«Я считаю, что все должны учиться»
С января на базе школы № 3 работает центр социализации детей-мигрантов. Сейчас, когда закончился учебный год, можно подвести некоторые промежуточные итоги. Мы поговорили с руководителем школы Александром Осиповым (он, напомним, занял второе место в городском конкурсе на звание лучшего школьного директора, прошедшем в июне) не только и даже не столько о центре. Узнали, например, что учителя чаще всего обращаются к директору по вопросам, связанным с работой, а школьники иногда приходят с личными проблемами.
В кабинете. Сейчас в школе № 3 имени Афанасия Потапова 908 учеников и 44 работника, включая 37 педагогов. Некоторые люди, не знакомые с жизнью школ изнутри, считают, что директор только сидит в кабинете, время от времени вызывая на ковер педагогов, учеников и их родителей. На самом деле обязанностей значительно, значительно больше, вплоть до того, например, что во время ремонта надо контролировать работников, этот самый ремонт выполняющих. Или в холодное время года сбивать с крыши сосульки — они быстро «растут», особенно когда температура скачет с плюса на минус, а вызывать раз в два-три дня специальные службы — удовольствие не из дешевых.
— В углу кабинета у меня стоит металлический прут, которым я из окон верхнего этажа как могу сбиваю сосульки с крыши, — весело рассказывает Александр Анатольевич.
Иногда в кабинет к директору вызывают учеников. А иногда они приходят сами, в том числе посоветоваться, и не только насчет учебы. Девушки, допустим, порой рассказывают, что их бросил молодой человек — для них это чуть ли не конец света.
— Стараюсь найти нужные слова, как-то успокоить, что-то подсказать. Например: «Попробуй сказать ему то-то или поступить так-то, проверь, как он себя поведет. Если окажется, что он относится к тебе плохо, значит, для него все не серьезно, значит, он тебя недостоин».
— А педагоги приходят поделиться проблемами?
— Бывает, но чаще по рабочим вопросам.
— А на что обычно жалуются?
— Обычно не жалуются, а делятся наболевшим. У людей большая нагрузка; и это не только в нашей школе. При нагрузке 37 — 40 часов в неделю (это лишь занятия, а есть еще внеурочная деятельность, проверка домашних заданий, работа с документами и т. д. — прим. авт.) педагоги реально выгорают, к концу года люди уже на грани. Пытаешься успокоить, уговариваешь потерпеть.
Еще одна проблема для учителей — жалобы от родителей. Речь не о родителях, которые приходят, чтобы обсудить настоящие проблемы, а о родителях, считающих, что им и их детям все должны. Некоторые пытаются поучать учителей, искренне полагая, что сами-то точно знают, как надо правильно работать с детьми.
— Одной маме я предложил: «Так приходите к нам в школу работать». Она говорит: «Я не педагог», я говорю: «Ничего, мы вас выучим».
Конечно, от предложения родительница отказалась.
Молодые и будущие. Молодыми педагогами считаются те, кто работает в педагогике менее трех лет (то есть теоретически стать молодым педагогом можно в любом возрасте). Таких в школе четыре или пять. А педагогов в возрасте до 30 лет — шесть человек.
— Эта работа привлекает тех, кто любит детей, любит школу, у кого действительно есть желание здесь работать.
— То есть молодые педагоги у вас в основном именно такие?
— Да.
— А что, наоборот, может отпугнуть начинающего учителя?
— Наверное, недостаточная зарплата, когда еще нет ни категории, ни стажевых. Правда, сейчас молодым педагогам выплачивают надбавку в течение трех лет.
— Бывает, что вы, как директор, как педагог, в своих учениках видите будущих учителей, понимаете, что из них получатся хорошие педагоги?
— Да. Более того, я десять лет в школе, за это время к нам «вернулись», если не ошибаюсь, три человека — девушки, которые учились у нас, стали педагогами и пришли к нам работать учителями начальных классов. Может быть, дело в атмосфере. Раньше у нас была физико-математическая школа, сейчас мы считаемся школой с невысокими показателями. Да, в нашем районе много неблагополучных семей, и обычно дети там не очень успешны в учебе. Но, несмотря на это, я считаю: хотя у нас и много тех, кого называют хулиганами, они добрые. Упрощенно говоря: хоть и двоечники, но добрые. Добрее, чем во многих других школах.
В прошлом году школа № 3 (точнее, ТОС «Индустриальный», на территории которого она находится) выиграла грант правительства Вологодской области на создание центра социализации детей-мигрантов. Занятия начались в январе этого года, к ним, помимо прочего, привлекли ребят из старших, а иногда и средних классов, которые пробовали себя в качестве наставников, практически педагогов. И уже на этом этапе видно, что у некоторых ребят действительно есть педагогическая жилка.
В центр приходят и дети, и взрослые со всего города. Им помогают освоить русский язык, знакомят с культурой и традициями нашей страны. Взрослых, у которых есть трудности с технологиями, обучают компьютерной грамотности. А для детей проводят занятия не только по русскому, но и по английскому языку. С января обучение прошли порядка 40 человек, у всех детей повысилась успеваемость, они были переведены в следующие классы. Школа намерена продолжать эту работу.
— Я считаю, мы нашли что-то новое, чего нет у других, и развиваем это, — говорит Александр Осипов. — Еще я считаю, что все должны учиться. Я сам учился в интернациональном вузе в Москве, у меня много друзей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пролетарский интернационализм во мне до сих пор есть. (Улыбается.)
Слова и не только. Ни для кого не секрет, что современные дети не всегда отличаются примерным поведением.
— Мат сплошь и рядом, начиная уже с начальной школы. Если ребенок в семье постоянно слышит нецензурные слова, он воспринимает их как должное, даже не понимает, что в этом есть что-то плохое.
Порой словами дело не ограничивается, бывают и более серьезные проступки. А вот для школы и ее работников слова — единственной способ воздействия, применять какие-то другие меры они не имеют права.
— Естественно, звоним родителям. Пытаемся воздействовать словами, но многие просто не понимают слов. А есть поведение, прощать которое нельзя, потому обращаемся в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних, которые могут привлечь к административной ответственности родителей.
— Если бы вы могли провести любую, вот прямо любую реформу в образовании, что бы вы сделали?
— Наверное, вернул бы советскую школьную систему, в первую очередь отменил ОГЭ и ЕГЭ. И еще — сверху это не навяжешь, но все равно надо поднять престиж учителя. Как-то унизительно, что сейчас мы всем что-то должны и обязаны. Да и слово это — «услуга». Хотя сейчас его вроде бы отменили, но до нас новые директивы еще не дошли — и по документам мы продолжаем «оказывать образовательные услуги».
Елена Бжания,
golos@35media.ru