса Череповецкого района, возрождают старинное рукоделие. У жителей и гостей рукодельная мастерская пользуется популярностью. Привлекают внимание посетителей изделия, изготовленные в ХIX–XX веках леушинскими мастерицами, а также возможность самим научиться простегивать ткань по старинным узорам. Для посетителей музея при монастыре, желающих обучиться старинному ремеслу, организуются мастер-классы. Проводит их жительница Мяксы рукодельница Ольга Михеева. А еще здесь можно услышать немало действительно удивительных историй.
Рукодельные мастерские
А началось все с проекта «За стежком стежок — к милой сердцу старине шажок», разработанный с участием Елены Авдеевой, сенатора, прихожанки Ново-Леушинского монастыря. Проект получил финансовую поддержку, выиграв в конкурсе грантов правительства Вологодской области. Цель проекта — сохранение исторической памяти, наследия мастерства леушинских монахинь, делавших вручную уникальные стеганые одеяла с самобытным орнаментом.
Предпосылкой создания швейной мастерской послужил интерес паломников к экспонатам музея воскресной школы при монастыре. Опрос показал, что жителям и гостям села было бы интересно освоить технологию ручного простегивания ткани в старых леушинских традициях. Подача заявки на грантовый конкурс стала первым шагом к появлению мастерской. Вторым стало приобретение оборудования на средства гранта. В июне в Мяксе, в рукодельной мастерской при воскресной школе Ново-Леушинского монастыря, состоялась презентация проекта.

Руководитель проекта, преподаватель воскресной школы для взрослых имени игуменьи Таисии (Солоповой) при Ново-Леушинском монастыре Галина Тихова обратила внимание на историю создания мастерских в Леушинском монастыре, в частности рукодельных, золотошвейных, изделия из которых преподносились императорской семье, изготавливались в дар храмам, монастырям (священнические облачения, ковры к престолу, иконы, плащаницы), для святого праведного Иоанна Кронштадтского (митры и ризы). И все это благодаря игуменье Таисии, попечением которой Леушинский монастырь стал не только духовным, но и образовательно-просветительским центром, готовившим также швей и мастериц ручных работ.
Откуда ковер?
Бесценным подарком презентации проекта, состоявшейся в июне, стал на несколько часов привезенный сотрудниками Череповецкого музейного объединения вышитый шерстью старинный ковер из Леушинского монастыря. Музейной реликвией любовались все! Дело в том, что ковер после закрытия Леушинского монастыря долгое время находился в Мяксе, а потом… бесследно исчез.
Историю его чудесного возвращения «Голосу Череповца» поведала краевед Ида Климина.
— Когда меня приняли в Батюшковское общество в 2002 году, одной из задач возрождения усадьбы Константина Батюшкова в Хантанове был сбор воспоминаний земляков и поиски реликвий. Как старожил Мяксы, я обратила внимание на то, что был когда-то в старом Доме культуры села красивый ковер, явно принадлежащий не простым людям. Уж не из усадьбы ли он? — вспоминает женщина. — Стала спрашивать односельчан. Старожил Мяксы Альберт Беляев, работавший в 50-е годы в ДК баянистом, сразу мне пояснил, что этот ковер из Леушина. Еще обратилась к Нине Иониной, она работала в райкоме партии и принимала участие в художественной самодеятельности села Мякса — их театральный коллектив использовал ковер в качестве декорации. Нина Петровна тоже подтвердила, что ковер леушинский. Сохранились фотографии: на одной из них школьники выполняют акробатический этюд на этом ковре.
Еще один надежный свидетель, подтвердивший происхождение реликвии, — Римма Иванова. Она родилась в Леушине в 1938 году, ее мать работала в Леушинском монастыре на пасеке, а тетя — в прачечной. «Мама приходит как-то раз домой и говорит, что в клубе висит ковер из Леушинского монастыря», — вспоминала она.
В 60-е годы председатель сельсовета Прасковья Смирнова распорядилась перенести эту красоту в свой кабинет. Здесь, у ковра, проходила регистрация брака молодоженов. Кто мог вышить такой большой ковер? Этот вопрос оставался не столь важным — мяксинский, и всё! Надо заметить, что через некоторое время в Доме культуры случился пожар, всё сгорело дотла, в огне погибла люстра — тоже из монастыря. Можно сказать, ковер спасся.
В Музейном фонде
С 1999 года Леушинское подворье Санкт-Петербурга организовало возрождение памяти о Леушинском первоклассном женском монастыре. Ежегодные праздники в память об утраченных святынях — Леушинские стояния — одной из задач ставили вопрос о том, что же могло сохраниться из Леушинского монастыря после его разорения и затопления водами Рыбинского водохранилища. В работу тогда включились местная школа, музей Череповца, университет, Дом детского и юношеского творчества, краеведы.
Вспомнили про ковер из Леушинского монастыря — а где же он? Снова поиски, расспросы. Ответ дала Ангелина Терехова, учитель истории из Череповца. Её мама когда-то дружила с леушинскими монахинями. Выйдя на пенсию, Ангелина Вячеславовна три года работала в городском музее. От нее Ида Климина и узнала дальнейшую судьбу леушинской реликвии. Оказалось, что при переезде администрации села Мякса в кирпичное здание ковер не вписался в новый интерьер. Ангелина Вячеславовна, увидев ковер непристроенным, посоветовала продать городскому музею, чтобы сохранить эту красоту…
Но ковер, как оказалось, не числился в фондах музея. Климина обратилась к Михаилу Хрусталёву, научному сотруднику Музейного объединения, но по описаниям нашли другой безымянный ковер. Чтобы найти настоящий, леушинский, потребовалось еще время, и в связи с переездом фондов музея в новое здание поиски затянулись на три года. Тот самый, некогда принадлежавший Иоанно-Предтеченскому монастырю, все же отыскали!

В 2015 году, в год 100-летней памяти игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, реликвия уже была на выставке экспонатов, хранящихся в Череповецком музейном объединении. Сейчас ковер внесен в список государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
Уникальные подарки
Первый мастер-класс руководитель швейной мастерской Ольга Михеева провела в июне. Под ее руководством технику стежка пытались освоить почти все присутствующие, в том числе епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, игуменья Кирилла, дети. Первые стежки получились благодаря взаимной помощи и теплой доброжелательной обстановке. Владыка оставил свою работу в дар рукодельной мастерской. Возможно, это изделие тоже когда-то будет музейным экспонатом.
А совсем недавно, в престольный праздник Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря — в день Рождества Иоанна Крестителя, после Божественной литургии епископ преподнес в дар обители подарок — одеяло, стеганное насельницами Леушинской обители — монахиней Марией и послушницей Агафией, а также их фотографию.

— Родные сестры Божатовы после закрытия монастыря жили в деревне Ившино Шекснинского района, хлеб насущный себе зарабатывали ремеслом, которому научились под чутким руководством игуменьи Таисии, — отметил владыка Игнатий, вручая уникальный подарок нынешней настоятельнице Ново-Леушинской обители.
Любовь Сумарокова,
golos@35mrdia.ru
Похожие новости

Пятилетний мальчик утонул в пруду в деревне под Череповцом
