Гигантский промышленный робот

Источник: Голос
Если шкафы с автоматикой, которая управляет всеми процессами на коксовой батарее № 11, составить в ряд, то получится длина, равная периметру футбольного поля

#Прочнее_стали

Накануне Дня металлурга, который в этом году будем отмечать 17 июля, в «Голосе Череповца» стартовала новая рубрика «Прочнее стали». Журналисты рассказывают о череповчанах — наших близких, родных, которые работают на ЧерМК и других предприятиях компании «Северсталь Российская сталь». Последние месяцы коренным образом изменили ход мировой экономики. И после введения санкций против России череповецкие металлурги столкнулись с рядом задач, которые предстояло решить в кратчайшие сроки. Да, выполнить их было непросто, но есть результат, о котором герои наших публикаций рассказывают с гордостью.

***

В Череповце завершается автоматизация процессов работы узлов и механизмов коксовой батареи № 11 (КБ-11). И уже на этапе тестового режима работы можно с уверенностью говорить об уникальности промышленного гиганта — второго такого в России нет. И речь не только о масштабах, хотя, поверьте, удивляться есть чему. Речь о людях, череповчанах — и вы наверняка их знаете, так как они или ваши друзья, или друзья друзей, одноклассники, соседи… Когда в марте в связи с санкциями ЧерМК, Череповец, Россию покинул зарубежный партнер, оставив работы по автоматизации КБ-11 на финальном этапе невыполненными, на «Северстали» собрали команду и решили: сами справимся.

Самая высокая часть коксовой батареи высотой с девятиэтажный дом — 71 метр.
Самая высокая часть коксовой батареи высотой с девятиэтажный дом — 71 метр.

На финишной прямой. Знакомьтесь: Андрей Харламов — заместитель начальника управления по строительству КБ-11; Николай Смирнов — старший менеджер по реализации инвестиционных мероприятий «Северсталь-инфокома»; Евгений Малинин — начальник коксового цеха № 3. Как говорят мои собеседники, один строил коксовую батарею № 11, другой отвечает за программное обеспечение и автоматизацию процессов, а третий — эксплуатирует.

— Сейчас работы на коксовой батарее находятся на финишной прямой, — объясняет Евгений Васильевич. — Мы эксплуатируем ее в опытном варианте. Батарея работает непрерывно в круглосуточном режиме. Машины ездят в автоматическом режиме. Параллельно идет обучение персонала.

Евгений Малинин — начальник коксового цеха № 3.
Евгений Малинин — начальник коксового цеха № 3.

— Нужно еще устранить некоторые недоработки, но они рутинные, уверен, что мы с этим справимся. Останется последний штрих — довести коксовую батарею до проектных показателей по времени проведения операций, — добавляет Николай Валентинович.

Николай Смирнов — старший менеджер по реализации инвестиционных мероприятий «Северсталь-инфокома».
Николай Смирнов — старший менеджер по реализации инвестиционных мероприятий «Северсталь-инфокома».

— Заканчиваем благоустройство территории: строим дороги, пешеходные дорожки, газоны. Считаем, что в августе закончим все работы, — уверен Андрей Владимирович.

Андрей Харламов — заместитель начальника управления по строительству КБ-11.
Андрей Харламов — заместитель начальника управления по строительству КБ-11.

И все трое дружно кивают в ответ на вопрос: да, второй такой батареи в стране нет. Да, если потребуется, смогут повторить, так как с первых шагов и до финала делали сами — не втроем, конечно же, за каждым из моих респондентов стоит большая команда, огромная работа. А я слушаю и не устаю удивляться.

Одиннадцатая, но первая. Как вспоминает Андрей Харламов, в 2016 году руководство компании «Северсталь» приняло решение о строительстве коксовой батареи № 11. Идея состояла в том, чтобы из малоценных углей сделать качественный продукт, что позволило бы снизить затраты на производство и упрочить конкурентноспособность ЧерМК. При помощи традиционных батарей это было невозможно осуществить. На площадке решили построить агрегат с уникальной для России технологией трамбования угольной шихты. Такой этап, предваряющий процесс коксования, делает производство не только высокоэффективным, но и максимально экологичным.

И это далеко не единственная особенность 11-й батареи. Было решено сделать ее практически полностью автоматизированной, когда от начала загрузки до выпуска продукта все процессы происходят под контролем машин, люди задействованы только как операторы.

— Автоматика исключает человеческий фактор, что очень важно, так как позволяет свести к минимуму поломки, дает возможность выпускать продукцию со стабильным качеством и заданными свойствами. Человек не может этого сделать так скрупулезно, — поясняет Евгений Малинин.

— В 2016 году началась разработка проектной документации, которую мы успешно защитили и получили положительное заключение Главгосэкспетизы, — рассказывает Андрей Владимирович. — Затем было получено разрешение на строительство, разработана рабочая документация, в августе 2018-го проект был одобрен, началось активное строительство. Было создано управление по строительству коксовой батареи № 11 во главе с Олегом Рязановым. Появился небольшой, но крепкий коллектив, куда вошли главные специалисты по строительству, проектированию, менеджеры по технологии. Определили генподрядчика. В 2020 году был запущен первый блок КБ-11.

Отметим, что речь идет не только о собственно батарее. Возведение такого комплекса повлекло за собой обустройство целого ряда вспомогательных объектов, создание крупного логистического центра. Например, полностью реконструировали одну из железнодорожных станций, сделали абсолютно новый магистральный паропровод.

А теперь о масштабах. Площадь застройки — 25 гектаров. Кстати, такая территория понадобилась для размещения объектов Олимпиады-2014 в Сочи. То есть для облета нужен мини-вертолет. Самая высокая часть коксовой батареи — 71 метр, это примерно девятиэтажный дом.

Партнер ушел. В качестве поставщика основного технологического оборудования была выбрана компания «Paul Wurth S.A.». Это очень авторитетная в своей сфере компания, имеющая опыт по запуску аналогичных сложных проектов в других странах. Например, она участвовала в строительстве подобной батареи в Индии, Японии.

К зиме 2022 года сотрудники зарубежной кампании подошли к финалу — оставалось завершить пуско-наладку, установить программное обеспечение и автоматизировать процессы. В связи с санкционными ограничениями специалисты были покинуть страну.

— Что делать? Мы не опустили руки, — рассказывает Евгений Малинин. — На «Северстали» есть свои высокопрофессиональные кадры. В частности, в «Северсталь-инфокоме». Мы обратились к руководству, подробно рассказали о сложившейся ситуации. В «Инфокоме» согласились нам помочь.

— Сначала, если честно, был легкий шок, — вспоминает Николай Смирнов. — Но взяли паузу изучить документацию, режим работы машин, так сказать, погрузиться в процесс. Такого опыта у нас не было. Но все же удалось перестроить свою работу, создать команду из шести человек — это четыре специалиста по автоматизации и два по программному обеспечению. Примерно через две недели приступили к выполнению задачи. Было очень непросто. Но очень интересно!

И процесс пошел. В итоге сегодня коксовая батарея полностью автоматизирована. В этом сложном процессе, от момента загрузки сырья до получения конечного продукта и его выгрузки, все элементы настолько плотно взаимодействуют друг с другом и с другими системами, что если на одном из этапов что-то пойдет не так, то все остальные узлы будут об этом знать и сами примут грамотное решение, как поступить.

И еще одна деталь: если шкафы с автоматикой КБ-11 составить в ряд, то получится длина, равная периметру футбольного поля. Огромный мозг огромного робота!

Точка роста. Ситуация с уходом иностранной компании принесла специалистам бесценный опыт.

— Во-первых, сейчас мы знаем, как работает импортное оборудование. Что было бы, если бы «Paul Wurth S.A.» осталась? Мы бы завершили строительство, пожали руки и разошлись. Для устранения любых неполадок пришлось бы вызывать их, — делится Евгений Васильевич. — Нашим специалистам быстро это сделать было бы невозможно, так как они не сталкивались с подобным. Сейчас же мы сможем вызвать сотрудников «Инфокома», они знакомы с оборудованием, программами и так далее и смогут быстро реагировать и устранять неисправности.

— Во-вторых, батарея уже настроена под нас, — добавляет Николай Валентинович. — Иностранные специалисты как к делу подходят? Делают только по заранее намеченному алгоритму. Мол, сдадим, а вы дальше переделывайте, если нужно. Наши специалисты более гибкие. Если от цеха поступает какое-то пожелание (а их всегда сыплется очень много) и оно действительно дает плюс, выигрышно в удобстве использования, скорости работы, снижении волатильности, то оно, естественно, сразу реализуется.

— В-третьих, эта ситуация показала, что мы можем справляться своими силами, — аргументирует Андрей Владимирович. — Приведу показательный пример. В машинах коксовой батареи используются световоды, позволяющие передать информацию от одного узла до другого. Некоторое время назад часть световодов была порвана. Даже в лучшие времена срок поставки новых составлял до полугода. Сейчас же, когда разорвались логистические цепочки, срок поставки мог растянуться на неопределенное время. Однако персонал КЦ-3 своими силами из подручных материалов восстановил световоды. Подчеркну, не отремонтировал, а сделал свои. Нашли пучки, спаяли. Помогла экспертиза и высочайший профессионализм нашим сотрудников!

Елена Билева,

golos@35media.ru

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 13 →

Минэкономразвития прогнозирует рост безработицы осенью. А вы испытываете трудности с работой?

32.61%
23.91%
39.13%
4.35%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

"Всего несколько дней остаётся до открытия Архангельского моста в Череповце.

Программа насыщенная. Отметим наградами мостостроителей, дорожников. Выступят коллективы «Чайф», «Дискотека Авария», Niletto, пройдёт шоу дронов. Праздник завершится красочным фейерверком. Автомобильное движение по мосту откроется 11 августа в 11 часов.

10 августа станет историческим днем для города. Новый мост - крупнейший инфраструктурный объект Вологодчины за последние несколько десятилетий. Приглашаю всех стать частью этого события! Для тех, кто не сможет посетить мероприятие, будет организована трансляция".

6 Августа 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

ПСО «Ты не один»

35 Медиа
смотреть
10 августа, среда
01:49:27
Коронавирус
Коронавирус
193979 (+69) чел
Курсы валют
USD 60.32
EUR 61.16