Как с апреля изменилась стоимость ОСАГО? Подробный расчет

Источник: Голос
С 1 апреля вступили в силу новые коэффициенты.

Система ОСАГО продолжает меняться. Очередные поправки вступили в действие в первый день апреля. Ранее автомобилистов обнадеживали тем, что самых дисциплинированных и опытных не только повышение тарифа не должно коснуться, но, возможно, кто-то даже будет в выигрыше. Те, кто не верил в снижение стоимости, в марте спешили оформить полис заранее, так как это можно было сделать тем, чей срок продления страховки приходился на апрель. Успели не все. Те, кто отложил это важное дело на последний день марта, оказались разочарованы: электронные системы страховых компаний перегружали данные под новые правила и не позволяли рассчитать стоимость полиса и оплатить его. Но стоило ли торопиться и как все происходит на практике?

Бонус-малус. С 1 апреля вернулись «классы» для водителей и согласно им начали действовать новые коэффициенты бонус-малус. Во всех таблицах они шифруются аббревиатурой КБМ. Суть изменений в том, что выросла максимальная скидка по ОСАГО для автовладельцев, которые не были виновниками ДТП в определенный период, а для «аварийных» водителей полисы совершенно однозначно становятся дороже.

Итак, КБМ — это скидка за безаварийное вождение. Коэффициент зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем во внимание берутся только ДТП, где страхуемый автомобилист был виновником ситуации. А обновляется КБМ один раз в год для всех автомобилистов именно 1 апреля. В течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете еще один полис на другой автомобиль.

Многолетнее безаварийное вождение также поощряется. За каждый год без происшествий положена скидка в размере 5%. И вот вам первое изменение. Ранее максимально возможная экономия была 50% при условии безаварийной езды в течение 10 лет подряд. Теперь скидка стала больше.

Верхняя и нижняя границы «коридора» КБМ расширены.

* Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. Это соответствует скидке в 54%.

* Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.

Прежде чем покупать полис ОСАГО, стоит сделать расчеты в нескольких страховых компаниях.
Прежде чем покупать полис ОСАГО, стоит сделать расчеты в нескольких страховых компаниях.

Дорогая расплата. Если водитель становится виновником аварии, то стоимость его полиса на следующий страховой период увеличивается значительнее, чем потом будет снижаться при безаварийной езде. То есть через год она не вернется к прежним значениям. Арифметика здесь мало кого обрадует. Вот пример. У водителя год назад был минимальный КБМ — 0,5 (по новым правилам 0,46), и он за минувший год стал виновником одного ДТП. По этой причине после 1 апреля водитель сразу «улетит» из 13-го класса в 7-й, а его КБМ будет 0,78. А вот вернуться обратно к минимальному значению (снова в 13-й класс) ему можно будет лишь через шесть лет (!) безаварийной езды, а до того КБМ будет снижаться постепенно.

Если в течение года по вине водителя было больше одного ДТП, то КБМ растет еще сильнее. И, как уже было сказано, в худшем случае можно достичь значения КБМ в 3,92. То есть рост цены полиса от базовой ставки будет почти в четыре раза.

Также для справки скажем, что если водитель имеет минимальный КБМ — 0,46, но в течение следующего года произойдет одно ДТП по его вине, то коэффициент подрастет до 0,78, если два — до 1,17, если три — до 2,25, а если четыре и более — до 3,92. То есть при одном ДТП стоимость ОСАГО вырастет почти на 70%, при двух — на 154%, при трех — на 390%, а если ДТП будет больше трех, то в 8,5 раза.

Формула расчета. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ можно по специальной таблице, если, конечно, есть желание это делать либо требуется убедиться, что страховая компания сделала правильный расчет.

Кроме КБМ есть еще ряд коэффициентов, на которые умножается базовая ставка полиса. Все они представлены в таблице на бланке вашего полиса ОСАГО. Расшифровка коэффициентов в нем такая:

* ТБ − базовая ставка,

* КТ − территориальный коэффициент,

* КБМ − коэффициент безаварийности (бонус-малус),

* КВС − учет стажа и возраста автовладельца,

* КО − количество водителей, вписанных в полис,

* КП − коэффициент, зависящий от срока страхования ТС,

* КС − параметр, зависящий от периода использования ТС,

* КМ − параметр, зависящий от мощности автомобиля.

И теперь пример в рублевом эквиваленте, чтобы понять цену ДТП при расчете стоимости ОСАГО. Мы нашли одну из самых низких базовых ставок в Череповце — 4 892 рубля (в некоторых весьма популярных у нас компаниях ТБ доходит до 5 500 рублей). Территориальный коэффициент в Череповце — 1,64. Коэффициент учета стажа и возраста автовладельца возьмем наиболее благоприятный (стаж свыше 10 лет, возраст в районе 40 лет) — 0,91, в полисе один водитель (КО = 1), страховой период и срок использования — год (КП = 1 и КС = 1), мощность двигателя от 100 до 120 л. с. (КМ = 1,2).

Формула очень простая:

S = ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КП*КС*КМ

Если вы идеально дисциплинированный водитель, то ваш КБМ = 0,46, и тогда стоимость полиса:

S = 4892*1,64*0,46*0,91*1*1*1*1,2 = 4 030 руб.

Если вы совершили всего одно ДТП за год, КБМ равен 0,78:

S = 4892*1,64*0,78*0,91*1*1*1*1,2 = 6 833 руб.

Если вы совершили два ДТП за год, КБМ уже равен 1,17:

S = 4892*1,64*1,17*0,91*1*1*1*1,2 = 10 250 руб.

Если вы совершили больше трех ДТП за год, КБМ максимальный — 3,92:

S = 4892*1,64*3,92*0,91*1*1*1*1,2 = 34 343 руб.

Вот такая прогрессия. Также важно знать, что сейчас при переходе со «старых» КБМ на «новые» будет действовать методика пересчета, закрепленная в указании ЦБ. А оно гласит, что даже если у водителя не было страховых возмещений по ОСАГО в минувшем году, но при этом его предыдущий КБМ был максимальным (2,45), то с 1 апреля 2022 года он станет еще выше — 2,94, потому что теперь это значение соответствует нулевому классу КБМ. Всего классов, еще раз подчеркнем, теперь 13, из которых тринадцатый — лучший.

Молодым — в разы дороже. Из расчетной формулы мы также видим, что серьезно влияет на цену полиса возраст и стаж водителя. Самый большой коэффициент у водителей до 21 года со стажем менее 1 года — 2,27.

А с 1 апреля базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличился с 1 до 1,17. То есть им автоматически присваивается 3-й класс. Следовательно, они будут платить на 17% больше, чем при прежних условиях. Если такой водитель сможет проездить год без аварий по своей вине, то для него КБМ снизится до 1, что соответствует 4-му классу. Но уже при одном ДТП он сразу отправится в первый класс, в котором КБМ — 2,25.

Поэтому можно прикинуть, что примерная цена полиса для такого водителя будет:

S = 4892*1,64*1,17*2,25*1*1*1*1,2 = 25 344 руб.

А если он совершит ДТП, то через год ценник может еще удвоиться!

Продолжит расти? До вступления новых правил в силу эксперты Российского союза автостраховщиков говорили, что при прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее. Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя. Действующий тарифный коридор базовой ставки для частных автомобилистов, которые ездят на легковых автомобилях, от 2 224 до 5 980 рублей.

Именно так и получилось. Например, я в своей теперь уже бывшей компании 1 апреля получил новое предложение на несколько сотен рублей дороже, чем годом ранее. Однако у конкурента, у которого базовая ставка сейчас ниже, купил полис как раз на 8% дешевле, чем в 2021 году. Поэтому есть смысл перед покупкой полиса сделать расчеты в нескольких страховых компаниях.

В целом получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля стала выше. Особенно для тех, кто в последние несколько лет попадал в ДТП по своей вине. Зато возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.

Добавим, что стоимость ОСАГО в ближайшие месяцы может начать расти из-за подорожания автозапчастей и увеличения стоимости ремонта. Страховщики могут поднять базовую ставку.

к сведению

Кто в 13-м классе?

«Классы» — это категория, которая присваивается водителю в зависимости от его стиля вождения. В 2019 году они были отменены, но теперь снова вернулись. Начинающим водителям устанавливают 3-й класс. Самому дисциплинированному водителю — 13-й класс.

С 1 апреля 2022 года стоимость полиса ОСАГО:

* для начинающих водителей увеличится на 17%;

* для водителей, ставших виновниками как минимум двух ДТП за год, повысится на 60%;

* для опытных водителей, которые за рулем без аварий не менее десяти лет, может понизиться максимум на 8%.

Владимир Сентябрев,

golos@35media.ru

Назад к выпуску

Лента новостей

Выбор
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Опрос

ОПРОС

← 1 / 6 →

Посадили ли вы картофель

28.23%
30.65%
23.39%
17.74%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Александр Казначеев
председатель совета ветеранов УМВД по Череповцу
Александр Казначеев

"Как сейчас помню, насколько волнительным и ответственным событием было для нас, вчерашних октябрят, вступление в ряды пионеров.

Наверное, сложно назвать патриотизмом то чувство, которое мы испытывали, да и дети ведь были — третий класс всего. Но чувство гордости переполняло!

Первые галстуки у нас были очень красивые — красные, шелковые. Поначалу мы целыми днями их не снимали, после уроков прямо в галстуках бежали играть во двор. Галстуками мы вообще очень дорожили".

19 Мая 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
смотреть
29 мая, воскресенье
14:59:48
Коронавирус
Коронавирус
191031 (+50) чел
Курсы валют
USD 66.40
EUR 69.44
Погода
Погода
+3 (-1)