Вячеслав Дубровин: «Не всем хоккеистам дано стать великими»
Заслуженный тренер России Вячеслав Дубровин за свою карьеру воспитал семь поколений хоккеистов — столько групп он выпустил из хоккейной школы. Среди его воспитанников не только титулованный Вадим Шипачёв, но и игроки легендарной тройки Кочин — Петров — Старковский, сегодняшняя восходящая звезда «Северстали» Никита Гуслистов и многие другие. «Голос…» побеседовал с мэтром тренерского цеха накануне его юбилейного дня рождения.
Вячеслав Викторович, дата вашего рождения — 22 апреля, место рождения — Ульяновск, как у Владимира Ильича Ленина. Часто вам приходилось отвечать на вопросы по поводу такого совпадения?
Да, как-то я даже спрашивал у мамы, почему она меня не Владимиром назвала. Но если честно, не помню, что она мне ответила.
Когда начали заниматься хоккеем?
В детстве, в Ульяновске. Но сначала был футбол и турнир дворовых команд. Мы попали в финал, но проиграли. Нашего вратаря пригласили в секцию общества «Спартак». А мы с друзьями ходили смотреть на тренировки. Как-то тренер бил по воротам, а мы подавали мячи, в один из моментов я встречно с лету ударил по мячу так, что он точно вернулся обратно к тренеру. Он меня подозвал и говорит: «Завтра приходи на тренировку». Вот так в 13 лет я попал в организованный спорт. А зимой мы перешли хоккей с мячом, на коньках к этому моменту я уже умел кататься. Когда мне было 17 лет, этот же тренер возглавил команду по хоккею с шайбой «Торпедо» и пригласил туда меня. Пять лет отыграл в Ульяновске. Приезжал с командой в Череповец, тогда еще играли на уличной площадке на стадионе «Металлург». Я даже как-то забил гол в матче открытия сезона и мне подарили фотоаппарат. А потом меня позвали в Череповец, дал добро, и с июля 1971 года я здесь.
Как складывалась карьера в Череповце?
Играл в «Металлурге» пять сезонов, был и капитаном, и комсоргом, и профоргом. А в 1976 году, мне тогда было 29 лет, решил закончить игровую карьеру и попросился в школу работать.
Какая функция была у комсорга в хоккейной команде?
Тогда все хоккеисты были комсомольцами. Взносы собирал, собрания проводил, проступки обсуждали, участие в каких-то мероприятиях. Но если честно, не было каких-то серьезных проступков, чтобы их разбирать, так — нарушение трудовой дисциплины. Профессионального спорта в ту пору не было. Мы тогда числились работниками цехов завода. Я, например, сортопрокатного. В цех ходили только за зарплатой. С рабочими пересекались, здоровались, разговаривали. Если плохо играешь, то с тебя на производстве по всей строгости спросят, так что стыдно было плохо играть. Но относились к нам доброжелательно. Хотя получается, что кто-то за меня и мою зарплату работал. Позднее официально ввели должность инструктора по спорту.
Каким был ваш первый набор в хоккейной школе?
Сначала было несколько групп, а года через два мне предложили из ребят 1965 года рождения создать спортивный класс в школе № 12. Кто был в этом классе? Петров, Кочин, Старковский, Кувшинников, Проскуряков, Сафронов. Это люди, которые немало добились в хоккее. Олег Кувшинников сам не захотел продолжать карьеру в спорте, хотя по габаритам выглядел очень прилично, был с неплохими задатками.
Тренерский труд сразу понравился?
Сразу! Было интересно наблюдать, как малыш постепенно вырастает в мужчину. Пришёл «гадкий утёнок», а превратился в «лебедя». Ребята становятся мощными, стройными, красивыми. Мне всегда были по душе игровые виды спорта, поэтому такая творческая работа точно для меня. Очень здорово, когда получается разглядеть в мальчике, ещё неумейке, интересные качества. Я ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию! А организация спортивных классов была правильным решением, так как со льдом была просто беда. Только с 11 до 13 часов в СКЗ «Алмаз» было «мертвое» время, никем не востребованное. Вот мы и стали в эти часы заниматься, а спортклассу это было проще, школа находилась совсем рядом со льдом.
Когда дети начинали заниматься хоккеем в те годы?
Начинали с 9 лет. Но потом добирали ребят и 10 — 11- летних. Ежегодно подбирали. Приходили мальчишки, показывали своё мастерство, катание. Кого-то приглашали заниматься.
Сейчас такое невозможно?
Дело в том, что сейчас детям негде самостоятельно заниматься. Например, я никаких детских школ не оканчивал, но попал в хоккей. Тренировался сам — где-то подсмотришь, где-то интуитивно додумаешь. И драться приходилось за коньки, клюшки на стадионах, на улице. Сейчас родителям говорю, что половина ваших детей не прошли бы испытания уличным хоккеем. Надо было самому, без родителей, куда-то идти, лёд расчищать, каток заливать. Поэтому в то время ребята приходили в секцию более подготовленными и физически, и морально. Сейчас если есть где-то «подкатки», то всё за деньги. Да и такого количества льда у современных детей нет. Дело в том, что они развиваются неравномерно. Среди детей одного года рождения биологическая разница в развитии может достигать трех лет. И потом у тех, кто медленнее развивается, шанса догнать уже не будет. Нужны альтернативные школе группы, в которых ребята могли бы заниматься. И если из одной возрастной группы выйдет хотя бы один хороший игрок — это уже успех, если два-три — великолепно! А изначально набираем 100 человек. С таким количеством ребят, разбивая их даже на 2-3 группы, одному тренеру работать сложно.
Что почувствовали, когда ваши первые воспитанники попали в команду мастеров?
Порадовался за себя, так как мне удалось сделать то, что хотел. Хотя я их взял уже командой, им было по 11 лет. Кстати, то же самое было и с 1987 годом. Этих ребят тоже изначально набирал не я, ко мне они пришли 11-летними. В команде были Шипачёв, Егоршев, Кокуёв, Тряничев.
Предполагали, что ваши первые воспитанники Петров, Кочин, Старковский станут тренерами?
Пока они были у меня, конечно, об этом не думал. Так сложилось как-то само собой.
Как вы думаете, Вадим Шипачёв может стать тренером?
Думаю, что да. Мне кажется, он пойдёт в тренерскую профессию, у него для этого есть всё: он и показать может, и потребовать. И я не могу сказать, что в хоккее ему все просто давалось. Трудно быть тренером, когда тебе всё легко даётся, если ты талантливый человек. Талантливому человеку многие вещи, которые он исполняет, кажутся элементарными. И став тренером, он не понимает, почему другой игрок не может их сделать. Не всем дано быть великими.
За тренерской работой своих учеников наблюдаете, видите какие-то свои наработки у них?
Я никому не навязываю свои идеи даже сейчас, когда являюсь старшим тренером в школе. Предложения и советы у меня есть, пользоваться ими или нет, решать им. Когда в 1976 году я начинал тренировать, хоккей был другой — скорости, техника, инвентарь… Смотрите, какие клюшки сейчас! А тогда для тренера и литературы никакой не было. Помню, ездили на турниры через Москву, так я сразу бежал в книжный магазин искать литературу по любому виду спорта, чтобы что-то взять оттуда для своей работы. Смотрел тренировки мужских команд, чтобы что-то взять на вооружение и трансформировать для детей. А сейчас есть всё!
Игру своих воспитанников смотрите как болельщик или как тренер?
Смотреть хоккей как болельщик я уже давно не могу! Смотрю как профессионал. Вижу все ошибки.
В последние годы приходилось за что-то журить по итогам матчей Вадима Шипачёва?
У него особенный стиль игры — он хоккейный шахматист. Я ему давно говорил: «Вадик, у тебя хороший суфлёр в голове, ты его слушайся». Есть у него природное чутьё, когда и что нужно сделать. Это не каждому дано. А журить? Я не видел у него провальных игр. Если и есть матчи, где его критикуют, то не забывайте: все соперники давно знают, что не дать Шипачёву играть — это не дать играть его команде.
А конфликты с Вадимом когда–нибудь случались?
Ни разу. Он во всём знал меру. И есть еще такой нюанс: когда он иногда делал не так, как я просил, это улучшало игру. А такие «нарушения» я приветствую. Я и потом на его примере говорил другим ребятам: «То, что я говорю, вы должны делать, но если вы делаете по-своему, то не должны перечёркивать мои задачи либо должны улучшить их». И еще про сильное качество Вадима Шипачёва могу сказать: он умеет совершенствоваться. Из того, что он сегодня умеет делать, далеко не все заложил в нем я. Хотя не буду скрывать, что как тренер всегда мечтал воспитать не просто олимпийского чемпиона, а игрока такого плана, как Вадим.
Владимир Сентябрев,
golos@35media.ru