"Понимаешь, что твоя подпись решает судьбу человека"
В марте были подведены итоги областного конкурса «Судья года — 2021». Победителем стала Ольга Титова, которая более 20 лет работает в Череповецком районном суде. В беседе с журналистом «Голоса Череповца» Ольга Анатольевна рассказала о своей детской мечте и первом деле, которое она рассматривала в судейском кресле, о непростой миссии судьи и новом увлечении, обретенном в разгар пандемии.
Ольга Анатольевна, как вы пришли в профессию?
Насмотревшись сериала «Следствие ведут знатоки», я лет с 14 мечтала стать следователем. Целенаправленно поступала в юридический вуз. По окончании школы в 1986 году пришла на работу в Первомайский районный суд Череповца секретарем судебного заседания. Поступила на заочное отделение Вологодского факультета Московской государственной юридической академии. Когда училась на четвертом курсе, меня пригласили на работу в милицию. Детская мечта сбылась: шесть лет я работала следователем в первом отделе милиции УВД Череповца.
А потом у меня состоялась беседа с Верой Анатольевной Загрядской, председателем Череповецкого районного суда. Хорошо помню ее слова: «Судья — это высшая ступень карьеры юриста». Вера Анатольевна пригласила меня на работу в суд. У меня к тому моменту был достаточный юридический стаж (5 лет), соответствовала я и по возрастным критериям (не младше 25 лет) — это установленные законом требования к кандидатам на должность судьи. Сдала квалификационные экзамены, чтобы участвовать в конкурсе, и указом президента РФ была назначена на должность судьи. Мой первый рабочий день в судейской мантии — 5 октября 1999 года.
Помните первое дело, которое рассматривали?
Конечно! В милиции я занималась расследованием общеуголовных дел — о кражах, грабежах, разбоях, хулиганствах, а здесь мне в первый рабочий день дали на рассмотрение дело о нарушении правил безопасности при проведении строительных работ, повлекшем по неосторожности смерть человека. Дело было так: на участке в деревне мастера должны были убрать электрический столб, но перед этим его нужно было закрепить. Они этого не сделали, и столб упал на родственницу хозяев участка, женщина скончалась. С подобными преступлениями, работая следователем, я не сталкивалась и поначалу, признаться, немного растерялась. Но взяла себя в руки, изучила судебную практику, рассмотрела дело и вынесла обвинительный приговор, который вступил в законную силу.

Вы рассматриваете только уголовные дела? Насколько изменилась картина преступности?
Суд у нас небольшой — шесть судей. Три из них рассматривают уголовные дела, три — гражданские. Когда я только пришла на работу, подобного разделения не было. С утра рассмотришь несколько дел о расторжении брака, а потом приступаешь к рассмотрению уголовного дела — такая практика была в порядке вещей. Потом в России образовалась мировая юстиция, был увеличен штат судей в городских и районных судах, появилась специализация судей.
Если говорить о преступности, то, конечно, она претерпела существенные изменения. В начале нулевых
было много уголовных дел о хулиганстве, много преступлений совершалось несовершеннолетними, зачастую — в составе группы, поэтому было непросто установить роль каждого подсудимого в совершении преступления. Сейчас таких дел практически нет. Изменилась наркопреступность: раньше людей судили за выращивание конопли или мака, а сейчас — за то, что они делают «закладки» с наркотиком. Остались бытовые преступления, в том числе тяжкие: причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти — как по неосторожности, так и умышленное (убийство), но их количество также снижается. Ну и конечно, никуда не делись имущественные преступления — кражи, грабежи, разбои, но и их становится меньше.
Насколько изменилась материально-техническая база судов?
Изменения кардинальные. Мы начинали работать на механических печатных машинках. Перестук такой стоял — на улице слышно было! Первый компьютер появился у председателя суда, мы все ходили смотреть, что это за интересная техника. Конечно, компьютеры, принтеры и прочая оргтехника очень облегчили нашу работу. Во время пандемии мы начали активнее использовать систему видео-конференц-связи. С одной стороны, это очень удобно. Например, нужно было допросить специалиста-эксперта из Новосибирска. Но одно дело — допросить по ВКС специалиста, и совсем другое — ключевого свидетеля. По моему мнению, делать это лучше вживую, чтобы видеть непосредственную реакцию на вопросы обвинения или защиты, оценить поведение, которое, к примеру, может указывать на то, что человек лжет.
Наверное, ложь — это не единственная реакция, с которой вам приходится сталкиваться в судебном заседании?
Разумеется. Участники процесса иной раз целый спектр эмоций выдают. Особенно тяжело психологически приходится при рассмотрении дел, где потерпевшими выступают дети. Но при всех условиях необходимо сохранить объективность и беспристрастность — главные профессиональные качества судей. Или взять другую категорию дел — дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими. В производстве было уголовное дело в отношении молодой девушки. Только окончила институт, у нее прекрасные перспективы, замечательные характеристики. Она недавно получила права и не сориентировалась на дороге в экстренной ситуации. Одна ошибка стала причиной аварии, в которой погибли шесть человек. На скамье подсудимых сидит девушка, ее держат за руки мама и папа. А на другой скамье — родственники погибших по ее вине людей. В нашей работе необходимо четко соблюдать баланс между тем, чтобы с пониманием подойти к конкретной ситуации, ее участникам, и следованием букве закона. Работа судьи — это огромная ответственность, ведь ты понимаешь, что от твоей подписи под приговором решается судьба человека. Поэтому так важно внимательно и всесторонне подходить к каждому делу.

Ольга Анатольевна, есть ли у вас хобби?
Два года назад в разгар пандемии я приобрела дачный участок, поэтому можно сказать, что я теперь садовод, «очень сильно начинающий». (Улыбается.) Раньше не верила подругам, которые мне говорили, что дачно-огородная жизнь затягивает. Была искренне убеждена: это не для меня. Но когда проклюнулась первая рассада, это было непередаваемое ощущение! Выращиваю помидоры, почему-то у меня стали расти именно они, значит, так тому и быть! Работа на даче — это и отдых одновременно, который позволяет полностью отключиться от рабочих вопросов и будней городской жизни.
Блиц-опрос
* Главные профессиональные качества судьи?
— Внимательность и любовь к людям.
* Судейская мантия — это форменное обмундирование?
— Нет, это символ власти, ведь без мантии судья не может проводить судебное заседание и осуществлять правосудие.
* Были ли в вашей карьере оправдательные приговоры?
— Были. Но в целом в системе российского правосудия их не так много, поскольку в РФ существует институт предварительного расследования — именно на этой стадии осуществляется поиск и закрепление доказательств. Прежде чем дело поступит на рассмотрение в суд, оно проходит несколько фильтров — в следственных органах, прокуратуре.
* Судья сам пишет приговор?
— Только сам. Если дело многоэпизодное, то заранее может быть изготовлен проект приговора, с указанием существа обвинения, но окончательный вердикт формируется, конечно, только после анализа показаний и исследования доказательств, которые происходили во время процесса.
Марина Алексеева,
golos@35media.ru
Похожие новости

Как Вологда влюбила в себя актеров «Великолепной пятерки»

Череповчане помогают землякам. родственники которых находятся в зоне боевых действий
Популярное
