Как в Череповце разрушали и восстанавливали храм Рождества Христова

Копировать ссылку
Источник: Голос
В середине прошлого столетия школьники разоряли кладбище рядом с храмом, пугая черепами захороненных там людей одноклассниц

18 июля мы будем отмечать значимое событие — 25-летие со дня возрождения храма Рождества Христова в Череповце. Символично, что именно эта церковь стала первым вновь построенным храмом (по старинному проекту) в нашем городе после завершения советской эпохи. Так, в границах нашего города в 1917 году насчитывалось 16 церквей и 25 часовен. Пережили эпоху гонений лишь Воскресенский собор и часовня Николая Чудотворца на вокзале, то есть Череповец лишился 95% памятников церковного зодчества, в этом отношении заняв одно из первых мест в России.

На берегу Шехони. Приход церкви Рождества Христова известен с глубокой древности. Уже в меновой грамоте архимандрита Череповецкого Воскресенского монастыря, датируемой 1464–1473 годами, упоминаются два прихода — Никольский в Старой ямской слободе и Рождественский в селе Шехонском (Рождестве).

Оглядывая карту окрестностей Череповца с нанесенными на ней храмами, не устаешь удивляться: православные святыни были почти в каждом селении. Центром края был Воскресенский монастырь с тремя храмами, в одной версте от него располагалось село Федосьево с двумя церквями. С другой стороны, также в одной версте, стояло село Никольское с церковью, в 800 метрах от нее — село Рождество с двумя церквями, еще в двух верстах — село Богородское с двумя церквями и на том же расстоянии — село Луковец с тремя храмами. Этот список можно продолжать и дальше.

Перечисленные церкви периодически сгорали, ветшали, были даже случаи разбойничьих нападений и войн, которые на время приводили к запустению храмов. Но тяжелые времена проходили, и они вновь отстраивались в еще более благолепном виде.

В 1764 году императрица Екатерина II активно взялась за проведение в жизнь церковных реформ и выпустила указ о секуляризации монастырских земель, следствием чего стало упразднение более 90% монастырей края, в том числе Череповецкого Воскресенского. Вслед за этим были введены штаты церквей, по которым на 100 дворов прихожан полагался всего один священник, а церкви, к которым было приписано менее 30 дворов, подлежали упразднению. Таким образом, участь Никольского и Христорождественского храмов оказалась предрешена.

К счастью, нашелся покровитель — местный помещик Николай Панфилов, который в 1780–1789 годах возвел в селе Рождестве вместо обветшавших деревянных большую каменную церковь, простоявшую до 1990 года. По традиции ее приделы были освящены в честь престолов разобранных деревянных церквей: главный — во имя Рождества Христова, так как храм был поставлен на месте Рождественской церкви; боковые (в трапезной части) — в честь Николая Чудотворца и Живоначальной Троицы — по наименованию приделов Никольского храма. Приход получил название Христорождественского Шехонского (чаще называемого Шеконским), то есть Шекснинского, по названию храма и реки, на берегу которой стоял. Шексна в народных говорах нередко именовалась как Шехонь (отсюда, в частности, произошло название старинного города Пошехонье).

Традиции. Храм Рождества Христова относился к классическому стилю. Северный и южный фасады его холодной части оформлялись четырехколонными портиками. Подчеркнуто строгий декор фасадов придавал зданию выразительность и красоту. Изнутри помещение церкви было расписано на сюжеты Священного Писания. Незабываемое впечатление оставлял иконостас, сделанный в виде триумфальной арки с портиком. Царские врата украшали деревянные резные барельефные скульптуры Богородицы и архангела Гавриила. Церковь и кладбище, по традиции располагавшееся вблизи храма, были окружены каменной оградой.

К церкви Рождества Христова были приписаны две деревянные часовни. Одна из них, освященная в честь святого Николая Чудотворца, стояла недалеко от храма — в Никольской слободке, другая, во имя Казанской иконы Божией Матери, — в семи верстах от церкви, в сельце Кононове. Обе часовни были разрушены в советское время.

Значительную часть прихожан Шехонского Христорождественского прихода в первой половине XIX века составляли местные помещики и их дворовые люди. Согласно ведомости о церкви за 1846 год, к приходу относилось семь помещичьих усадеб: село Рождественское, бывшее во владении капитана И. В. Ступишина и канцеляриста из дворян Н. И. Токмачева; сельцо Фроловское — владение помещицы Катарской; сельцо Никольское — владение надворного советника и кавалера А. Юрлова; сельцо Горка — владение подпоручика и кавалера А. И. Кудрявого; сельцо Бутково (Будьково) — владение помещицы Дмитриевой; сельцо Кононово — владение помещика Н. П. Панфилова; усадьба титулярного советника Ф. Ф. Паперилова в городе Череповце.

К числу древнейших достопримечательностей прихода следует отнести наличие на его территории Никольского ёза (оборудованное место для рыбной ловли), откуда выловленная рыба отправлялась к столу святейшего патриарха и русского царя.

Христорождественский храм имел давние традиции. Наряду с Пасхой и Рождеством Христовым здесь особенно торжественно праздновался день великомученика и целителя Пантелеимона, который являлся так называемым «обещанным» праздником Шехонского прихода. Широко отмечались также двунадесятые праздники, один из которых (день Святой Троицы) являлся престольным. На Крещение Господне и Преполовение Пятидесятницы совершался торжественный крестный ход на реку Шексну, где проводился обряд освящения воды. Высоко чтилась в приходе память Николая Чудотворца, в честь которого был освящен один из престолов храма. Из архивных источников известно, что любимым праздником местных жителей был также день Тихвинской иконы Божией Матери.

Замечательной традицией было посещение священником верующих в дни крупных церковных праздников. Батюшка с праздничной иконой объезжал все селения своего прихода, заходил в дома прихожан и служил там молебны. Данная традиция сохранялась вплоть до начала 1930-х годов, когда местные власти стали запрещать проведение подобных мероприятий, ссылаясь на наличие в районе заразных болезней.

Начало конца. В 1918 году отделом городского коммунального хозяйства была отобрана вся церковная земля (более 42 десятин), от аренды которой Христорождественская церковь получала доход, а также национализированы все денежные вклады, принадлежавшие причту. В 1919 году была сделана опись церковного имущества. В 1922-м началась кампания по изъятию церковных ценностей, в процессе которой репрессиям подверглась значительная часть епископата, что, в свою очередь, позволило захватить высшую церковную власть обновленцам. Противостояние верующих Рождественской церкви обновленческому расколу является одним из самых сложных и драматичных этапов истории храма.

Это фото было сделано в 1929 году.
Это фото было сделано в 1929 году.

23 января 1930 года на заседании президиума Череповецкого горсовета было принято постановление о ликвидации храма, после чего верующие оказались вынуждены перейти вместе со священником в соседнюю Покровскую церковь, располагавшуюся на упраздненном городском Коржавском кладбище.

14 апреля 1931 года президиум Ленинградского облисполкома утвердил решение горсовета, разрешив переоборудовать храм под клуб рабочих лесопильного завода. За переоборудование взялись рьяно. Сняли кресты, разобрали купола, сломали два яруса колокольни, стесали нарядный декор, разобрали ограду. Но возведение новой кровли требовало немалых материальных затрат. Поэтому обезображенное здание бывшего храма оказалось брошенным на произвол судьбы.

Лишь в конце 1930-х нашлась организация, которая взялась устроить обычную двускатную крышу и переоборудовать церковь под склад. После войны в здании расположился гараж, где стояли автобусы. Неподалеку располагалась школа, ученики которой повадились осквернять могилы упраздненного и порушенного еще в 1931 году кладбища, вытаскивая оттуда черепа и пугая ими одноклассниц.

Так продолжалось до 1960-х годов, когда началась активная застройка микрорайона высотными домами. В 1989 году произошел пожар, уничтоживший оставшиеся деревянные перекрытия бывшего храма. Обезображенные руины его простояли до 1991 года, когда обожженные огнем и треснувшие стены были разобраны. С этого года по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) начались восстановительные работы.

Так выглядела церковь в 1990 году.
Так выглядела церковь в 1990 году.

Возрождение. Проект реставрации был выполнен на основании историко-архивных материалов и сохранившихся фотографий, предоставленных Череповецким музейным объединением. Руководителем строительства и настоятелем восстанавливаемого храма был назначен протоиерей Георгий Трубицын.

22 сентября 1991 года состоялся молебен и чин закладки первого камня в основание новой церкви. Чин освящения совершили благочинный отец Александр Куликов и настоятель отец Георгий Трубицын. Первоначально планировали строить храм исключительно на пожертвования горожан, которые с готовностью откликнулись на призыв о помощи в этом благом деле. Всего собрали 1,2 млн рублей, сумма по тем временам вполне достаточная для возведения церкви. Но случился обвал рубля, и деньги обесценились. Стало ясно, что без помощи крупных благотворителей строительные работы не завершить. Тогда к делу возрождения храма подключился меткомбинат, директор которого Ю. В. Липухин лично контролировал ход строительства.

22 сентября 1991 года состоялся молебен и чин закладки первого камня в основание новой церкви.
22 сентября 1991 года состоялся молебен и чин закладки первого камня в основание новой церкви.

18 июля 1997 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского и его учеников преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, состоялось освящение церкви Рождества Христова. Первую Божественную литургию возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

С этого времени храм Рождества Христова открыл двери для своих прихожан, число которых неуклонно растет.

Улица Парковая, а ранее здесь было село Рождество.
Улица Парковая, а ранее здесь было село Рождество.
Улица Парковая, а ранее здесь было село Рождество.
Улица Парковая, а ранее здесь было село Рождество.

Церковь ведет активную просветительскую работу. 11 октября 1998 года (на день памяти родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных Кирилла и Марии) при ней открылась воскресная школа, а в 2000 году — церковная библиотека. В 2017-м член Союза художников России Иван Зайцев приступил к созданию монументальной росписи Христорождественской церкви.

По собору. Под куполом церкви объединяются два придела: верхний Господский (в честь Рождества Христова) и нижний Богородичный (в честь Успения Божией Матери). Над их иконостасами трудились мастера Троице-Сергиевой лавры.

Иконостас верхнего придела выполнен в классическом стиле по лучшим образцам русской иконописи XV–XVI веков. Образцами для деисусного и праздничного чинов (второй и третий ряд) послужили иконы Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Для Вологодской митрополии такое заимствование вполне уместно.

В первом ряду справа от Царских врат — икона Спасителя, за ней — храмовая икона Рождества Христова; слева — образ Божией Матери «Одигитрия».

Третья справа от Царских врат — икона преподобных Сергия Радонежского, Афанасия и Феодосия Череповецких, слева — преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары. Память этих святых совершается 18 июля, именно в этот день состоялось освящение храма.

Завершают местный ряд большие образы с житийными клеймами знаменитых подвижников нашего края: справа — преподобного Нила Сорского, слева — святителя Игнатия (Брянчанинова).

Во втором ряду располагаются небольшие по размеру иконы двунадесятых праздников. Третий ряд — деисусный, с заглавной иконой «Спас на престоле» над Царскими вратами. Завершает иконостас пророческий ряд с иконой Божией Матери «Знамение» в центре.

Иконостас нижнего придела выполнен в стиле византийских и грузинских оригиналов, на которых в свое время учились мастера Древней Руси. Иконы напоминают письмо преподобного Андрея Рублева и других древних мастеров.

Сегодня храм Рождества Христова на берегу Шексны является достопримечательностью Череповца.
Сегодня храм Рождества Христова на берегу Шексны является достопримечательностью Череповца.

Как видим, храм Рождества Христова заинтересует не только рядовых верующих, но и любителей древнерусского искусства.

Михаил Мальцев,

краевед

Из архива газеты

«С праздником великим, православные»

С таким заголовком в июле 1997 года в газете «Голос Череповца» вышла публикация, посвященная открытию храма. Приведем несколько строк:

«В пятницу, 18 июля, без четверти десять в храме Рождества Христова зазвонили колокола. Не знаю, убежала ли нечисть от колокольного звона за восемьдесят километров (как гласит народное предание), но то, что святые и неповторимые были эти минуты, — несомненно. У врат постелили ковровую дорожку, на асфальте разложили полевые цветы. По обе стороны от входа в храм толпился народ…»

Святыни храма

В храме Рождества Христова ныне находятся почитаемые православные святыни:

* распятие с частичкой Животворящего Креста Господня и аналойная икона Рождества Христова с частицей мощей Вифлеемских Младенцев (подарены монахиней Горненского монастыря в Иерусалиме Серафимой (Логиновой));

* икона с частицей мощей великомученика Пантелеимона (принесена в дар храму ныне покойным протоиереем Александром Шубиным, клириком храма преподобного Серафима Саровского Санкт-Петербурга);

* икона преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей (подарена архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом в связи с 15-летием храма);

* икона с частицами мощей преподобных Оптинских старцев (привезена паломниками из Оптиной пустыни 9 августа 2001 года);

* икона преподобного Александра Свирского с частицей мощей (передана в дар храму 13 сентября 2001 года игуменом Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря игуменом Лукианом (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский);

* икона с частицей мощей преподобномученика Евфросина Синозерского (подарена благочинным протоиереем Александром Куликовым на освящение храма);

* икона с частицей мощей священномученика Владимира (Богоявленского) и частица мощей святого апостола Андрея Первозванного (подарены Денисом Сухаревым);

* икона с частицей мантии преподобного Серафима Саровского (привезена паломниками из Серафимо-Дивеевского монастыря 6 июля 2002 года);

* икона с частицей мантии святителя Спиридона Тримифунтского (привезена паломниками с острова Корфу);

* икона с частицей гроба священноисповедника Луки Крымского (привезена старостой церкви Ларисой Федченко).

В храме прославилась чудотворениями Казанская икона Божией Матери.

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 78 →

Сезон сбора урожая. А вы уже выкопали картошку?

23.86%
11.17%
28.43%
7.61%
28.93%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Сердечно благодарю вас за поддержку, за оказанное доверие. Читаю в комментариях поздравления и хочу сказать спасибо за каждый ваш голос, который был отдан во имя развития родной земли, который был отдан за конкретику, за результат, за будущее Русского Севера.

Я искренне рад, горд, счастлив и очень ценю, что вологжане высоко оценили наши принципы работы. Такие как, быть, а не казаться, власть для людей, становиться лучшей версией себя.

Вы оцениваете результаты, которых мы достигли за десять месяцев работы. Я благодарю всю свою команду за ярость в стремлении к всесторонней победе».

9 Сентября 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
12 сентября, четверг
17:45:30
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 91.11
EUR 100.50