"Замерзать не дам"! Женщина спасла соседа, призвав на помощь всю область
Первый раз пост «про Ромашку» попался мне в тарногской новостной ленте несколько недель назад. Сообщение цепляло своей искренностью и наивностью. Своими словами, не задумываясь над расстановкой запятых и правильностью синтаксических конструкций, тарножанка Анна Ламова просила помощи — не для себя, а для несчастного и одинокого соседа. «Я пишу в надежде, что найдутся люди, которые без осуждения могут помочь Ромашке просто так. Он спит буквально на улице — в доме без печки и света, окон и дверей уже шесть лет!» Сначала я просто отслеживала новости о судьбе мужчины, а потом побеседовала с Анной.
«Замерзать не дам». «Эта история началась шесть лет назад, когда я переехала в деревянный двухэтажный дом, — рассказывает мне по телефону Анна Ламова. — Поначалу на Рому особого внимания я не обращала: ну ходит и ходит, спокойный, никому не мешает. Уже позже узнала о его непростой судьбе. Ромашка никогда не знал материнского тепла и заботы. Он рос в доме малютки, потом сменил семь детских домов. Насколько мне известно, у него есть (или было) психиатрическое заболевание. От государства Ромашке досталось жилье — квартира в нашем доме. Но спокойно он никогда не жил».
Роман Ефимов (сейчас ему 35 лет) не трудоустроен. Заработка у него нет, пенсии тоже, поскольку официального диагноза для начисления пенсии по инвалидности не имеется. Прошлой осенью Романа возили на обследование, но признали, что мужчина психически здоров. Найти работу на селе не так просто, а доверчивого паренька, по словам соседки, часто обманывают. Нанимают батрачить на самую тяжелую физическую работу, а платят копейки: 200 рублей за расколотую телегу дров, «бич-пакет» да чекушку водки.
Квартиру безотказного Ромашки использовали в качестве притона: собиравшиеся там компании не только пили, курили, но и употребляли запрещенные вещества. А потом отрывались по полной — в том числе на безобидном хозяине.
— Чего мы только не насмотрелись за эти годы! — продолжает Анна. — Они выбили все стекла в квартире Ромы. Избивали его самого, издевались. Например, не раз выбрасывали Ромашку из окна второго этажа. Или скотчем примотают руки к тазику, на голову наденут кастрюлю металлическую и спускают его с лестницы с грохотом.

Анна не скрывает: поначалу считала, что Роман живет той жизнью, которую выбрал сам.
— А потом Ромашка меня удивил: стал поздравлять со всеми православными праздниками. Я хожу в церковь. Но откуда он узнавал про эти даты, ведь телевизора или интернета у него отродясь не бывало?.. Хуже всего зимой становилось. Электричество у Ромашки отключили за неуплату, печку разобрали, чтобы не спалил никого. Окон нет, дверей тоже — холодно. Так и вижу перед глазами картину: Ромашка трясется от холода и просит кипяточка. Понятно, что я и супа ему налью, и заварки дам. Со временем мы с мужем стали на троих готовить — не жалко. Не в этом дело. Просто я в этом году решила: еще одну зиму замерзать я Ромашке не дам! В январе соседа в очередной раз избили пьяные гости. Скорая, которую я вызвала, не приехала. Полиция бездействовала. И я решила действовать сама.

Скотником в монастыре. Анна Ламова выложила несколько постов в социальной сети. Другие пользователи стали активно их распространять. Люди высказывали желание помочь, спрашивали, куда перевести деньги.
— В общей сложности люди перевели нам почти 40 тысяч рублей. Первым делом мы купили Ромашке зимний костюм, термобелье, свитер, сапоги на зиму, а еще простенький мобильный телефон и, конечно, продукты питания.
Хлопоча за соседа, женщина столкнулась с множеством проблем. По ее словам, Романа не хотели брать на лечение в больницу (у него был обморожен палец), не сильно активно помогали подопечному и социальные работники:
— Они выдали ему сухой паек — крупы, растительное масло. А на чем ему готовить, если у него ни плиты, ни газа нет? Я жаловалась, что пойду на программу «Мужское и женское».
Именно Анна помогла Роману выправить документы — получить паспорт, банковскую карту. Благодаря помощи кадуйского депутата Светланы Шкипаревой мужчину все-таки положили в больницу, где он подлечился. Потом Анна отвезла его в Вологду, Роман прошел МРТ головного мозга (выявлено несколько кист), сходил на платную консультацию к неврологу по поводу приступов эпилепсии. На оставшиеся средства от сбора были приобретены выписанные доктором таблетки.
Было понятно: возвращаться домой Роману нельзя. И вновь ему помогли незнакомые добрые люди.
— Историю о Романе мне «перекинули» в социальной сети наши кадуйчане и попросили: «Светлана Николаевна, помоги!» Я зашла в группу, почитала и была возмущена до глубины души тем, что творится! — рассказывает Светлана Шкипарева, депутат муниципального собрания Кадуйского района. — Переговорила с Анной Ламовой, выяснила подробности. Позвонила главе Тарногского района, главному врачу районной больницы, в социальную службу, просила содействия. Потом, когда Роман уже прошел лечение в больнице, нужно было решать вопрос с дальнейшим его устройством. Я съездила в наш Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь, получила благословение игумена — отца Иова. И вот Роман уже несколько недель живет в монастыре, работает скотником. Я ездила проведывала его — он всем доволен.
О том, что ему хорошо в монастыре, Роман рассказывает по телефону и Анне Ламовой.
— Говорит, что нравится ему там, а общение с животными — это ведь тоже терапия, правда? Рома, кстати, очень читать любит. Моя душа теперь спокойна за него. И я от всего сердца говорю спасибо всем, кто помог Ромашке!

Обратная сторона. Любой, кто делает доброе дело, сталкивается с порцией негатива — непонимания, неодобрения, осуждения, травли. Прошла через это и Анна Ламова.
— Да, многие у нас здесь меня поддержали, но нашлись и те, кто воспринял мою активность в штыки. Больше всего неистовствовали бывшие Ромины «дружки» — они не раз обливали помоями мои окна. Кто-то подумал, что я хочу популярности, пиара. Кто-то вообще не понял, зачем я помогаю опустившемуся мужчине. Эти люди ни разу не задумались о том, что у Ромы есть душа и сердце, что он точно так же хочет жить и любить. Просто другой, нормальной, жизни он никогда не видел! И в наших силах протянуть ему руку помощи!

Анна признается, что в своем Ромашке узнает себя:
— У меня был период, когда я пила запоями. Ничего не останавливало. А после того, как умерла моя вторая девочка, все пошло под откос. Я не хотела жить. В 2009 году меня лишили родительских прав. Помню, как на суде дочка плакала и говорила мне: «Мамочка, ты не готова обо мне заботиться, мы поживем какое-то время отдельно». И меня как током ударило! Я завязала с алкоголем, восстановилась в родительских правах. Сейчас дочка уже институт оканчивает, я удачно вышла замуж за хорошего человека. По своему примеру могу сказать, что трезвость — это выбор сильных. Споткнуться может каждый, но нужно находить в себе силы встать и идти дальше. Не все могут сделать это в одиночку. И мне очень хочется верить, что благодаря нашей совместной помощи Ромашка попробует новую жизнь. Приходит осознание: мы с вами человека спасли! И это лучшее ощущение на свете!
Марина Алексеева,
golos@35media.ru
Похожие новости

Череповчанка, избивавшая щенка битой, останется безнаказанной?
