Новый штраф за отсутствие техосмотра. Кому выпишут?
1 марта 2022 года в силу вступили новые поправки к процедуре техосмотра, а также появился штраф в размере 2 000 рублей за его отсутствие. Это нововведение вызвало различные толки среди автомобилистов, они наперебой дают друг другу советы в соцсетях. Правильно ли череповчане трактуют новые правила и кому до сих пор нужна диагностическая карта, «Голос Череповца» спросил у капитана полиции Артема Лыскова, старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения технического надзора ГИБДД УМВД России по Череповцу.
Штраф не для всех. Многие автолюбители встревожились: «Как штраф? Ведь техосмотр вроде отменили. Почему опять вводят?»
— Необходимость прохождения технического осмотра и получения диагностической карты никто не отменял. Просто в связи с антиковидными мероприятиями, согласно постановлению правительства РФ, действия диагностических карт продлевали на шесть месяцев, — поясняет Артем Лысков. — Это коснулось тех карт, действие которых заканчивалось в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.
Штраф возможно наложить не чаще раза в сутки. Отслеживать нарушение будут автоматические камеры и инспекторы при проверке на дорогах.
Хотим успокоить: если вы обычный владелец легкового автомобиля или мотоцикла, для вас техосмотр добровольный. То есть за отсутствие диагностической карты вас не оштрафуют.
— Под данные санкции попадают не все водители, — продолжает Артем Владимирович. — Есть исключения. Проведение техосмотра является необязательным для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств, если они не осуществляют коммерческие перевозки пассажиров, то есть используют транспорт только в личных целях. Но в двух ситуациях пройти техосмотр необходимо: 1) если были внесены изменения в конструкцию транспортного средства, 2) при осуществлении регистрационных действий, связанных со сменой собственника.

Кого касаются изменения? «В первую очередь поправки к процедуре техосмотра касаются юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств», — говорит Артем Лысков. То есть новый штраф введен для владельцев и водителей такси, коммерческой техники, грузовиков, автобусов.
— Как будут выявлять нарушителей?
— Инспекторы будут останавливать, проверять по базе, проходил ли водитель техосмотр.
При этом возить документ с собой водитель не обязан: наличие или отсутствие диагностической карты легко проверяется через соответствующие сервисы. И если инспектор это сделает и выяснит, что диагностическая карта в отношении данного автомобиля не оформлялась, будут все основания для составления протокола и вынесения постановления о назначении штрафа.
Соблюдать периодичность. «Для каждого автомобиля установлена своя периодичность прохождения технического осмотра. Интервал может составлять один год, два года, а в некоторых случаях полгода», — говорит наш собеседник.
Раз в год процедуру должны проходить такси, автобусы, если возраст транспортного средства не превышает пяти лет. Для автобусов, такси, с момента выпуска которых прошло пять лет, а также транспортных средств, перевозящих опасные грузы (независимо от года выпуска), применяется еще более строгая норма — техосмотр нужно проходить раз в полгода.
Добавим, что с 1 марта 2021 года операторов техосмотра обязали заверять документы электронной подписью, что, по задумке авторов законопроекта, призвано снизить количество поддельных диагностических карт. В общем, коммерческим перевозчикам действительно проще пройти техосмотр по закону.
к сведению
Что делать при смене собственника автомобиля?
1. При постановке автомобиля на регистрационный учет необходим действующий технический осмотр (на момент подачи документов в регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД).
2. Если у автомобиля уже есть действительная диагностическая карта, проходить техосмотр заново не нужно — достаточно предъявить уже имеющуюся.
3. Если у автомобиля диагностической карты нет, обязанность предъявить ее ложится на нового собственника. Соответственно, до визита в ГИБДД ему нужно пройти техосмотр на аккредитованном пункте технического осмотра.
Новому собственнику нужно понимать, что проблемы при регистрации из-за отсутствия карты могут возникнуть у него, а не у продавца транспорта. Поэтому перед заключением договора о купле-продаже необходимо уточнить вопрос о техосмотре.
4. Наличие номера карты в ЕАИСТО — еще не гарантия ее подлинности! Если карта была приобретена незаконным образом, это может выясниться во время осмотра транспорта. На официальном сайте можно лишь «пробить» карту по базе, при этом инспектор ГИБДД имеет доступ к гораздо большему объему информации. Например, он может посмотреть фотографии, сделанные оператором техосмотра, и т. д. Поэтому следы фотошопа и другие странности (например, карта, выданная в Калужской области на автомобиль, зарегистрированный в Омске) сразу вызовут подозрения.

комментарий
Артем Лысков, старший государственный инспектор безопасности дорожного движения отделения технического надзора ГИБДД УМВД России по Череповцу:
«Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств: легковые автомобили, грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех с половиной тонн, прицепы, полуприцепы, мототранспортные средства».
Инна Анохина,
golos@35media.ru